Пако и гитара рок опера

Жамин Алексей
(Либретто)
В далёком южном краю, на берегу лазурного моря жил был бродяга по имени Пако. Когда-то он плавал юнгой на большом парусном корабле, но появились пароходы и Пако вместе со всеми другими матросами списали на берег. Они остались без моря. Пако прекрасно играл на гитаре, отлично дрался и мог выпить много вина. Он был весел и красив. Девушки страстно его любили. Мужчины почитали за честь дружить с ним и ненавидели его, когда он уводил их женщин. Его много раз хотели убить, но Пако носил большой складной нож в кармане полотняных белых штанов. Убить его было непросто.

Однажды, Пако крепко выпил в таверне, поссорился с приятелями и пошёл в свою лачугу на берегу моря. Он шёл в совершенном одиночестве, правда с ним была его гитара, с ним было море. Оно сопровождало его и плело свои песни прямо ему под ноги. Пако уже почти пришёл, но увидел лунную дорожку на волнах и решил напоследок пропеть ей песню. Он взял в руки гитару и сыграл очень жалобную мелодию. Казалось, что это прекрасная девушка плачет о своём парне, который ушёл в море и не вернулся.

Гитара плакала о том, что девушку выдают замуж за богатого торговца рыбой, а она помнит своего любимого и решает больше не жить на свете. Она выходит на берег моря и идёт по лунной дорожке. Идёт, чтобы утонуть. Теперь уже Луна плачет: что ты делаешь девушка, я не могу держать твои стройные ноги, я не могу держать твою голову, мне не удержать твои тяжёлые косы. Девушка отвечает Луне: не надо, подружка Луна, держать меня, не мешай мне расстаться с жизнью. Что такое жизнь, если рядом нет любимого, а он далеко-далеко в море, там, где светишь ему не я, а ты; у меня только один путь - дойти до него по этой дороге, спуститься к нему в пучину, пусть она нас соединит.

Неожиданно Пако, что-то видит в море, волна гонит к берегу, какой-то предмет. Он видит, что это тело в белых одеждах, тело прекрасной девушки. Он бросается в волны. Он выносит девушку в белых одеждах на берег, кладёт её на песок и целует её, чтобы она начала дышать. Жизнь возвращается к ней. К ним бегут люди, большая толпа рыбаков. Они кричат на Пако: ты убийца, ты насильник, ты хотел воспользоваться беспомощной красотой и скрыть своё преступление в морских волнах, ты преступник, Пако. Пако хватают за руки и уводят. Девушку уносят. Девушка долго болеет, она не может встать с постели.

Пако в это время судят. Множество людей подтверждают, что не видели никого на берегу, кроме, Пако. Они все слышали, как плачет девушка, как она отчаянно просит о помощи. Они слышали, как она зовёт на помощь Луну и Море, ведь больше было не к кому обратиться. На площади перед таверной ставят виселицу. Пако стоит на высоком табурете и далеко-далеко в море ему виден белый парус. Он не просит о пощаде, он устал убеждать людей в своей невиновности, но сам он знает, что не виноват. Он стоит, смотрит на море и улыбается. Ему не страшно умирать, ведь он уже видел самое прекрасное, что бывает на свете. Он видел Море, видел Луну, видел Девушку. Подходит палач, надевает на Пако мешок, находит его шею и накидывает верёвку.

В толпе пробирается девушка, ей не дают пройти, на неё смотрят. Наконец, её узнают и пропускают. Палач выбивает из-под ног Пако табурет. Пако падает, голова его укрыта мешком. Он не видит больше Море. Он не видит девушку. Он никогда больше не увидит Луны. Девушка кричит. Толпа ревёт, никаких слов разобрать невозможно. Толпа на миг замолкает и слышен голос девушки. Он не виноват. Снимите его. Он не виноват. Кто-то догадывается в толпе и выкрикивает: это плакала и звала на помощь его гитара, Пако не виноват.

Проходит много лет. На набережную выезжает коляска. В коляске сидит старик, голова его неестественно свешивается набок. Коляску везёт старая женщина. Она рассказывает что-то старику. Мы на берегу, ты чувствуешь ветер, ты чувствуешь тепло, которое отдаёт нам Море. Море копило его весь длинный, жаркий день, а теперь дарит его нам. Луна касается волн и оставляет на них след, ты помнишь этот след? Голова старика по-прежнему неподвижна. Он хочет что-то сказать. Старуха понимает его. Она даёт ему гитару и устраивает её в его руках.

Гитара начинает петь. Она поёт о том, что Море прекрасно, что над ним светит Луна, что Девушка бежит по лунной дорожке, а на неё смотрит её парень. Оба смеются. Оба счастливы….
Инсценировка и текст арий
(Рок опера в двух действиях)
Увертюра: тяжёлый металл с вкраплениями цитат из классики о Луне (Дебюсси, Бетховен и что попадётся), обязательно японский барабан.
Действие первое
Действующие лица: Капитан рыбацкой шхуны; рыбаки; рыбак-хулиган и гитарист Пако; моряки торгового флота; военные моряки; жители деревушки; хозяин таверны, он же буфетчик и бармен; девушки официантки и кокотки.
В таверне сидят рыбаки, покинувшие рыбацкую шхуну, которая видна на заднике, все изрядно навеселе, ждут капитана с деньгами за улов и желают получить расчёт, качаются и поют песню.
Песня рыбаков.
Не много не мало, а тысячу лет
Стоит деревушка – одни рыбаки
Мужчины не пашут, не сеют, не жнут,
Полюбят, полюбят и в море уйдут
Иные не помнят, что дети растут
А если их парень достал до стола
То мать не успеет глазом моргнуть
В путину он юнгой отправится в путь
А девушки стройны, красивы и ждут
Когда женихи дозревают в волнах
Недолго им плакать, и косы плести
Рыбацкие сети с дырой уже тут
И пальцы ломайте – не шутка любовь!
Какие тут шутки – пришли женишки!
Недолго подышат селёдкой они
Крепким вином чисто вымоют глотки
И ромом и хересом или портвейном
Успеют сказать лишь «Да» алтарю
Колечко на палец и снова в раю
А рай моряка есть лишь один
Покажет дорогу Морской Властелин
А вы оставайтесь-ка нянчить детишек
Да не забудь те про новые сети
Отвечают женщины: И уходите, плакали мы,
Новые сети, новые сети, новые сети расставим любви!
Рыбаки: Куда вам любви! Старые сельди, старые сельди, старые сельди – свистать всех наверх!
- Капитан! Выручка! Выручай!
Песня буфетчика
Век бы не знал я друзей из морей
Век бы не видел от них медяков
Век бы не знал, что дует борей
Возьму и уеду в город ткачей
Денег не станет - возьму гобеленов
Стены завешу стадами оленей

Лучше чем разнимать драчунов,
Но у моря я рос и купался в заливе
И судьба такова – я на разливе,
И так будет всегда, на все времена
Пока всем селёдка на рынке нужна
Пока, пока, пока всем селёдка на рынке нужна
Пока есть на свете кредит и рыбалка
Будет стоять моя верная стойка!
Это не палуба, это не шквал!
Верная стойка – это не стройка
Это не стройка и не моря
Хоть всё тут порою бурлит как волна
Верной защитницей скалка моя
И всё получаю всегда я сполна
Скалку попробует ваша спина
Сегодня ты пьян, а завтра в долгах
Очутишься в дальних и бурных морях
А я потерплю и перину стелю –
Вот моя палуба, вот я в раю!
И если ты беден – вина не налью, не налью!

Входит капитан рыбацкой шхуны. В зубах дымится трубка. В руке мешок с выручкой.
Песня капитана
Ноша моя тяжела, доля моя нелегка
Это не море – это земля
Законы иные ведут тут людей
Что ни герой - то брадобрей
Или торговец или король,
Но чаще встречается лживая голь
Моряк на земле, паруса - в полный штиль
С видом на землю и я к вам пришёл
Слушай команду:
- Спустить паруса, эй, Вы, на баке – готовь якоря!
Полный ребята нам дали расчёт –
Сотню худых им в глотку китов –
Списали на берег и вас и меня
Шхуну продали уже на дрова
Сейнер купили, идёт на пару
Сельди добудет, как наших пять шхун
Видно владелец жадный сыкун!
Рому налейте, поэлью с грибами, сыр и тархун!
Ладно, ребята, не будем грустить –
Живы и ладно, будем кутить!
Поют кокотки брюнетки и блондинки, солирует одна рыжая девица.
Песня кокоток
Зачем, скажи зачем
Зачем я наряжалась и встречала рыбака
на тёмном берегу
Зачем, зачем я дома не осталась
Как в раю
Там шпильки и булавки
Там кринки, чудо склянки и духи
Зачем, зачем мне моряки
Небриты и пьяны, грубы
Без денег и сейчас грустны
Куда же нам пойти?
К торговцам и ткачам?
К богатым господам?
Но так они скучны…
Что лучше уж - без денег моряки!
- Красотка, жми сюда, о чём поешь,
Не ведаешь сама – гуляем до утра
Полна наша мошна и хватит дня на два
А хочешь, загляни – карманы глубоки
Но глотки так сухи
Что ты спеши, спеши –
Без денег и любовь бывает так грешна
Что стонут и святые от утра до утра!

Всеобщий балдёж и танцы до упада.
По стилизованному трапу, откуда-то сверху, спускаются военные моряки. Красивый мичман с одним золотым эполетом выходит вперёд.
Песня мичмана.
Турки, флибустьеры, мелкие пираты
Пищали, ятаганы
Корветы и линкоры
Волны, шквалы, пушки
Всё морская честь сметёт с пути
Моряк со дна морского, с дредноута чужого,
себе добудет славу и почёт
И теперь забудем что перенесли
Загуляем громом, пробки в потолки
- Но что я вижу? Штафирки рыбаки!
- Эй, ты! (Хватает Пако за плечо и поворачивает к себе лицом)
- Посторонись салака, дай моряку пройти!
Пако не даёт спуска, они готовы драться. Пако достаёт складной нож, Мичман срывает с бедра кортик. Между ними встаёт рыжая девица с подругами. Мичмана успокаивают его матросы, Пако оттаскивают в сторону рыбаки. Пако обижен, что ему не дали постоять за себя, и он берёт свою гитару и уходит из таверны на берег моря.
Он ходит по берегу моря, всматривается вдаль, глядит на лунную дорожку и постепенно успокаивается, берёт гитару и играет. На лунной дорожке танцует девушка. Останавливается и тихо поёт.
Песня девушки
Плачут волны, плачет берег
Не было счастья и нет
Старая мама, сгинул отец
Плачут братишки, плачут сестрёнки
Полные слёз их большие глазёнки
Зачем я мечтала, писала стихи
Достанется тело, достанется счастье
Барыге без совести и богачу
Лучше я ветру отдам свою честь
Лучше отправлю я тело в волну
Но не достанусь я старику!

Пако и слышит и не слышит – гитара его плачет, рыдает, струны разрываются звуком.
Кричит девушка, крик её полон отчаяния и печали, она прощается с жизнью, но кажется что это крик о помощи.
Пако вскакивает, бросается в море и спасает девушку. Она не дышит. Пако кладёт её на колени и целует. Девушка медленно приходит в себя, но остаётся без сознания.
Со всех сторон бегут люди, рыбаки, жители деревни, матросы и торговцы.
Песня толпы
Вот он насильник, вот он урод
Кто тут забыл, что святое и Бог
Пако насильник, Пако бездельник
Пако преступник – вяжи ему руки!
Грешны мы дома, грешны в толпе
Не попадайся и ты на коне
Если попался – то отвечай
Закон, правосудие – сполна получай!
Кто тут свидетель! Кто тут Иегов!
Бог наш судья, чёрт – прокурор!
В железо, в железо, в железо его!
Достоин он чести
Болтаться на рее
Жаль, что исчезли места на галере
Быстро несите вёсла сухие
Плотник вбивай костыли перекрест
Вот и готова наша основа
Висельник весело будет висеть
Линь перебросьте, хватайте мешок
Взгляда последнего будет лишён
Пусть не увидит, как парус мелькает
В дальних просторах
Морского пути
Сам выбирает судьбу себе каждый 
Бог не укажет, куда нам идти!
Ты уже выбрал? Не улыбайся!
Что бы ни выбрал – толпа отберёт!
Виновен, виновен, виновен всегда!
Вот и ликует, ликует толпа!
На сцену выкатывается готовая виселица из вёсел. Одного торговца одевают в мантию, напяливают ему на голову судейскую шапочку, суют в руку молоток. Скрестив руки на груди, справа от судьи, стоит «прокурор», вытаскивают пьяного нищего, дают ему выпить огромную чарку вина.
Судья: Внимания просим, суд начался!
Прокурор: Может ли долгим быть разговор
Дело тут ясно – насильник и вор
Мы обижаем честную толпу
Нет ожиданию до бесконечности
Невинность девичья требует месть
Делу конец – огласи приговор, ваша честь!
Защитник: Я тут проспал, интересное самое
Что б ни случилось, налейте вина
Распорядитесь куда мне прилечь
Будет ему отпущение дьявола
Закуской копчёной закончу я речь!
Судья: Стороны всё рассудили по совести
Я ж по закону всё рассмотрел
Пако к судьбе такой шёл от рождения
Вот приговор подлеца и нашёл!
Оглашаю приговор – достоин верёвки!
Толпа: Ур-р-ра! Судье ур-ра!
Подводят Пако, ставят на стол, набрасывают мешок на голову и стягивают шею верёвкой.
Песня палачей
Мы ангелы, артисты, мастера
Мы смотрим, как качается петля
Мы с нежностью готовили её
Спасибо, что дожили до утра
Девица так прекрасна и нежна
Под ручки к эшафоту привела
Под толстым капюшоном скрытый лик,
А за спиной коса болтается коса
Услышишь только: - Чик!
И отлетит душа!
Выбивают стол из-под ног Пако и он летит прямо в зал, будто качается на тарзанке.
Пока он качается, к виселице пробивается девушка. Взгляд её безумен, её пытаются задержать.
- О Боже! Что творите вы!
Неведомо вам зло, неведомо добро
Не виноват рыбак, спаситель мой
Он, снявший грех с души
Не дал мне руки наложить
На будущность мою
И душу погубить грехом себя-убийства
Я не желала стать женой,
А стала вечною живой виной
В погибели безвинного страдальца
Поэта, грешника и чудного мужчины
Я умоляю вас – снимите с него петлю!
И оживите, оживите, оживите…
Как он дал жизнь мне поцелуем,
Расступитесь…
Девушка оживляет Пако поцелуем, но дело плохо – он не может встать, не может говорить, его уносят, как раненого на поле боя, откуда-то взявшиеся друзья. Тушится свет – это:
Конец первого действия.
Действие второе.
Увертюра ко второму действию – только барабаны.
Шум волн. Выкатывается тележка, её везёт старуха. На сиденье расположился старик, его голова свесилась набок, он спит.
- Пако, проснись! Посмотри на звёзды, скоро луна будет светить ярко и на море появится лунная дорожка. Проснись, Пако!
Тележка поворачивается к зрительному залу. Пако открывает глаза. Через зал как по морю бежит лунный свет. Старуха кладёт Пако на колени гитару, кладёт на неё безжизненные руки старика. Они постепенно оживают, старик гладит струны, проводит рукой по всей гитаре и начинает играть. Постепенно музыка становится громкой, бравурной, чем-то бесстыдной. Пако продолжает играть и все чувства, которые может испытать человек за свою жизнь, проносятся в музыке.
Наконец Пако устаёт, руки его опускаются, но он крепко обнимает гитару. Старуха увозит Пако домой.
Конец второго действия.
Конец рок оперы