О предательстве

Онучина Людмила
                ( рассказ )

                « Предатель – человек, который предал, предаёт кого или что-нибудь; изменник, обманчивый, коварный, таящий в себе что-нибудь неприятное», – читаю в Толковом словаре русского языка, может быть, о самом мерзком слове «предатель».
                К чему это я? А всё к тому, что вокруг происходящее душу изъедает, подтачивает, будто черви внутрь заползли – грызут и грызут… Только это я о себе. Тебя-то, мой читатель, это, может, и вовсе не касается… Дай Боже тебе света и радостей земных.
                Наконец-то пожаловали к нам первые тёплые весенние деньки. И скамейки во дворе заняты моими добрыми знакомыми – народ приятный, душевный, а уж сколь на своём веку повидавший да испытавший…
                Не часто, а точнее, изредка вливаюсь я в их среду. А стоило бы и почаще: есть что послушать да и обмозговать. Подхожу, приветствую, слушаю. Молча присаживаюсь на краешек скамейки, стараясь своим появлением не отвлекать добрых людей, возможно, от самого важного. Толкуют они о предательстве.

 –  Родину сдали, Союз! Такое нам, прошедшим пекло Великой войны, в диком сне не
    могло присниться! – сокрушался пожилой мужчина, фронтовик. – Теперь сдают
    Россию – армию распродали (берите голыми руками нас, вековые вороги!).
    Наказать ворюг некому! Они же –  палачи своей земле.
                А ещё пописывают теперь в книжках, что мы плохо воевали… 
    Нынешние вовсе не пойдут в бой, хотя такая необходимость приближается (вон до
    персов-то – рукой подать). А мы отстояли Богом отведённую нам землю. Я попал в
    Сталинградское святое сражение восемнадцати годков, в багровой волжской воде не
    раз искупался, когда нас враг пытался столкнуть с берега – выстояли.
                Я, лейтенант, и в штрафбате повоевал три месяца (полковника
    куда подальше послал за неумный приказ). И тут немало клевещут. Так вот,
    энкавэдэшников не было у нас за спиной! Да, мы, штрафники, были смертниками. А
    разве на войне бывают «несмертники»? Искупил свою вину  ранением. Вернули мне
    и звание, и награды. Довоевал до Победы. А теперь – плохой я солдат. И кто
    накажет нынешних расхитителй-предателей, клеветников вражьих…

 –  Успокойся, Петрович. Понимаем тебя. И мы, детьми хлебнувшие военного лиха,
    видим сегодняшнее зло, – прервала старого воина наша Макаровна. – Хочется
    верить: прищучит ворюг наш главный-то. А нет – так и Бог ему судья. Народ-то
    верит-верит да и замахнётся. Только того не хочется, когда свой на своего…
                Я вот вам поведаю про своего семейного предателя, что никак не
    меньше душу изъедает. Зятёк отчалил к другой, оставив мою дочку с сыном-
    инвалидом, которому уже пятнадцать лет, а он не ходит, не говорит…

 –  Это как же так? – не выдержала Максимовна.

  – Вот так. Сказал, что устал, сердце не выдерживает такой картины. Сам сотворил
    такую «картинку» - инвалида – и на волю. И как теперь мы? Вот таких в штрафбат
    бы отправлять, чтоб мужиками становились. А то так – не муж-муженёк, а всего
    лишь… чего-то мещок, – заключила Макаровна.

  – Раз уж пошёл  ныне разговор об изменниках, и я выскажусь про своё родственное
    горе, – начала Максимовна. – Есть тут у меня родственнички, такие милые да
    ласковые были, пока у меня копейки водились. Кончились мои копейки – забыли,
    что я им, родственникам, тётя. Давно их не  вижу. Горьковато как-то на душе.
    Тоже запашок предательства, который ни дневной, ни ночной ветерок не относит…
                А недавно вот ко мне подруга юности заявилась. Я всегда
    друзьям-то рада. Знаете, не имей сто рублей, а имей…  Утром проснулась –
    подружки нет, нет и рублей пенсионных…
    И тогда я сказала миру: нате мои сто рублей, но избавьте от друзей.

  – Предательство – оно ведь многолико. И может быть, самое страшное – когда
    предают дети  родителей, – не выдержала всё молчавшая Ивановна. – И такие там
    хитросплетения, что никакие суды не вынесут справедливый  вердикт (уверяю, как
    бывшая судья). Помню одно своё заседание, где сын у отца родного  отсуживал
    часть дома, вся площадь которого – двадцать деревянных квадратов (в тот день у
    меня и случился первый инфаркт…). Оба после продажи этих метров оказались на
    улице:  на полученные доли ни тот, ни другой обресть крышу не могли – сгинули
    по отдельности…

  – Мой сын вот уж много лет меня, одинокого, не навещает, хотя, слышал я,
    приезжает сюда к друзьям, – еле слышно промолвил Петрович.– Да пусть его Бог
    его хранит. А мне уж немного…

  – … пусть хранит. Да Бог ему на старость ад земной устроит за отца-то, –
    вставила Макаровна.

  – А ты что обо всём этом думаешь? – обратилась ко мне Максимовна. –
    Не обмолвишься?

  – … порой кажется, что у этого чёрного коварства я – адресат № 1, кроме боёв
    Петровича и воинов наших... Они выстояли, чтобы и я … – только и выдавилось в
    ответ.               
               
                … Двор вдруг накрыла тишина, та глухая тишь, нарушить которую – кощунство. Встать бы, уйти, да ноги не слушаются. Глаза невольно поднимаются к небу, моля о пощаде всех нас…

                23.04.2013