Рождение музыки из духа трагедии

Александр Карпенко
 Несколько перефразированное изречение Ницше как нельзя лучше объясняет сущность того, что я делаю в своём творчестве. Причём музыка эта необязательно минорна: она не живописует трагизм, а стремится от него отпочковаться. Так бывает: каламбур или анекдот неожиданно обрастает глубоким смыслом.

Надо сказать, что дух трагедии вообще свойствен жизни и является её неотъемлемой частью. Просто мы, прожигатели жизни, слишком любим веселиться и не обращаем на это внимание, пока это не коснётся нас лично.

Я не могу передать суть войны, в которой участвовал, выпустив из поля внимания дух трагедии. Более того, именно присутствие этого духа делает мои переживания истинными, не бутафорскими.

Этот же дух сопровождал меня и в событиях из жизни страны, и в любовных взаимоотношениях, и в уходе близких людей. Он оказался вездесущим, этот тёмный, печальный и героический дух. Хороший вопрос: а надо ли поэтизировать трагедию?
Не вредно ли это для духа нации? Не яд ли это для жизнеутверждающей силы? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Всё зависит от подачи материала, от личности художника, от его умения уравновесить дух тяжести светом своей души.

Нам тяжело, даже невозможно молчать о том, что с нами происходит, какая бы горечь ни исходила из сердца. Скажу больше: события, отмеченные духом трагедии, - как правило, наиболее значительные события в нашей жизни. Но скорбь должна быть дозирована и смягчена. Для этого существуют праздники. Скорбь должна постепенно становиться памятью. Искусство же пытается снять с драматических событий дух тяжести, творчески их переосмыслив. И в этом сила искусства, потому что мажор и минор в нём могут быть одновременны.

            *****
  музыка рождалась из духа трагедии
  и была она вестью
  и весть была вещью в себе
  и эту вещь в себе
  нельзя было передать другому
  но музыка не умирала
  у другого человека другая музыка
  тоже рождалась из духа трагедии
  по мере преодоления ступеней судьбы
  и судьба была роком
  и рок был рэпом
  и рэп был криком
  и крик был молчанием
  и молчание было золотом
  и ангелы были его старателями
  и крупицы молчания
  тщательно промывались ангелами
  поэтому вода под ситом
  снова засорялась речью
  и речь опять не знала
  стать ли ей музыкой
  или же угаснуть обетом
  раствориться в абсолютной немоте