Трибунал в медвежьем логове

Гер Ман
Всякий раз, на вопрос «что вы знаете о Нюрнберге?» русскоязычная публика уверенно отвечает мне; ну как же - суд союзников над нацисткими преступниками!
Очевидно, что информацией о процессе занимались настолько интенсивно, что она прочно сохранилась в памяти не только у его современников, но и их потомков.
Именно поэтому я хочу поведать читателю не столько о самом процессе, сколько о его организации.
          Итак. Август 1945 года. Лондонская конференция стран союзников-победителей (Англия, Франция, США и СССР) принимает решение о проведении первого процесса международного военного суда в городе Нюрнберг.
Любопытно, что одним из основных аргументов при выборе именно этого города послужила его «тюремная» инфраструктура в районе под названием «медвежье логово» (Baerenschanze). Самый большой в Баварии, и практически не тронутый бомбёжкой, дворец правосудия  имел 530 офисных помещений и 80 залов заседаний, обеспечивая тем самым достаточную рабочую площадь для персонала четырёх держав. Непосредственно примыкающая к нему с севера тюрьма c четырьмя корпусами одиночных камер существенно упрощала размещение и защиту заключённых. К их числу относились не только обвиняемые, но и немалое количество важных свидетелей. Историческая роль Нюрнберга как «города партии рейха», а также  места где впервые были озвучены  «рассовые законы» не рассматривалась как решающая, но придавала ему особое символическое значение.
В том же месяце американцы конфисковали весь ареал дворца и тюрьмы и начали его перестройку. Самым интенсивным изменениям подвергся зал под номером 600.
Одна из его стен была полностью удалена чтобы создать дополнительную площадку для представителей прессы. Прямо над ней постороили галерею для зрителей.
На месте старинных люстр появились мощные лампы и прожекторы. Они были совершенно необходимы, ибо окна в зале всегда оставались затемнёнными в целях безопастности, а киносъёмка велась непрерывно. Множество проёмов в стене были сделаны по периметру зала выше его деревянной обшивки и служили смотровыми окошками для корреспондентов и операторов. Между залом 600 и восточным тюремным корпусом американцы построили деревянный коридор, оценив центральное подземное сообщение с дворцом как не самое подходящее.
20 Ноября 1945 года судейская коллегия под председательством Великобритании начала процедуру международного военного трибунала против 24 бывших высших руководителей третьего рейха. Восемь судей (двое от каждой стороны) в течении 218 дней заслушали 280 свидетельских показаний. Многие из них доводились до суда в форме документов, подписанных на местах допросов под клятвой об ответственности за лжесвидетельсвование. В качестве доказательств служили так же киноматериалы союзнических войск освобождавших концентрационные лагеря и личные рассказы их бывших узников.
31 августа 1946 года обвиняемым дали возможность в последний раз обратиться к суду и общественности, после чего коллегия удалилась на четырёхнедельное совещание для вынесения приговоров.
30 сентября последовало представление обвинительных материалов против обвиняемых персон и признаных преступными организаций.
Утром 1 октября судьи по очереди зачитали обвинительные вердикты, а после обеда провозгласили приговоры: три оправдательных, двенадцать смертных (через повешенье), три пожизненных и четыре на сроки до 25 лет.
       В этот день официально закончил свою работу первый международный военный трибунал.
       Для организации и приведения приговоров в исполнение создаётся специальный «комитет четырёх» (по одному генералу от каждой державы). Из далёкого Техаса прибывает военный мастер-палач (более 300 проведённых экзекуций).
Следующие несколько дней наполняют здание тюрьмы шумом молотков и пил с помощью которых в спортивном зале, по всем правилам заплечного дела, строятся три виселицы. Некоторые из приговорённых к смертной казни подают прошения о помиловании. Они рассматриваются и отвергаются в течении двух недель. Геринг просит о замене виселицы на расстрел, по праву военного офицера, но получает отрицательный ответ.
«Комитет четырёх» не допускает к казни представителей обвинения, но соглашается на участие прессы (по два корреспондента от каждой строны).
16 Октября 1946 года, около часа ночи открываются двери камеры первого приговорённого к смертной казни. Со связанными руками его приводят в спортзал. Двое полицейских помогают смертнику проделать последний путь в 13 ступенек после чего ставят его на деревянный люк и связывают ноги. Последнее слово, чёрный мешок на голову, петлю на шею и палач приводит в действие механизм, открывающий бездну под ногами. Процедура проводится 10 раз. (Геринг успел покончил с жизнью самоубийством, а Борман приговорён заочно) К трём часам утра всё закончено.
Утром 17 Октября несколько грузовиков армии США подъезжают к  крематорию мюнхенского восточного кладбища. Из них выгружают гробы с телами казнённых в Нюрнберге. Их сжигают, а пепел рассеивают над одним из притоков альпийской реки Изар (Isar).
С 1946 по 1949 год, под председательством американской судебной коллегии, зал Nr.600 пережил ещё 12 процессов на которых были осуждены 177 высокопоставленных чиновников, юристов, медиков, полицейских, дипломатов, промышленников и руководителей СС (SS).
В 1960 году аккупационные власти возвратили здание тюрьмы и дворца правосудия в законные руки земельного правительства Баварии.
Уже в следующем году по указанию баварского управления юстиции было восстановлено прежнее состояние зала 600 и убран примыкающий к нему деревянный коридор. Два восточных корпуса тюрьмы, равно как и спортивный зал были снесены в начале восьмидесятых. Сегодня хорошо сохранившиеся тюремные камеры оставшегося западного корпуса используются эпизодически, а южный вообще превращён в склад. Дворец правосудия на Фюртер Шрассе 110 (Fuerther Strasse) объявлен памятником старины и является штабквартирой городской прокуратуры и нескольких судебных инстанций.
В ноябре 2010 года по инициативе городских властей появился «мемориум Нюрнбергских процессов». Этот музей-выставка создан на базе огромного количества фото, видео и звуко-материалов дающих возможность посетителям составить свой собственный «приговор» на тему противостояния преступлениям нацистов. Самый главный экспонат музея - это сам зал 600, который теперь окрыт для посетителей в дни, свободные от заседаний.