Ребятам о варягах

Владимир Довженко
В последнее воскресенье июля  месяца в нашей стране празднуется день военно-морского флота России. И в тихоокеанском городе Владивостоке всегда шикарно отмечается этот праздник.  Жители семьями гуляют по городским паркам, любуясь концертами военных моряков, спортивными выступлениями морских пехотинцев и исполнением мелодий военными флотскими  оркестрами.  А к сумеркам собираются жители города на огромной Спортивной набережной, любоваться салютом  стоящих на рейде военных кораблей ТОФа.

Любуясь парадным строем военных кораблей в гавани Амурского залива  Владивостока, ,семья Дениса наслаждалась гордостью за свою страну и военно морской флот.   Указав на самый большой корабль в строю, сын спросил у мамы:

- А как называется первый и огромный корабль, наверное «Варяг»?

- Давай мы дома у деда нашего спросим, он много интересного знает про наши корабли?  - ответила мама.

По окончании феерического праздничного салюта  сплошной поток людей направился  к  Семёновской площади на автобусные остановки и к стоянкам  личных автомобилей. И  Денис с родителями тоже заторопились к своей машине, чтобы  ехать домой.

После ужина, внук подсел к деду своему на диван и обратился с просьбой рассказать какую-нибудь интересную историю про наш корабль «ВАРЯГ» и почему название такое у нашего корабля? Обняв внука за плечи, дед стал рассказывать.

- Варягом называли в древние времена людей проворных, бойких и расторопных. Давным давно, ещё  в 862 году, жители города  Новгорода  попросили защиты и помощи у русского князя Рюрика и получили её от варягов соседнего княжества в очень короткое время. Ещё это слово означало на Руси – крепкий и решительный борец! Об этом было написано очень давно в русско-славянских летописях или ведах. И дед продолжил свой рассказ.

- Тот корабль, которым ты интересуешься, внучок, самый большой наш современный ракетный крейсер «Варяг»  и  защищает он город  Владивосток и страну нашу от всех возможных врагов.  Этот крейсер назван именем геройски погибшего в неравном  морском бою  русского пушечного крейсера «Варяг» против  целой эскадры, состоящей из 14 японских военных кораблей,  при защите русской военно-морской базы в корейском порту Чемульпо в 1904 году.

В те далёкие годы по заданию царского правительства России военные корабли «Варяг»  и «Кореец» охраняли наши военные базы, арендованные  в 1903 году у Китая на 25 лет. Ещё они поддерживали  связь между китайским городом Порт-Артуром и русским консулом в корейском городе  Сеуле, и вели сбор сведений о подготовке Японии к войне.

В ночь 27 января 1904 года  одна японская эскадра внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, а другая  японская эскадра утром решила захватить корейский порт Чемульпо в Желтом море.  Навстречу ей вышли два наших корабля: крейсер «Варяг» и небольшой пушечный корабль, канонерская лодка «Кореец». Они первыми решили пойти в атаку на прорыв, чтобы  как-то остановить вражеское  нападение.

Вот что рассказывал о том сражении бывший участник сражения матрос «Варяга» Илья Кильчев после возвращения на родину.

- Стояли наши корабли в порту Чемульпо на якоре в боевом охранении, в Корее, от Японии недалеко. Японский адмирал Уриу прислал им ультиматум, чтобы наши корабли покинули порт до полудня, иначе будет бой.

Командир «Варяга», собрав команду, посоветовался и принял решение идти в атаку первыми, иначе при выходе из гавани порта в море японцы всё равно попытаются уничтожить их. Следовательно, надо идти на прорыв, как бы сильна японская эскадра ни была. В бой, так в бой! Русские моряки приняли  приказ командира, капитана первого ранга Руднева, дружным военным приветствием - Ура!

Неравный бой наблюдали моряки соседних иностранных, гражданских пароходов и торговых судов, находившиеся в гавани порта. Выстроенные по сигналу общего сбора, под звуки русского Гимна, провожали они наши корабли на верную гибель. Против двух русских кораблей встала эскадра из 14 японских броненосцев. Известно, что Япония морская держава и противник не шуточный. С их стороны в бой вступили шесть крейсеров и восемь миноносцев. Однако  два японских миноносца наши корабли быстро завалили на борт, но они не затонули, а их отбуксировали к берегу свои же корабли.  А два крейсера всё же потопили наши герои с «Варяга» и «Корейца». Да и всем другим тоже досталось. Скособочились и горели многие японские корабли, маневрировавшие на рейде Желтого моря. Позже писали в газетах, что японцы свозили много своих раненых  и 30 человек убитых в бухту «А-Сан».  А крейсер «Такачихо» был подбит и затонул вместе с 200-ми ранеными матросами, поднятыми с других японских кораблей, участвовавшими в этом боевом действии. 

Сражение продолжалось ровно один час. Крейсер «Варяг» за это время выстрелил около 1100 бронебойных снарядов и нанёс серьёзные повреждения японским кораблям. Однако, и самому «Варягу» досталось крепко. Он был весь в дыму, были разрушены почти все палубные устройства, надстройки и артиллерийские установки, погибло почти половина состава команды, из 550 человек. Повреждены были ходовые винты, пять артиллерийских пробоин пропускали воду ниже ватерлинии, в подводной части корпуса крейсера. А пушечный корабль «Кореец» тоже весь был в дыму и едва держался на плаву.  Тут ещё японцы семафорят, мол «сдавайтесь, тогда не тронем вас»! Наши ответили отказом. Русские моряки действовали мужественно, отважно  и умело у артиллерийских орудий и на других боевых постах. Медленно, на одном работающем ходовом валу вернулись наши корабли обратно в гавань.

Капитан Руднев принял решение не сдаваться в плен, а эвакуировать раненых, контуженных и живых матросов с офицерами, на шлюпках на берег. Затем разместить всех выживших на иностранных  гражданских  пароходах. Ну а крейсер  «Варяг» и пушечный корабль «Кореец» решили уничтожить.  «Корейца» они  подорвали,  а крейсер  «Варяг» затопили  на средине бухты, не опуская с мачт  российского военно-морского  «Андреевского» флага», на котором изображен был голубой крест по диагонали на белом полотнище. Лучше бы подорвали паровые двигатели и корпус крейсера, как на "Корейце", чтобы он  не достался японцам! Лишенные возможности продолжать бой русские моряки не сдались врагу. Вот так, крейсер «Варяг»  навсегда вошел в историю русско-японской войны 1904 года и его командир Руднев В.Ф. прославились героизмом и волей к победе.  Капитан первого ранга Руднев отослал тогда донесение о неожиданном нападении японской эскадры: о том что вверенные ему корабли и личный состав с достоинством удержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, и не дали врагу возможности одержать победу. И нанесли много убытков неприятелю. Главное спасли оставшуюся команду военных моряков. 

И вот, он современный «Варяг» живёт теперь в новом корпусе, это  тот корабль, про который ты спрашиваешь, внучок. Он моложе намного своего старенького  крейсера.  Теперь на нём новое вооружение:  ракеты, торпеды и пушки, и мощные дизельные, а не паровые двигатели. Новый крейсер «Варяг» способен сражаться одновременно против кораблей и самолётов любого противника.
 
- А где сейчас тот старый папа крейсер «Варяг»  погиб и всё?

- О старом Варяге известно, что это был большой, четырехпалубный и двухмачтовый бронированный крейсер, построенный в Америке. Основными недостатками на корабле  были слабые паровые котлы, не позволявшие быстро набирать или менять скорость движения, и отсутствие защитных ограждений у орудий и торпедных аппаратов от осколков разрывных вражеских снарядов. Возможно, американские судостроители это делали специально на русских военных кораблях, преднамеренно снижая их возможности в реальном бою?

А знаешь, наш затонувший старый крейсер "ВАРЯГ" около года лежал на боку в корейской бухте «Чемульпо» и выступал на четыре метра из воды при морских отливах. Японцы всё же его подняли со дна морского. Они  отремонтировали крейсер «Варяг» и назвали по-японски  - крейсер " СОИ".  На нём учились плавать многие моряки-курсанты. Около  10 лет этот корабль использовали  для подготовки молодых японских морских офицеров.

- Деда, а дед,  дальше то, как было, расскажи ещё?

- Ну а в 1916 году этот корабль «СОИ» выкупила Россия и под прежним именем «ВАРЯГ»  был переведён на службу военную во Владивосток. Потом он был в составе Северного Ледовитого флота, совершив дальний морской переход из Владивостока в порт Романов при Мурманске. В 1917 году был отправлен «Варяг» в капитальный ремонт в Англию, где позже был конфискован британцами за долги,  не выплаченные за его ремонт советским правительством. В 1925 году перепродали крейсер в Германию на металлолом, где при буксировке затонул тот наш "ВАРЯГ" ещё раз во время сильного шторма. Разбился он, напоровшись на подводные скалы у берегов Шотландии в Ирландском море.

Но в веках его имя и слава будут жить в новом Российском ракетном крейсере, ты же его видел на рейде в парадном строю в Амурском заливе. А когда он не на параде и не в морских походах, а у причала на Корабельной набережной, в бухте «Золотой Рог», то помнишь,  на корпусе  корабля,"ВАРЯГ" написано железными большими буквами и белой краской покрашено его имя. В его честь назван также и ещё один корабль, Китайский авианосец «Варяг».

В Одессу в 1904 году выживших моряков и офицеров с крейсера «Варяг» и пушечного корабля «Кореец» доставили тремя рейсами на иностранных пароходах. С последним рейсом вернулся в Россию с командой отважных  моряков и , раненый в бою, капитан первого ранга Руднев.  Плыли домой на родину они   на английском корабле через Суэцкий канал в Одессу. На берегу их ждали военные оркестры, жители города с букетами цветов  и первые награды «Георгиевские медали». Затем специальным поездом привезли их, через Москву,  в тогдашнюю столицу России город Санкт-Петербург.  С дороги отважных моряков помыли в настоящей бане, побрили и переодели в новое обмундирование, и даже духами заморскими побрызгали перед приёмом  у самого императора всея Руси Николая второго.  Потом наши морские герои  обедали в Зимнем дворце, где сами дочки царские им обед подавали.
 
-Прямо как в сказке! – вспоминал тогда бывший матрос с «Варяга» Илья Кильчев.

На память каждому подарили по серебряному пасхальному яйцу на подставке, в форме рюмки с гравировкой на нём «В память о Варяге и Царствие небесное». Все офицеры были награждены ещё раз орденами «Святого Георгия 4-ой степени», а члены команд обоих кораблей награждены знаками отличия этого же ордена и специальной медалью в честь героического сражения. Через 50 лет оставшихся в живых полсотни моряков советское правительство наградило дополнительно к юбилею медалями «За отвагу».

- Дед, и ещё, расскажи про памятник ВАРЯГАМ  на морском кладбище?

- Да, о подвигах тех погибших военных моряков помнят многих стран  люди долгое время и на их героизме воспитано не одно поколение детей в нашей стране.   В декабре 1911 года по просьбе Русского правительства перевезли прах только 14  погибших моряков в наш Владивосток.  Перезахоронение состоялось на Морском кладбище города, расположенного на  самом юге  и почти у моря, полуострова «Муравьева-Амурского».  В 1912 голу летом над братской могилой появился высокий обелиск из серого гранита, на вершине которого установили метровый крест Георгиевский.  На четырёх гранях обелиска имена погибших в бою военных моряков. Этот памятный мемориал был построен на народные деньги, и сооружен на небольшой площадке окруженной якорными цепями на красивых гранитных стойках.  Японские интервенты в 1918 году практически хозяйничали  в Приморском крае и пытались уничтожить мемориал «Варягам», но это им не удалось. При подрыве гранитный обелиск не разрушился,  откололся только крест на его вершине, который после разгрома Красной армией интервентов в Приморье (японцев, американцев и чехов) установлен был снова на своём месте.

- Мам, а что это наряженные деревья сегодня стоят на улице?

- Это  гирлянды, сынок, для украшения из цветных лампочек, их  повесили на ветки деревьев,  чтобы вечером  красиво было и нарядно, ведь праздник большой у нас.

Позже в народе сочинили  две песни о геройском подвиге и гибели наших матросов с крейсера и канонерской лодки.  Поют до сих пор их наши военные моряки на отдыхе и в трудные минуты жизни.

- Слышал те песни, ты внучек  наверное? В первой песне с названием «Варяг» такие душевные и патриотические  слова, а  вторая песня называется «Плещут холодные волны»  она очень печальная и красиво звучит, когда поют её несколько человек.

Вначале появились стихи австрийского поэта Рудольфа Грейца «Der Waryag». Перевод с немецкого языка сделала наша соотечественница Студенская, а
музыку написали астраханские музыканты Турищев и Яковлева.
Впервые песня «Варяг» была исполнена на торжественном приёме  моряков героев в столице у императора Николая второго в 1904 году.


Песня « ВАРЯГ»

Наверх, вы товарищи, все по местам! Последний парад наступает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются, и цепи гремят, наверх якоря поднимают.
Готовятся к бою орудия вряд, на солнце зловеще сверкают!

От пристани нашей мы в битву уйдём, навстречу грозящей нам смерти!
За родину в море открытом умрём, где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит, и грохочет кругом, гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» подобен кромешному аду!

В предсмертных мученьях трепещут тела, гром пушек и шум, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, -  настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера, что нынче умрём под волнами!
 
Не скажет ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель «Варяга»!