Гитара музыкальная 10. Луиджи Боккерини

Родионов Виталий Константинович
Гитара в музыке классицизма.

36.
Париж первой половины XIX века был культурной столицей мира. Соцветие славных имен ослепительно. Еще не угасла память о Бонапарте, как засияли десятки новых звезд: пылкий Виктор Гюго, порывистый Александр Дюма, сентиментальная Жорж Санд, нежный Альфред Мюссе, сдержанный Шатобриан и великий «анатом» жизни Оноре де Бальзак. Здесь же художник-классицист Жак Луи Давид и его антипод романтик Эжен Делакруа (как поговаривали, сын Талейрана, всемогущего министра иностранных дел трех эпох – Консульства, Империи и Реставрации). Рядом с ними живописец Жан Огюст Доминик Энгр, гармонически сочетавший классицизм и романтизм и достигший вершин художественного мастерства. Здесь же надо упомянуть композиторов с мировым именем: Россини, Берлиоза, Паганини, Шопена, Листа.

Понятно, что именно в Париж направились гитаристы-виртуозы из разных стран: Фердинандо Карулли, Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, Луиджи Леньяни. Парижский Олимп был покорен первоклассными испанскими и итальянскими музыкантами.

Какова была музыка этих выдающихся мастеров в эпоху первого расцвета гитарного искусства? Классическая или романтическая? Или она представляла собой некий сплав двух двух стилей? Если верно последнее, то был ли он органичным?

У искусствоведов есть понятие «романтический классицизм», ярким представителем которого считают Энгра. В его полотнах естественно синтезировались оба художественных метода. Его рисунок каллиграфичен, контуры пространства выверены, композиция строится по законам симметрии, что производит впечатление красоты и совершенства.

Безусловно, музыка выдающихся гитаристов той поры не достигла безупречности полотен Энгра, но и в ней присутствует «романтический классицизм». Эти художественные стили часто вступают в конфликт между собой, что производит впечатление музыкальной эклектики. Трудно найти хотя бы одно произведение гитаристов-виртуозов той поры, которое отличалось бы моцартовским или бетховенским совершенством. Тем не менее, все они оставались «романтиками классицизма» до тех пор, пока в их музыке не торжествовала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями. Принятым нормам академического искусства они, как предтечи романтиков, противопоставляли пристальный интерес душевному миру человека.

К классико-романтическому направлению следует отнести тех гитаристов-композиторов, чья творческая деятельность начиналась в первые десятилетия XIX века. Это Карулли, Сор, Паганини, Агуадо, Леньяни, Каркасси. Они образуют солнечно-лунную плеяду художников, чья музыка наполнена чарующим светом дня и ночи.

Гитарная музыка первой половины XIX века совмещала оба художественных направления – классицизм и романтизм, которые часто шли рука об руку или же конфликтовали между собой. Поэтому искусство прославленных гитаристов имело множество ликов и стилей: пластическая и душевная красота, скульптурный и живописный тип изображения, виртуозный блеск игры и проникновенная лирика с бесконечными оттенками чувств. Это классик Фернандо Сор – с одной стороны, и романтики Паганини, Джулиани, Карулли, Леньяни, Каркасси – с другой. Все они находились на перепутье двух магистральных дорог.

Итальянские гитаристы-виртуозы первой половины XIX века заложили основу современного гитарного искусства. Среди них Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани, Никколо Паганини, Луиджи Леньяни. Их слава была велика, поскольку публика имела дело со звездами первой величины.

Испанцы Фернандо Сор и Дионисио Агуадо вывели гитару на большую эстраду, превратили ее в полноценный сольный концертный инструмент.

В старой Вене нередко появлялись переложения песен Моцарта («Фиалки», «Вечернее настроение»), Бетховена («Аделаида») и Шуберта, в которых фортепианный аккомпанемент предназначался для гитары. Часто оба варианта нот издавались одновременно с согласия авторов.

Шуберт доверял гитаре сопровождение мужских хоров (оп.11 и 16), давая возможность выбора между нею и фортепиано. Он вводит гитару в состав квартета наряду с флейтой, альтом и виолончелью.

Как звучит музыка Бетховена и Шуберта на гитаре?

Пусть это будет «Ода к Радости» из Девятой симфонии, Аллегретто соль мажор или Аллегретто ля мажор из Шести немецких танцев Бетховена. Всякий раз гитара подчеркивает классическое совершенство музыкальной формы, рельефность мелодического рисунка. Своей сдержанностью она выделяет высокую простоту чувств. Знаменитая пьеса «К Элизе», этот шедевр, эта инструментальная песня, звучит в фортепианном и гитарном варианте одинаково красиво. Однако вдумчивый гитарист в силу природы своего инструмента не поддастся соблазну играть прекрасную мелодию слащаво или сентиментально.

И «Аве Мария» Шуберта в гитарной транскрипции трогает нас именно отстраненностью от земных треволнений, хотя несомненно, что на этом произведении лежит печать романтизма. Гитара делает одухотворенный рождественский гимн совершенно бесстрастным.

Неудивительно, что композиторы-романтики проявляли горячий интерес к гитаре. Достаточно привести такие имена, как Паганини, Россини, Шуберт, Вебер, Берлиоз, Гуно, Массне, Верди. Некоторые из них хорошо владели этим инструментом. Они не могли не оценить красоту ее бархатного звука, неисчерпаемое тембровое богатство и способность проникать в самые сокровенные уголки человеческой души.


37.
Боккерини (Boccherini), (Ридольфо) Луиджи (1743–1805) – итальянский композитор и виолончелист. Свой первый сольный концерт дал в возрасте 13 лет. Учился в Риме, позднее состоял на придворной службе в Мадриде. Основатель струнного квартета, писал музыку для гитары.

Профессиональное отношение к гитарному искусству впервые продемонстрировал знаменитый композитор Луиджи Боккерини, итальянец, осевший в Мадриде. Он вводил гитару в свои струнные квинтеты, писал симфонии с партией облигатной гитары.

Таким образом, мы с полным основанием вправе назвать его отцом новейшего гитарного искусства.

Знаменитый Менуэт Луиджи Боккерини в переложении для двух гитар неподражаем. Его изящно-пленительная мелодия – это букет из французских, итальянских, испанских роз, чей аромат неповторим. Сколько ни вдыхай этой чудесной свежести, никогда не перестанешь наслаждаться ею!

Стоит задаться вопросом: нужно ли было неистово-драматичному Боккерини писать Концерт для гитары с оркестром, в котором ей отведена роль второстепенного инструмента?

Квинтеты Луиджи Боккерини специфичны: наряду со струнными инструментами в них участвует гитара. Это не что иное, как особый испанский классицизм. Нельзя не согласиться с известным путешественником и музыковедом Чарльзом Берни, который еще в 1776 году писал: «Пожалуй, не существует инструментальной музыки 6олее вдохновенной, элегантной и милой, нежели квинтеты Боккерини…»

В то время Моцарту было только 20 лет, и мир еще не знал ни знаменитой соль-минорной Симфонии, ни «Реквиема». Поэтому музыка итальянского композитора, в молодые годы навсегда поселившегося в Мадриде, на самом деле не могла не восхищать слушателей, настолько она была яркой и самобытной. Музыкальные фактуры гитарных квинтетов маэстро богатые, детали – изысканные, формы – масштабные.

Музыка Боккерини очень созвучна с жизнерадостной и светлой живописью его современника Франсиско Гойи. Придворный композитор и придворный художник творили красивое, возвышенное и на редкость одухотворенное искусство. Живым и непосредственным героям художника соответствовала взволнованная и трогательная лирика композитора. Обоим свойственны яркие колориты, цветовые пятна, неожиданные сопоставления света и тени.

Боккерини родился в 1743 году, Гойя – в 1746. Боккерини рано приобрел европейскую известность, но его жизнь текла от славы к забвению. Талант Гойи зрел медленно, и только к концу жизни художник достиг той вершины, с которой началось всемирное признание. Отсюда возникает некоторая несинхронность рождения великих произведений испанских гениев: гитарные квинтеты появились на свет немного раньше, чем шедевры живописца, идеи, образы и колорит которых очень близки музыке Боккерини.

Светлая и радостная живопись Гойи имеет прямое отношение к музыке гитарных квинтетов Боккерини, в которых каждый звук излучает оптимизм, порыв, надежду на успех или погружает в спокойное состояние отрешенности от мирских тревог, столь свойственных характеру каждого истинного испанца.

Солнечный и пленительный гойевский мир на сто процентов соответствует музыкальной вселенной Боккерини.

Компакт-диск с квинтетами Боккерини (партия гитары в исполнении Пепе Ромеро) имеет заголовок «Ночной дозор в Мадриде».

Все части цикла по-своему замечательны. Музыкальное содержание без труда можно проиллюстрировать живописью Гойи. Впрочем, делать этого не следует, чтобы не сковывать фантазию гитаристов. Выделим самые яркие и выразительные части цикла.

Финал Квинтета №1 – воодушевленная, радостная музыка не без энергичного энтузиазма, с громкими, оглушительно звучащими аккордами гитары в кульминациях.

В третьей части (Tempo di minuetto) Квинтета №2 привлекает внимание красивая танцевальная мелодия. Невольно закрадывается в голову мысль: если переложить этот номер для одной гитары, то получится нечто равноценное знаменитому Менуэту Боккерини.

Бесподобно звучит гитара в третьей части (Adagio) Квинтета №3, где царствует спокойное, гедонистическое созерцание мира.

Фанданго, завершающее Квинтет №4, рисует народный праздник. Люди увлечены танцем, гитара выбивает ритм бряцающими аккордами, ей вторят кастаньеты, неповторим и пленителен испанский колорит музыки.

Красивыми мелодиями с оттенком романтизма отличается третья часть (Allegro) Квинтета №5.

Заключительный номер Квинтета №6 обозначен как Allegretto. Это милая, изящная миниатюра, где нашлось место для гитарного соло. Нас трогает наивная, детская, беззаботная музыка.

В Квинтете №7 вновь блистает Менуэт с ликующим, радостно-приподнятым настроением, в котором есть место и для лирических эпизодов.

Безусловно, Квинтет №9 – это кульминация огромного музыкального полотна, своим сравним с гобеленами Гойи. Речь идет о четвертой части Квинтета, знаменитой «La Ritirata di Madrid». Издали доносится маршеобразная тема. Это ночной дозор покидает Мадрид. Музыка постепенно набирает силу и доходит до бетховенской мощи. Гитара подчеркивает ритм ударами аккордов, звучание достигает кульминации, после чeгo возвращается к первоначальному пиано. Тьма медленно поглотила гвардейцев. Не исключено, что композитор выразил здесь свои патриотические чувства, пламенно горевшие в сердцах Луиджи Боккерини и Франсиско Гойи. У него получили музыкальное претворение борьба и героизм испанского народа. В этом моменте композитор и живописец особенно близки друг к другу.

И как здесь обойтись без гитары? Разве можно было не ввести ее в состав струнного квинтета? Благо, что Боккерини сделал это с блеском и мастерством, оставив нам высочайшие художественные произведения с участием гитары.