Записки психолога. Три основных вопроса в жизни

Васюков Игорь
Есть одна притча:

“Шел мудрец и увидел человека, который что-то охранял. Охранник спросил мудреца:
- Кто ты? Куда идешь? Зачем?

Мудрец был поражен этими вопросами и спросил:
- А сколько тебе здесь платят?
- Две банки риса, - ответил тот.
- Я буду платить тебе четыре, чтобы ты каждый день задавал мне вопросы: «Кто я?, Куда иду? и Зачем?», - сказал мудрец”.

Это три основных вопроса, на которые я отвечаю себе каждый раз, когда стою перед важным выбором для того, чтобы понять, поспособствует ли настоящее решение моему счастью.

Кто я?
Этот вопрос я задаю себе, чтобы разобраться в том, что или кто сейчас во мне говорит. Часто бывает так, что мной движет вовсе не мои желания и потребности, а что-то навязанное мне другими людьми. Эти убеждения, внушаемые нам с детства, настолько прочно сидят в голове, что иногда очень сложно различить, кто так думает: ты сам или твоя мама, к примеру. Такие мысли, убеждения, утверждения называют в гештальттерапии интроектами.

Еще не так давно мне хотелось иметь красный джип, и я была готова отказывать себе в других потребностях, чтобы откладывать на покупку этой машины. Когда я спросила себя, почему для меня так важно иметь такую машину, то поняла, что я просто завидую своей успешной подруге, которая рассталась со своим счетом в банке и потратила все свои накопления на осуществление своего желания. Но я никогда не водила, и у меня нет потребности куда-либо ездить на личном автомобиле! Зато я с удовольствием много хожу и езжу на велосипеде. Во мне говорило желание иметь некий атрибут успеха, которого я на тот момент не ощущала, желание казаться, а не быть.

Вопрос «кто я?» помогает возвращать к себе. А что я сейчас чувствую, когда меня просят сделать что-то, чего я попросту не хочу делать? Страх, что обо мне плохо подумают, осудят, отвергнут? Что я выберу, отстоять свои права и позаботиться о себе или помогать другому в ущерб своим интересам? Чью жизнь я сейчас проживаю, свою или чужую?

Есть такое заболевание, как созависимость, которое заключается в том, что человек живет жизнью другого человека: чувствует за него, думает за него, делает за него… В конце жизни они подводят самый печальный итог своего существования в этом теле на Земле: «Я прожил не свою жизнь»…

Куда я иду?

Я вспоминаю эпизод из «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, когда она повстречалась с Чеширским Котом и спросила у него:

    -- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
    -- А куда ты хочешь попасть? -- ответил Кот.
    -- Мне все равно... -- сказала Алиса.
    -- Тогда все равно, куда и идти, -- заметил Кот.
    -- ...только бы попасть куда-нибудь, -- пояснила Алиса.
    -- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, -- сказал  Кот.  --
Нужно только достаточно долго идти.
    С  этим нельзя было не согласиться.

Куда я хочу попасть, поступая таким образом – это второй вопрос, который помогает мне выбрать нужное решение.

Когда я прошу человека, пришедшего на консультацию, рассказать о том, к чему бы он хотел прийти, то обычно он начинает говорить о том, от чего он хочет уйти: «Хочу не болеть, не страдать, чтобы не было проблем на работе, чтобы прекратились конфликты в семье…» Но цель невозможно достичь, если она имеет негативную формулировку. Этим мы даем прямое указание бессознательному действовать в противоположном направлении, поскольку оно не воспринимает частицу «не».

Что происходит, когда вы говорите ребенку: «Не ходи в лужу, а то упадешь?» Правильно. Он делает все то, что вы сказали, только без частицы «не», т.е. идет в лужу и падает. Поэтому у вас перед глазами должен быть позитивный образ цели:
- быть здоровым;
- обрести душевное равновесие;
- наладить взаимоотношения с коллегами и руководством;
- создать мир в семье.

Итак, вопрос «Куда я иду?» помогает мне понять, способствует ли то, чем я сейчас занимаюсь, достижению моей конечной цели? Куда приведет меня то, что я сейчас делаю?

Зачем?

Если вопрос: «Куда я иду?» помогает мне понять, приду ли я в итоге к своему счастью, т.е., достигну ли я в результате терминальной, конечной цели, то вопрос «Зачем?» определяет мои инструментальные потребности. Это средства, необходимые для достижения счастья.

Например, многие считают, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым, им нужно много денег. Но деньги являются лишь одним из инструментов для достижения цели и не являются ценностью сами по себе.

Для того, чтобы проследить цепочку от инструментальных потребностей к терминальным, есть отличный способ. Нужно спросить у себя: «Что я хочу больше всего на свете?» Например, вы отвечаете: «Зарабатывать много денег». Тогда вы спрашиваете: «А зачем мне много денег?» Допустим, ответ -  «Построить дом». Далее вы снова спрашиваете: «Зачем мне дом?». И снова отвечаете. Вопрос «зачем?» задается не менее 15-ти раз до тех пор, пока на него невозможно будет ответить, потому что вы придете к своей терминальной потребности быть счастливым. Вопрос: «Для чего тебе быть счастливым?» не имеет ответа, так как это и есть смысл существования человека, заложенный Богом.

Вопрос: «Зачем я это делаю?» дает понимание того, поможет ли это мне в самореализации, в обретении любви, свободы и, в конце концов, счастья.

Зачем мне все это? Для чего? Как это поможет мне реализовать себя, свои способности, свой потенциал? Принесет ли это счастье мне и дорогим мне людям?

Совместно с Юлией Васюковой (Череповец)