Русская Джоконда

Евгений Габелев
Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, а так же взрослые люди, по оказии решившие прочитать этот текст. Сегодня я расскажу вам о Ленине. А еще, об эффекте Джоконды, загадке кентавра, русских народных сказаниях о вурдалаках и упырях, и некоторых малоизвестных аспектах современного искусства.


А потом, если вы будете себя хорошо вести, я объясню вам, как связаны между собой все эти, казалось бы чуждые друг другу вещи.


Однако, начнем по порядку.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГОЛЫЙ ЛЕНИН.



Прошлое туманно


Прошлое туманно, а если верить некоторым продвинутым историкам, то и многовариантно. Изменчивость и гипотетичность будущего неким странным образом отражается в прошлом, словно солнце в воде, распадаясь на множество отражений. Так что тщетно спорить о том, как все было на самом деле.


Однако, диспут о прошлом отечества не утихает. Что ничуть не удивляет, ибо битва за прошлое ведется ради власти над настоящим. Контролирующий прошлое держит в руке будущее и управляет происходящим сейчас. Поэтому бой за власть над историей подобен сражениям древних за источники воды.


Естественно, что фигуры Ленина и его сподвижников, давно отделились от своих исторических прообразов, и стали самостоятельными мифологическими персонажами. Поэтому и рассуждать о них я буду именно в этом ключе. Тем более, очень может статься, что их никогда не было среди реальных людей.


Пусть для одних он все тот же пламенный Данко, вырвавший из груди свое сердце, что бы осветить путь угнетенным пролетариям мира. Для других он безжалостный палач, убийца и насильник. Но юное поколение все меньше хочет думать о нем. Для них он где-то там, в седой древности минувших веков.


Прошлое куется сегодня. История стала продуктом промышленного производства, подобно бытовой технике или одежде. По сути ничем не отличаясь от них, за исключением большей составляющей гуманитарного труда в создании конечного продукта. Прошлое, творимое сегодня, имеет цену и цель.


Поэтому я не стану говорить о нем.


Сказки о бесах


Оставив документальный рассказ о перипетиях исторических событий тем, кто получает за это деньги, я предпочту сосредоточиться на том, как образы минувшего, многократно исказившись, наполнили коллективное бессознательное нашей страны. То есть, я буду говорить о них, как о героях мифов.


Одной из ключевых фигур подобного рода, стала фигура Ленина. Советский миф о спящем в пирамиде Лучшем Человеке постепенно уходит. Ленин больше не воспринимается нами как добрый волшебник, подобный старику Хоттабычу. Или дедушка, с лукавым прищуром наблюдающий за играми внучат.


На смену сказке идут анекдоты и былички. Былички, страшные истории об оборотнях, вурдалаках, Черной Руке, и всякой прочей нечестии, бывают весьма популярны среди детей, подростков, и жителей сельской местности, не слишком еще приобщенных к достижениям цивилизации постмодерна.


В подобных историях Ленин все чаще предстает вампиром, спящим в хрустальном гробу, русским аналогом Дракулы. По ночам он восстает из мавзолея, что бы охотиться на запоздалых прохожих и пить кровь проституток. Иной раз, он превращается в Джека-Потрошителя, которым, вероятно, и был при жизни.


Из народной былички образ Ленина попадает в жанр героической фэнтези. Ленин-вампир, Ленин-оборотень, и Ленин-дракон, инфернальное существо инопланетного происхождения, спустившееся с заоблачных высот, или упавшее со звезд. И образ революционера постепенно становится ликом Падшего Ангела.


Что придает ему особую сексуальность.


Страстные танцы


Как известно, насилие и кровь часто соседствуют в психике с сексуальностью. Люди жестокие и применяющие насилие, сплошь и рядом воспринимаются массовым сознанием как обладающие неукротимой потенцией, привлекательностью и шармом. На этом, как известно, построены голливудские боевики.


Ступающий по колено в крови поверженных врагов брутальный герой с легкой небритостью на подбородке, становится кумиром подростков и ролевой моделью для детей. А еще, предметом страстных снов юных дев, не достигших достаточной зрелости, что бы встретить и принять реального мужчину.


Стекающая с могучего орудия кровь врагов бессознательно ассоциируется с девственной кровью, а само оружие – с проникающим фаллосом мужчины. И то, как воспринимается массовым сознанием образ несгибаемого революционера, подчиняется тем же законам. Этим и обусловлен состав его фанатов.


Кстати, несгибаемость самого революционера имеет тот же вполне очевидный символизм. Вождь революции символически воплощает фаллос. Он проникает в тела врагов, и наносит им позорное поражение. Фаллический Ленин рождает жизнь, бросая в податливую плоть народа семена революционных идей.


Ленин, это несгибаемый чугунный фаллос современной России. Не случайно, в час поражения, стыда, и национальных унижений, страна достает его из широких штанин, что продемонстрировать опешившему врагу. Это и называлось всегда русским словом «удаль» - показать Уд. Ленин, это наш русский Уд.


Не случайно его обычно так и изображают.


Картинки с обложки


Сексуальность революционера делает его идеальным рекламным носителем. Ленин, Мао и Че Гевара, стали кумирами миллионов юных мужчин и женщин. Никогда не имевших дела с серийными убийцами, которыми те были в реальной жизни. Впрочем, в этом их счастье, иначе бы они смотрели на все по-другому.


Ленин стал идеальным трендом. Мужской версией Наоми Кэмпбелл, недосягаемой модели, гордо взирающей поверх голов с высоты подиума. Таков и пронзающий даль отстраненный взор Ильича, возвышающегося над нами с трибуны. Он зовет, и обещает неземное блаженство грядущего коммунистического общества.


Это свойство вождя победившего пролетариата в полной мере обыграно советским искусством. Вечно живой вождь, как и современный актер, или певец, не имел ни жены, ни детей, а если они и были, то оставались за кадром, делая его прекрасное тело объектом страстных желаний подростков и юных дев.


Искусство постмодерна оттолкнулось от Ленина, как прыгун от упругой доски. Принципы марксизма были торжественно прокляты и сожжены. Можно в некотором смысле сказать, что и сам постмодерн являет собой непрерывную публичную казнь марксизма-ленинизма. Воплощением ее стал образ голого Ленина.


Сегодня он широко используется в мужском стриптизе. Одетые в костюм Вождя гибкие накачанные юноши под музыку сбрасывают одежды, вскоре оставаясь в кепке, прочно зажатой в выброшенной вперед руке. Теперь, что бы приобщиться к телу вождя, его поклонницам не надо ходить в мавзолей.


Вот и мы перенесемся в совсем иное место….




ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТАЙНА ДЖОКОНДЫ.



Мифология современности


Боюсь разочаровать поклонников Дэна Брауна и всевозможных мистических детективов, но миф о загадочной улыбке Джоконды, и сокрытой в ней страшной тайне, очень молод. Ему всего полтора с лишним века. Впрочем, как и большей части современных мифов, привычно окружающих нас со всех сторон.


Со времени своего написания, потрет Моны Лизы был одной из множества не примечательных картин эпохи ренессанса. Что ничуть не умаляет его красоты, идеальной гармонии, и мастерства его гениального автора. Но он был лишь одной из множества картин, затерянных в недрах королевских дворцов.


Известность к нему пришла после того, как Наполеон Бонапарт использовал его для украшения спальни. После падения империи, тень сотрясателя Европы пала и на все связанные с ним вещи. Впоследствии, артефакты связанные с героическим прошлым, были вознесены в статус национальных символов.


И наконец, картина была украдена итальянским патриотом, желавшим вернуть ее своей стране. После долгой эпопеи ее нашли, и вернули в Париж. Вокруг чего сразу же было создано множество легенд. И как всегда, писатели и журналисты, делая себе имя на сенсации, создали миф из того, о чем писали.


Впоследствии, с легкой руки нескольких именитых авторов, рассуждать о таинственной улыбке Моны Лизы стало общим местом. Ее сравнивали со сфинксом, в сакральном молчании задающим неразрешимую загадку. А затем, поколения мистификаторов вносили в этот сюжет все новые интерпретации и штрихи.


Так прекрасный портрет стал загадкой.


Тайная анатомия


Однако, присмотревшись к нему свежим взглядом, всякий внимательный человек найдет, что тут действительно что-то не то. Так что, при наличии ума, образования и знакомства с современной мифологией, вполне естественно поверить в теорию заговора. И даже найти следы несуществующего послания.


Чем больше вглядываться в портрет, тем больше будет нарастать странное чувство необъяснимого дискомфорта. Которое легко спутать с ощущением невыразимой тайны. Возможно, что это томное чувство и привлекло в ней великого завоевателя. Хотя, судя по всему, оно его усыпляло, помогая отвлечься от дел.


При некоторой доле внимания, можно открыть секрет этого чувства. Все дело в том, что лицо на портрете выражает одновременно два несовместимых чувства. При этом, верхняя половина лица выражает одно, а нижняя другое. В чем легко убедиться, закрыв половину изображения листом бумаги.


Каждая из половинок, взятая в отдельности, произведет на нас обычное впечатление. Но соединенные вместе, они создают ощущение тайны. Вернее, когнитивный диссонанс, который затем либо идентифицируется психикой как неразрешимая загадка, либо вводит в транс. Так что, это и вправду сфинкс.


Секрет в том, что живое человеческое лицо не в состоянии выглядеть таким, в силу некоторых физиологических причин, связанных с устройством нервной системы и лицевых мышц. Ни один актер не сможет это сыграть. Такого эффекта можно достичь лишь фотошопом, или кистью художника.


Но мы не ждем подвоха от портретиста.


Механика волшебства


Для получения этого эффекта в фотошопе, нам потребуются две фотографии человека в различных эмоциональных состояниях. Или двух разных людей. Затем мы совмещаем их, и компьютерная программа выполнит плавное перетекание, совместив их в один образ. Эффект довольно известный.


Поэтому, современный человек никогда не станет воспринимать фотографию как загадку. Тем более, цифровую фотографию. Мы ждем от нее подделки, будучи прекрасно осведомлены обо всех ее подлых свойствах. И обнаружив портрет, вызывающий у нас странное чувство, легко распознаем монтаж.


Другое дело, человек иной культуры. Не знакомый с чудом современных цифровых технологий. Все наши фокусы покажутся ему чистой монетой, и в каждом предъявленном компьютерном уродце он с ужасом узнает реальное человеческое лицо. И далее пред ним встанет загадка, равная тайне Джоконды.


В живописи подобный эффект может быть получен случайно, без умысла со стороны портретиста. Для этого надо писать портрет по частям, делая перерывы между сессиями. Тогда есть риск, что одна часть лица будет написана с модели, находящейся в одном настроении, а вторая часть – в совершенно другом.


Тут и возникнет «Эффект Джоконды», возможно впервые открытый Леонардо. Впрочем, есть одна ситуация, подобная нашей. Дело в том, что лицо действительно может выражать разные чувства. Но только, разделяя их по вертикальной оси. Правая и левая стороны действительно могут быть разными.


Но тогда мы интуитивно чувствуем подвох.


Секрет красоты


Здесь мы подходим к вратам подлинной тайны. Тайны устройства бытия, и взаимоотношений пространства, сознания и времени, зашифрованных в законах симметрии, и наших собственных способах реагировать на нее. Симметрия очаровывает и зверей. Люди с незапамятных времен тянутся к ней.


Созерцание фигур со многими степенями симметрии погружает в транс, и используется для наведения гипнотических состояний. Симметричное лицо кажется нам красивым, а даже малое отступление от симметрии отталкивает, и выглядит уродством. При этом, речь лишь о симметрии правого и левого.


Легкое нарушение симметрии головы, не связанное с формой черепа, но вызванное мышечным тонусом сторон лица, вызывает у нас ощущение неискренности. Разные половинки мозга управляют разными сторонами лица. Так что всякая ложь выходит наружу, проявляя на лице наш внутренний конфликт.


А вертикальная симметрия, зеркальное отражение верха и низа, напротив, внушает испуг. Кажется нам чем-то совершенно не живым, пугающим, и чуждым нашему миру. Жизнь стремится разделять верх и низ, не делая разницы меж сторонами. Таким образом, мы открыли секрет идеальной привлекательности.


Идеальное существо должно обладать совершенной симметрией относительно вертикальной оси, и максимальным контрастом относительно горизонтальной. Правое и левое идентичны, а верх и низ предельно непохожи друг на друга. Так выглядят самые красивые животные, растения, люди, и творения наших рук.


Самым же совершенным среди них будет кентавр.




ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КЕНТАВР.



Ложь совершенства


Люди создают философские системы, нравственные императивы, и этические нормы. И в основе лучших из них лежит принцип симметрии. Принцип справедливости. Поступайте с другими так, как вы хотите, что бы они поступали с вами. От каждого по способностям, каждому по труду. Око за око, зуб за зуб.


Однако, это все та же известная нам симметрия правого и левого. Равенство равных. Но как только мы обратим взор к отношениям верха и низа, то найдем максимально возможную диспропорцию. Всевидящий совершенный бог – и ограниченный слабый человек. Могучее государство – и ничтожная личность.


Идеальное общество это кентавр, совмещающий мудрую власть немногих с бессмысленным трудом большинства. Во всяком случае, так было веками. Того же мы ждем от идеального лидера. Это человек, мудрость и чувства которого находятся в вопиющем диссонансе, но при этом он справедлив.


Масса влюбляется в тех, кто возвысился над ней, радикально отличаясь от нее. При этом, присматривает за народом, являясь  гарантом порядка и справедливости. В этом секрет всех авторитарных вождей. Те, кто пообещали человечеству равенство и справедливость у подножия трона, обрели власть.


В этом секрет Джоконды. В этом очарование искусства. В этом страшная тайна Ленина. Загадка Гитлера, Сталина, и множества великих и малых злодеев. Тайна власти, включая власть самых любимых мужчинами женщин. Мы замираем у подножия их пьедестала, что бы оказаться туловищем кентавра.


Но это не дает счастья. Даже если наши кумиры и вправду прекрасны. А уж тем более, если это всего лишь танцующий у шеста голый Ленин. Или его очаровательная женская аналогия, не ставшая политиком, но зато научившаяся чувствовать музыку. И играть на наших маленьких мужских слабостях.


Так что пусть лучше они остаются картинами.


И никогда не оживают.


Даже такие.