Дневник пчеловода. Про дятла Муравьеда и Токсика

Юрий Ильин 7
Дневник пчеловода. 24.04.Про дятла Муравьеда и махаона Токсика

Сегодня первый раз в этом году приехал в лес, на место прошлогодней кочёвки) Очень тёплый день! Жара! До места 17 км. 15 км по автотрассе, 1км – по грунтовой дороге и 1км с гаком по лесной дороге. На машине удалось доехать лишь до свёртка с автотрассы. Всё! Дальше непролазный снег. Высота покрова – 30…50см, а местами до 70см. И хоть мои сапоги-скороходы с пришитой материей и шнуровкой сверху. Всё равно, пока добрался – снега насыпалось прилично. Не подумайте, что я плачусь. Это просто констатация факта.

По грунтовке – накатанная колея от снегохода «Буран». А вот следов от лесных обитателей мало. Свернул на лесную дорогу. Первый свежий звериный след. Рысь. Большая кошечка. На  огромной поляне, в основном, снег стаял. Ближе к лесу остались снежные полосы и пятаки. Ага, вот опять рысь! Только теперь она бежала. Видимо. Преследовала добычу. Иду дальше. Звериная тропа, рядом с подлеском. Местами наледи – следы от звериных лёжек. Чем больше лёжка – тем больше зверь. Некогда «вычислять», кто там лежал…Птичий гомон кругом. Справа. Слева. Впереди… Радуются пернатые первому теплу…Всё. Пришёл)

Пчёл нельзя ставить на поляне, на солнцепёке. Изроятся. Да и по жаре производительность будет маленькой. Будут вентилировать улей и постоянно летать за водой. Для поддержки необходимой влажности в улье. Поэтому с осени я место выбрал на краю поляны, вдоль осинового подлеска. Чтобы часов до двух дня солнце грело ульи. А потом, чтобы их укрывала тень от осинника. Поэтому на тачке лежал снег. Возле деревьев около 0.8 – 1 метра. Чем ближе к поляне. Тем покров становился меньше – до 30-50см.

В 09:15 местного приступил к очистке тачка от снега посредством лопаты-подборки) стояла лёгкая дымка, но солнце жарило конкретно. Разделся до пояса. Токовали тетерева. Тр-тр-тр-тру-тру-тру-тру. Глухие барабанные звуки. Тликали дятлы: тлик-тлик-тлик. Влюблённая парочка дятлов выписывала пируэты в воздухе, не обращая на меня никакого внимания. Погонявшись друг за другом, они уселись рядом. Папа дятел – на берёзу, мама - на талину…

Я разжёг костёр. Скоро услышал такое знакомое жужжание. Пчела? Откуда? Пчела подлетела ко мне. Посмотрел на время 10:40. Зависла на какое-то время и приблизилась к костру. Я отчётливо разглядел крылатую труженицу. Коричневая на все 100% окраска – значит среднерусская порода. Лучшая для наших сибирских условий… Немного покружив рядом  с разгорающимся костром, пчела полетела за лог. Туда в прошлом году у нас улетело несколько роёв… Иду за сухими дровами для костра…бабочка! Махаон!) Самая любимая моя порода бабочек. Оттаяла, родненькая… Летает возле меня. Затем поднимается высоко – над деревьями…

На смену монотонным тликам пёстрых дятлов приходит протяжное «кли-у-у-у, клиу-у-у»! это орлиная парочка кружит над поляной, высматривая обед… Иду к логу, к речушке – за водой для чая.  По пути возле огромной ели обнаруживаю три муравейника. Два проснулись – муравьишки работают… А третий, в тени от ели – ещё только-только просыпаются… Что интересно: в центре муравейников небольшая воронка и трава вокруг срезана кем-то… середина муравейника получается будто потревожена..Кем? Следов на клочках снега не обнаруживаю. Разве вот эти чьи-то две лапки…Птица какая-то…

Лесная речушка разлилась. Серый? Жёлтый? Пытаюсь я определить цвет воды. Вода не мутная. Прозрачная. Но какого-то непонятного цвета…долго смотрю на воду. Жёлто-зелёновато-коричневая вода… Зачерпнул кружку. Приятная, холодненькая, с лёгким лесным привкусом.
Откидываю снег дальше. Рядом. Метрах в 15-ти – большая ель. Дятел с берёзы перелетает на ель, потом пикирует вниз. Что-то поклюёт, довольный. И улетает на берёзу. Тлик-тлик-тлик…Что же он клюёт? Муравьёв! Так вот кто оказывается разворошил муравьиные кучи! Минут через 15 процедура повторяется. Наестся пёстрый дятел муравьишек и верещит… Но как-то чересчур радостно тликает. Наверное, что-то «клинит» у дятла в голове от муравьиной кислоты…

Забыл упомянуть про махаона. Когда бабочка налеталась досыта, она уселась на… стельку от моего сапога, которую я просушивал на солнце. А после обеда я опять обнаружил махаона. Только теперь на шерстяном носке, он сушился на ветке осины… Странный махаончик. Наркоша, прям, какой-то…. Рядом сухая трава. Сухой прошлогодний лист… А он садится на мои потные стельки и носки? Соль! Вот что ему нужно после зимней спячки. Тут же даю ему прозвище – Токсик. Вспомнился случай десятилетней давности.  Тогда я караулил рои в июльскую жару. Лежал под берёзой в одних трусах. А пчёлы садились ко мне на ноги. На лодыжку, чуть выше ступни и хоботком слизывали пот. Соль им нужна. И бабочкам , оказывается, тоже!

Интересное дело. Как только орёл показывается над поляной , птички сразу смолкают. Некоторые бросаются в ветвистый подлесок. Куда орлу с большими крыльями залететь сложно. И даже дятел сразу куда-то испаряется…

Сколько интересного можно увидеть в живой природе. Причём, совсем рядом! Если любить природу и наблюдать за её обитателями…

Время к вечеру. Я откидал снег. Пообедал на свежем воздухе. Сижу. Отдыхаю. Беру сотовый – СМС-ку хочу отправить. Вдруг – сойка. Села на талину, метрах в семи от меня. Красивая: оранжево-бурая голова, хвост  с бело-синим оперением… я продолжаю набирать СМС. Сойка перелетает на осину, метрах в трёх за моей спиной. Интересно птице: « Кому ж это я СМС отправляю? И что я там такое пишу?»

Работа выполнена. Уставший, но радостный отправляюсь в обратный путь. Синички стрекочут. Тачок подготовлен – можно перевозить пчёл)