Путешествие Голомянки

Валентина Храмова
                ПУТЕШЕСТВИЕ ГОЛОМЯНКИ.
               Пьеса для детей в защиту Байкала.               
              (По материалам Татьяны Быченко).

(Сцена оформлена так, чтобы зрителю было понятно, что это подводный мир Байкала. На первом плане  слева-большой камень, лежащий на дне. Звучит музыка «Славное море  священный Байкал…». Музыка постепенно стихает. Звучит голос Байкала. Это должен быть  не молодой, низкий и бархатный  мужской голос).
 
Голос Байкала: Здравствуйте, люди… Вот, решил поговорить с вами.  Вы много говорите о любви ко мне, а сами бросаете в мои воды мусор.  Вы пьёте мою воду, а сами  сливаете в меня отходы  со своего  комбината…  А хотите знать, как отражается ваша человеческая мораль на характере всех, живущих  во мне?  Да-да, нравственное состояние общества людей зеркально отражается на состоянии  окружающей их природы…
 
( Звучит музыкальная тема Голомянки №1. На её фоне Голос Байкала).
 
Голос Байкала (ласково): В глубинах  самого древнего сибирского озера Байкала жила-была любопытная рыбка по имени Голомянка. Это была очень необычная рыбка. Она была маленькая и прозрачная. И ещё она рождалась сразу рыбкой, потому что никогда не метала икру. Она резвилась в глубинных водах и радовалась жизни. И однажды ей захотелось попутешествовать  по Байкалу и познакомиться с другими рыбами, посмотреть, где кто живёт, чем занимается. И поплыла она к берегу,- туда, где вода мельче и дно близко. И где часто бывают люди.
 
  (На фоне музыкальной темы №2  появляется Голомянка. Это маленькая пухленькая девочка, одетая в розовую блузку и розовые шортики, поверх которых одет светло-розовый  с перламутровым переливом  прозрачный комбинезончик из органзы.  На груди крупная картинка рыбки голомянки. Она танцует и поёт).
 
Голомянка (поёт):  Я рыбка Голомянка, в Байкале я живу,
Поймать меня не просто, я резво уплыву!
Байкальская водица холодная всегда,
Я состою из жира, мне холод не беда!
Наряд мой: с перламутром чуть розоватый цвет,
Красивей и счастливей в Байкале рыбки нет!
Мы рыбки-голомянки прозрачны и нежны,
Мы просто одиночки, нам стаи не нужны!
 
(Голомянка танцуя, кружится  по сцене и  наступает на притаившуюся в песке за камнем  Песчаную Широколобку. Костюм Широколобки представляет собой разлетайку песочного цвета и такого же цвета лосины. На груди большая картинка рыбки- широколобки. Широколобка зашевелилась. Звучит  музыкальная тема №3.)
 
Голомянка: Ой, живой камень!
Широколобка (осторожно выглядывая из-за камня): Я не камень, я рыбка – Широколобка. А ты привидение?..
Голомянка (смеётся): Привидение?!. Ой, как смешно! Какое же я привидение? Я самая настоящая, живая рыбка Голомянка!
Широколобка: А почему ты такая прозрачная, как привидение?
Голомянка: Потому что я почти вся состою из жира. Мне никогда не бывает холодно! А зачем ты в песок под камень залезла?
Широколобка: Тс-с-с! Я здесь прячусь…Видишь, мой наряд по цвету сливается с песком и меня трудно заметить?
Голомянка: Да! Я тебя даже за камешек приняла! А от кого ты прячешься?
Широколобка (озираясь): От больших и страшных!.. (шепотом): А ещё от маленьких и вкусных!
 Голомянка (так же шепотом): А кто это-большие и страшные?
Широколобка: О-о-о! Их так много и зовут их по-разному…(озираясь): Тихо! Прячься! Маленькие и вкусные плывут!

 
(Голомянка и Широколобка прячутся за камень. Звучит музыкальная тема № 4.  Это мимо них проплывают эпишура и рачки-бокоплавы. Они изображены на картинках, которые под музыку проносят девочки, одетые в комбинезоны морского цвета..  Голомянка и Широколобка высовываясь, «хватают» ближайшие  картинки и прячутся за камень. Девочки  невозмутимо «уплывают» со сцены. Во время их сомнамбулического движения слышны голоса из-за камня: «Вкусно!», «А рачок-бокоплав аппетитный без забав!»  Когда девочки ушли, они выходят из укрытия.)
 
Голомянка (облизываясь): Но они совсем не страшные и не большие, а маленькие и вкусные! Я их тоже люблю кушать!
Широколобка: Ты меня не поняла. Большие и страшные- это… Ой! Прячься!
 
(Широколобка исчезает за камнем. Звучит музыкальная тема №5. Появляется большой, старый Осётр. Он «плывёт» опираясь на тросточку, тихо напевая  под музыку. На голове у него старая шапка-ушанка со спущенным ухом, на ногах сибирские валенки, одет в косоворотку, поверх которой тёплая безрукавка, к которой пришпилен большой орден  в виде ракушки и с надписью: «За Долголетие». На спине безрукавки пять рядов колючих косточек. Голомянка с изумлением застыла на месте, разглядывая Осетра).
 
Голомянка (испуганно): З-здравствуйте, дяденька…
Осётр: А-а-а! Здравствуй, Голомянка!
Голомянка: Вы меня знаете?!.  Как…
Осётр: (хрипло по-старчески смеётся): Ха-ха-ха!.. Да я здесь всех знаю! Я -Осётр. Я самая древняя и крупная рыба в Байкале!
Голомянка (осмелев): А почему Вы такой большой и… страшный? Вы хотите меня съесть?!.
Осётр: Ха-ха-ха!.. (смех перешел в старческий кашель, откашлявшись): Смешная Голомянка! Не буду я тебя есть, успокойся. А страшный я для всех ракообразных и бычков там разных! Я ими с удовольствием питаюсь.  (Присаживается на камень.  Широколобка ойкнув,  выскочила из-под камня и «уплыла» за сцену).  А большой я потому, что живу давно-о-о…
Голомянка: Дяденька Осётр, а что это за колючки у Вас на спине?
Осётр: Это моя гордость! Видишь, целых пять рядов косточек-жучек? Это моя защита!
Голомянка: Наверное вас, осетров, много, если у вас такая защита?
Осётр (вздыхая): Увы, маленькая Голомянка…  Когда-то нас в Байкале было очень много. Но люди почти всех выловили… (С гордостью поглаживает орден): Теперь я-Почётный Ветеран и занесён в Красную книгу…  Но для браконьеров закон не писан, они могут меня поймать, если я ещё задержусь здесь, на мелководье, вблизи от берега. (Кряхтя по-старчески, поднимается с камня): Так что, береги себя и до свидания, Голомянка! (уплывает, напевая «Дубинушку»).
Голомянка: До свидания, дяденька Осётр! (вздохнула). Да-а-а… Тяжела   жизнь ближе к берегу Байкала, если такому стокилограммовому Осётру так не везёт… Ну что ж, поплыву дальше. Ой, вода стала мутнее, дно илистее…
 
(Звучит музыкальная тема №4. Танцуя, появляются девочки с зелёными шарфиками, на которых бусами висят «икринки».)
 
Голомянка: Ой, что это? Бусы на водорослях!
 
(Трогает икринки, рассматривая.  Звучит  музыкальная тема №6. Появляется  юноша-мажор в ярком костюме. Это  байкальский Окунь).
 
Окунь: Эй, ты! Не трогай мою икру!
Голомянка: Икру?! Простите, я не знала, что это ваша икра… Я думала, что это ленточки с бусами…
 Окунь: Ты кто? Почему ты такая прозрачная?
Голомянка: Я рыбка Голомянка, я почти вся состою из жира, поэтому я прозрачная. А Вы кто?
Окунь  (закатив глаза): Звезда в шоке! Я Окунь, между прочим!  И  люблю всё красивое. Я никогда бы не оделся в такой прозрачный костюм! Это давно не модно!  И  живу я в Байкале на мелководье. Здесь вода тёплая и много растений. На них я развешиваю свою икру. Это так красиво!
Голомянка: И долго она так висит?
Окунь: Двадцать суток!
 
(девочки, держащие шарфики с «икринками», обречённо вздыхают).

Окунь  (подозрительно, наступая на Голомянку): А зачем ты спрашиваешь?! Уж не хочешь ли ты поживиться моими мальками?!
   
(Окунь отталкивает девочек с шарфиками и они грустно «уплывают за сцену).
 
Голомянка: Что Вы! Я питаюсь эпишурой и рачками-бокоплавами!
Окунь: Я их тоже люблю!
 
(Звучит музыкальная тема №4.  «Выплывают»  девочки с картинками рачков-бокоплавов. Голомянка и Окунь берут у них картинки и, отвернувшись от зрителей, делают вид, что едят. Картинки  незаметно прячут в декорациях. Девочки  «уплывают». Голомянка и Окунь повернувшись к зрителям,  облизываются).
 
Голомянка: Вкусно! Ну, мне пора плыть дальше. До свидания, Окунь!
 Окунь (уходит): До свидания, Голомянка!
Голомянка (весело): Ну вот, теперь я никого не боюсь!  Я уже видела и маленьких, и больших, и страшных, и страшно-красивых! (Смеётся).
 
(Звучит музыкальная тема  №7.  Под музыку  на высоких каблуках дефилирует длинноногая красотка. Это - Щука. Она презрительно сморит на маленькую  голомянку).
 
Щука (презрительно): Это кто здесь такой смелый?!
Голомянка: Здравствуйте!  Я - рыбка Голомянка. Я живу  на глубине в чистой и холодной воде. А  Вы кто?
Щука: Я?! Я Щука обыкновенная. И я, обыкновенно, съедаю всех рыбёшек, которые попадаются у меня на пути!
Голомянка: Госпожа Щука, не ешьте меня, пожалуйста! Я очень хочу мир посмотреть и себя показать!
Щука  (разглядывая Голомянку): Я, вообще-то, люблю рыбу покрупнее да помясистей. Пескариков да карасиков, сорогу да плотвичку, гольянов да бычков всяческих. А с тебя что взять - один жир! А мне жирного нельзя,  у меня диета. Но если ты отсюда не уберёшься, я и тобой не побрезгую!
Голомянка (испуганно): Что Вы, что Вы, госпожа Щука, я уплываю!
(Голомянка быстро исчезает за кулисами. Щука, напевая, «уплывает». Голомянка,  выглянув из-за кулис, выходит на сцену.).
 
Голомянка: Какая  опасная эта… Щука!.. Надеюсь, меня больше никто не будет пугать.
 
( Звучит музыкальная тема  №8. Танцуя, появляются три девочки в серебристых топиках и розовых коротких юбочках. На груди у них картинки рыб - байкальских омулей. Это  «Байкальские Омули» -музыкальная группа, девочки которой поют и танцуют).
 
Голомянка: Здравствуйте, красивые рыбки!
1 Омуль: Ой, смотрите!
2 Омуль: Глазам не верю!
3 Омуль: Сама приплыла!
Голомянка: Простите, вы меня знаете?
1 Омуль: Ещё бы! Ты- Голомянка!
2 Омуль: Ты живёшь в глубинах Байкала.
3 Омуль: Ты такая прозрачная и жирненькая!
Голомянка: Верно. Но я вас не знаю. Вы кто?
Омули (хором): Мы – группа  «Байкальские Омули».
1 Омуль: Мы тоже здесь живём, но каждую осень уплываем в реки, чтоб отложить там икру.
2 Омуль: Из икринок выходят маленькие омульки и возвращаются в Байкал. Вот мы и возвращаемся.
3 Омуль: Тихо! Слышите, добыча плывёт!
 
(Звучит музыкальная тема  №4. Появляются девочки с картинками эпишуры и рачков-бокоплавов. Голомянка и «Байкальские Омули»  «ловят» добычу и,  отвернувшись от зрителей, делают вид, что едят. Картинки незаметно прячут в декорациях. Девочки с картинками  «уплывают»).
 
Голомянка: Я  рада, что у нас в вами одни вкусы. А разве у вас в Байкале нет врагов?
Омули (хором): Врагов?! Смешная Голомянка!
 1 Омуль:  Омуль - хищная рыба!
2 Омуль: Мы питаемся молоденькими бычками!
3 Омуль: А ещё мы очень любим голомянок!
 Омули (вместе): Жирненьких!
Голомянка: Ой! Не надо меня есть! Я плыву мир посмотреть и себя показать!
1 Омуль: Тогда плыви отсюда, пока мы сытые!
 2 Омуль: Да  побыстрее, а то передумаем!
 3 Омуль: А я уже передумала…
Голомянка: Всё-всё, уплываю!
 
(Голомянка быстро скрывается за кулисами.  Омули смеются. Звучит  музыкальная тема №8. Омули напевая и пританцовывая, «уплывают». Озираясь по сторонам,  из-за кулис появляется Голомянка).
 
Голомянка: Какой кошмар! Здесь, ближе к берегу, меня все пугают… Больше я не буду разговаривать ни с одной рыбой! Найду кого-нибудь другого.
 (Звучит музыкальная тема  №9.  Голомянка смотрит в сторону).
 
Голомянка: Ой, какая красивая  и пушистая! А какие у неё большие глаза!  Это точно не рыба! Меховых рыб не бывает! А вдруг она тоже опасная? Спрячусь-ка я на всякий случай и посмотрю, стоит ли знакомиться.
   
 (Голомянка прячется за кулисы.  Появляется Нерпа в больших круглых чёрных очках. На ней серебристо-серая меховая шубка, серый шифоновый шарфик и высокие сапожки. Она поёт и танцует).
 
Нерпа (поёт):  Я Нерпа, байкальский тюлень. Мне плавать в Байкале не лень!
                Моя серебристая шкурка в воде серебристой-не шутка.
                Не сразу меня заприметишь - в зубах моих смерть свою встретишь!
                Глазами большими смотрю - добычу везде наловлю!
                Люблю в глубине порезвиться, в холодной Байкальской водице!
                Чтоб жир для тепла сохранить - люблю голомянок ловить!
                Я жирную рыбку словлю! Я так голомянок люблю!
 Нерпа (оглядывая сцену): Где-то здесь была моя самая вкусная добыча - рыбка Голомянка! Я её издалека приметила. Плыла за ней следом. Где же она?  Наверное, туда поплыла. Надо спешить, а то я без обеда останусь. Ведь голомянки - моя основная добыча!
 
(Нерпа напевая,  «уплывает». Появляется испуганная Голомянка. Звучит музыкальная тема №2).
 
Голомянка (потрясённо): Уплыла!.. Ну  уж нет! Больше я путешествовать не хочу! Люди так засорили Байкал, что даже рыбы и нерпы стали похожи на них… Человеческий мусор так страшно изменил их характер… Всё! Плыву домой на глубину! Только там пока ещё чисто.  Посмотрела мир, показала себя!  Хорошо, что жива осталась!
 
 (Голомянка «уплывает» под музыкальную тему  №2.  Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал». Все персонажи входят на сцену. Смотрят в зал. Потом хором говорят: «Люди, берегите Байкал!» 
               
                Всё.
 
От автора. При постановке спектакля необходимы музыкальные темы, подходящие к характерам   каждого персонажа. Голос Байкала должен быть именно таким, какой указан в пьесе, иначе потеряется его значимость в постановке.