Письмо длиною в жизнь часть 1

Надежда Дмитриева-Бон
               
                Если есть у тебя для житья закуток –
                В наше подлое время – и  хлеба кусок,
                Если ты никому не слуга, не хозяин –
                Счастлив ты и воистину духом высок.
                Омар Хайям.


       Я даже не знаю для чего это начинать и, в общем-то, с чего… Наверно, с того, что у всех в жизни
бывает начало с начала, а мы вдруг решили, что у нас может получиться начало с конца, глупая затея,
Творца не перемудришь.
Вот незаметно дожили до полсотни лет, и вдруг такие потрясения от тебя ко мне. Конечно, здравого смысла
я в этом не разглядела, но жизнь людская, как и моя в частности, доказала, что порой многое в ней делается
не потому что, а вопреки всему.
Ты на разговорах с Надей построил, а точнее сказать, достроил мой юношеский образ. Это очень ошибочно,
хотя она знает мою жизнь досконально, до мелочей,  но  знать себя до конца, порой и сам человек не может.
И каждый человек в этом мире неповторим, мы все одинаково-разные.
 
   Наверно, ты, в отличие от большинства людей, склонных с годами терять юношеские образы, или хотя бы
думать о них с тихой грустью, решил тряхнуть душой, и у тебя это получилось, ты меня на какое-то время даже разволновал.
Надины рассказы о ваших встречах и беседах вывели меня из состояния равновесия. Я стала к этому возвращаться
и стала об этом думать. Не знаю, реагировать на это или бросить, какое мне дело, в общем-то, до чужой жизни и судьбы,
а подумать вроде это и про меня, вроде в этой истории и у меня есть своё место, пусть даже и без исторической высоты, или значимости.
       
     Все мы понимаем, что история маленького человека, видного деятеля,  легендарного героя
и вплоть до истории государства, есть благодатная почва для того, чтобы её писали и переписывали, с чем мы
в своей жизни, как с фактом неоспоримым, повсеместно встречаемся.

     История это многократно переписанная и подправленная, в угоду того или иного правителя, летопись, а официальные
документы бывают нарочито скупые, а зачастую и откровенно ложные. Конъюнктура власти, в свою очередь,
грешит желанием переписывать факты, для того, чтобы они сначала благозвучней звучали, в её понимании,
а потом, «обновлённые», плодотворно работали уже во благо её новых «творцов». Власть это когда всё в её власти,
отсюда и никакого достоверного света на события прошлых лет, да и на события сегодняшнего дня.
Этакий, постоянный, рукотворный коллаж, как быль и небыль, правда и неправда, и где, как не старайся, не отделить одно от другого.

     А вопрос: «Что же такое достоверность истории?» – сводится к вечному её изучению, и даже при нахождении
ответов, они, как ни странно, ничего не освещают, а ставят всё новые и новые вопросы. Это, конечно, в широком понимании истории: где одни доказывают, а другие опровергают, тем самым, и те,
и другие наполняют историю удельным весом количественных фактов. Превращая все эти перепутанные правды и
рукотворные факты, во всё нарастающее поле деятельности для себя и других, грядущих историков и экспертов,
деятельность которых никогда не даст ничего, кроме последующих ещё больших сомнений, а что касаемо истин
– это вопрос и вовсе риторический.

    Неоспоримым фактом истории и наличия в ней истины, являются Скрижали, которые кто-то, конечно же, в своё время
тоже написал, но, на мой взгляд, очень уж Божественно.  Скрижали, с их десятью Заповедями были вручены Моисею
и им принесены людям, они и сейчас для всех есть самый главный свод законов, выдержавший десятки столетий
и тьму сильных мира сего, жаль, что человек оказался слишком мелок, чтобы жить по Заповедям, которые и есть истина.
Скрижали остались настолько, незыблемы, настолько и трудно исполнимы для человека, что, превратились
в вечно недостижимый эталон, который являет собой величайшую святыню в истории человечества. 
 
     Возвращаясь же к нашей жизни и к её персонажам, получается, что история одного человека, не отягощённого
величием, или какой-либо исторической датой, в конечном счёте, она вообще никого не  интересует, что там у него
правда, что кривда. Повествование банальных людских историй это вовсе не из разряда правды или истины,
как сказал Рабиндранат Тагора «Река  истины протекает через каналы заблуждений».
На мой взгляд, собственная ЖЗЛ(прошу прощения за каламбур), я же всем понятно, что не Фаина Раневская, которая,
обладая недюжинным умом, отказалась от воспоминаний, объяснив это с присущим ей юмором, что воспоминания,
похожие больше на Книгу жалоб – писать, не пристало.
Мой же самиздат рождён, как благодарный отклик и не предназначен для печатного издания, поскольку у людей,
у которых нет бремени известности, нет и бремени ответственности.

    А ещё, кроме всего прочего, я совершенно уверена, что у меня не всё так жалобно, я бы сказала, что моя история
состоит из двух частей: главная и большая это Благодарные отклики, а второстепенная и маленькая
это Жалобный плач. Поэтому личная история, которую неважно, по какой причине, но человеку вдруг вздумалось рассказать,
она, в первую очередь, есть его мнение и чаще всего субъективное, о котором он повествует, будь, то историк,
писатель, да и просто обыватель. Ну, а если, это личное мнение, то очень часто, обнаруживается, что у одного
и того же факта существует не одна или две, а уже и три... правды, а правда, как мы только что выяснили, это то,
что человеку постоянно хочется подправить, что он, в своей жизни, благополучно и свершает. А потом, опять,
в силу, каких-либо неодолимых обстоятельств, ему хочется вновь правду найти, ту которую когда-то подправил и,
конечно же, восстановить. И такое множественное наличие правды, её трансформации и несовпадений, очень часто,
случается даже с людьми, которые одновременно участвуют в одном и том же событии. Отсюда и следует, что говорить
о какой-либо абсолютной достоверности, просто бессмысленно.

     Слушающий человек, вынужден склоняться к тому, во что он, в данный момент, больше всего готов  поверить.
Людям, посторонними, не знавшим виновника рассказа ещё проще, достоверность фактов его истории,
по большому счёту, им и вовсе неважна. Поэтому я, не исключаю, что мой рассказ может быть интересен,
только для небольшого круга друзей, конечно, очень разных между собой, но самое главное очень близких
для моего сердца. Я надеюсь, что если в этой истории, кому-то и покажется, что в ней нет истин, в чистом виде,
то каждый поймёт, что в ней есть – чистый мой помысел.

      Правда о себе это сложное занятие, опасность быть непонятым всегда является для человека сдерживающим фактором,
перед  тем, чтобы рассказывать эту правду о себе. История моей судьбы, которую я решила рассказать, как и всё
выше сказанное, может вызвать и у тебя совершенно разные чувства и оценки, и я понимаю, что эти оценки могут быть
неодобрительными, да и вся история показаться совсем неинтересной, а во многом и не  новой. Но я уже начала свой рассказ и,
как говорится, что если хорошо соврать, то можно приблизиться к правде.

      Я расскажу тебе о своей жизни не с внешней стороны, которую видят родные, близкие и друзья,
а мою жизнь изнутри, ту, которую я проживаю своим сердцем, душой и нервом. Внутренняя жизнь человека
устроена так, что для многих она не видима, она некая тайна, поэтому рассказ о ней это всегда откровение.
Приоткрытая тайна человека, о самом себе, иногда становится проводником  в его зазеркалье. Ну, а это уже опасная грань,
и как спасение от этой очень редкой и непознанной черты, для многих из нас, возникает спасительная стена глухого непонимания. 

     И вот, несмотря на всю очевидную трудность быть понятой, началом всех моих мыслей, поступков и даже откровений,
является ясность, а для этого, уже давно и правильно подмечено, чтобы быть ясным, человек должен быть откровенным.
Ясность, порождённая откровением, позволяет жить честней и свободней, позволяет чувствовать гармонию взаимоотношений
между людьми, а потом, при случае, это и вспомнить будет не стыдно, потому что ясно было.

    Наша жизнь и наши судьбы в ней, есть штука сложная, ценная и единожды нам данная. Посему, я думаю, что в ней
совершенно непозволительно заблудиться по одной простой причине, что человеку суждено всё равно увидеть
божественный свет, и будет бесконечно жаль то время, которое неважно по какой причине, он растратил на тьму.
В Библии сказано, что вначале было слово, а дальше сказано, что имеющие уши, да услышат.
Я попробую сказать, а ты попробуй услышать. Это мой рассказ о себе самой, как ответ на твои чувства и признания,
которые в жизни дорогого стоят и вряд ли, с ними надо так нелепо обходиться. Хотя, как говорится в Книге книг,
что не суди, судим не будешь.

* Фото моего 55 летнего юбилея, а дружбе нашей 40 лет.