От Уральской рябины к Уральской рябинушке, публици

Владимир Голдин
                ОТ «УРАЛЬСКОЙ РЯБИНЫ» К «УРАЛЬСКОЙ РЯБИНУШКЕ», история одной песни

              Имя композитора Евгения Павловича Родыгина, Народного артиста России, Почетного гражданина Свердловской области, городов Екатеринбурга и Нижняя-Салда, известно далеко за пределами Российской Федерации.  Песня «Уральская рябинушка», одна из страниц его творческих успехов.

        В наши дни есть повод вспомнить и композитора и песню: «Уральской рябинушке»  – шестьдесят лет.

        «Уральская рябинушка» была далеко не первой песней Е. Родыгина. В репертуаре Уральского народного хора в начале 50-х годов уже были родыгинские «Воробей», «Зайчишка лопоухий», «Как у дедушки Петра» и другие. Эти песни хорошо принимались слушателями, но в то же время нельзя сказать, что они «остались в памяти народа». Это настораживало композитора, заставляло искать мелодию, которая бы, что называется, «легла на душу».

        Как это часто бывает в творчестве, для создания чего-то нового нужен внешний раздражитель, конфликт.

        Такой творческий «раздражитель» возник в отношениях между руководителем Уральского хора Львом Христиансеном и заведующим музыкальной частью Евгением Родыгиным, о чем сам Евгений Павлович неоднократно вспоминал в многочисленных интервью и в личных беседах с автором этой статьи.

        У Христиансена был свой взгляд на народное творчество: «Я стремлюсь рассматривать народное творчество… как носитель смысла. Музыкальная интонация может быть только однозначной. Это не упрощенчество, а целая система, раскрывающая смысл музыкальной речи». Такой подход руководителя хора к народной песне стал сказываться на репертуаре. Все заметнее ощущалось отсутствие многоголосной лирической песни.

         С другой стороны,  «в воздухе носилась» необходимость в хорошей, запоминающейся песне об Урале. Своего рода, визитной карточки края. «Молодежь на Урале, - писала газета «На смену!» в 1950 году, - охотно поет прекрасные песни о Москве, о красавице Волге и шахтерах Донбасса, о колхозниках Дона, о бескрайних богатых просторах Сибири. Молодые рабочие и колхозники, студенты Урала с удовольствием пели бы и о нашем прекрасном крае, о его людях… Вот таких песен давно ждет от композиторов молодежь Урала».

         Потребность в такой песне, родившейся на уральской земле, была известна композитору Родыгину, и она совпала с его личным желанием. Вскоре Е. Родыгину представился случай исполнить свою мечту.

         В то время он работал с поэтессой Е. Хоринской. Они выполняли социальный заказ, нужно было срочно сочинить патриотическую песню.

         «Работа шла трудно, - вспоминала Елена Евгеньевна, - Родыгин все придирался к словам, хотел править, с ним было трудно работать, как, впрочем, и с другими. Вдруг он увидел у меня на столе стихи «Уральская рябина». Евгений Павлович настойчиво просил отдать ему эти стихи. Я ему объяснила, что на эти стихи уже написана мелодия Кларой Абрамовной Кацман. Слова и музыка опубликованы в «Уральском рабочем», но Родыгин взял у меня эти стихи и написал на них музыку».

         Евгений Павлович всегда упрямо шел своим путем: в консерватории его учили сочинять симфоническую музыку, а он учился сочинять песенные мелодии. В хоре от него требовали сохранить в песне «окающий» говор, поскольку коренные уральцы в большинстве своем «окают», а в его голове звучали лирические мелодии, способные согреть душу любого россиянина, а не только уральца.

         Мог ли Родыгин отказать себе в том, чтобы сочинить музыку на понравившиеся стихи, даже если на эти стихи уже была написаны музыка другим автором? Конечно, нет.

         Песня «Уральская рябина» композитора Клары Кацман на слова Е. Хоринской уже звучала  и даже в начале 50-х годов имела успех на областном конкурсе песни. Теперь же она зазвучала второй раз – на музыку Е. Родыгина.

        «Уральскую рябину» Е. Родыгина Уральский хор исполнял не только в СССР, но и в Румынии. Правда, ажиотажа песня не вызвала, поскольку сюжет, поэтическая основа были привязаны к окончанию строительства канала Волга-Дон, а это мало кого интересовало. Слова, идеологически верные, но по партийному тяжелы:

        Провожала девушка парня далеко.
        Провожать ей милого было нелегко...
        Парня в в степь далёкую посылал Урал
        Веткою рябинушки ветер вслед махал.

        Песня на слова Е. Хоринской с прекрасной мелодией не пользовалась успехом. Нужно было спасать ее, нужны были другие слова, мягкие, лирические. Как сама музыка.

        Композитор обращается с просьбой к поэту Михаилу Пилипенко (Уральский хор уже исполнял их совместную песню «Небо темно-синее»). М. Пилипенко, влюблённый в ту пору, редактор молодёжной газеты "На смену!", понял проблему и написал пять куплетов на почти готовую музыку. Пять куплетов для хора – это много, хотя на премьере хор исполнил все пять. Поздней осталось только три куплета. В таком виде песня обрела окончательный вид.

        Но, как правило, судьба песни во многом зависит от исполнителя. «Запев был поручен, - пишет Б. Манжора в книге «Государственный Уральский русский народный хор», - опытным запевалам А. Петровой и Т. Устюжаниной. Талантливые певицы много потрудились: искали мягкий выразительный звук, добивались совершенного ансамбля. Они настолько чутко, проникновенно, с такой замечательной выразительностью исполнили песню, что их работу над запевом можно смело назвать подлинным соавторством в создании «Уральской рябинушки».
 
        Песня получилась душевной, лирической, востребованной, слова легли прочным пластом в память народную:

        Вечер тихой песнею над рекой плывёт,
        Дальними зарницами светится завод,
        Где-то поезд катится точками огня,
        Где-то под рябинушкой парни ждут меня.

        На любом концерте, где бы ни выступал Е. Родыгин, она звучит, а там, где автор опускает ее из репертуара, слушатели настойчиво требуют ее исполнения.

        В чем секрет устойчивой популярности «Уральской рябинушки»?

        Как много значила смена слова «рябина» на слово «рябинушка»!
Второй вариант – сама нежность. К тому же влюбленная в двух парней девушка со своей «проблемой» обращается за советом не к подруге, что было бы традиционно, не к «родной партии», а к природе, которая является опорой человека по всей жизни:

        Кто из них желаннее, руку сжать кому?
        Сердцем растревоженным так и не пойму...
        Хоть ни в чем не схожие - оба хороши.
        Милая рябинушка, сердцу подскажи!

        Если сравнить текст стихов Хоринской и Пилипенко, то нужно отметить, что в первом случае "рябина-рябинушка" на втором плане, а на первом - производство, машина, работа. У Пилипенко же, наоборот, - на первом месте человек, его душа, переживания, сливающиеся с окружающей природой, и только потом - производство. Это и подкупило слушателей.

        Евгению Родыгину удалось стать первым в послевоенное время композитором в СССР, который создал популярную лирическую мелодию. Ещё одна популярная песня "Подмосковные вечера" В. Соловьёва-Седова зазвучала на сцене и в эфире чуть поздней "Уральской рябинушки".

        "Уральская рябинушка" стала, пожалуй, первым лирическим произведением в советское время, вышедшим на просторы страны с невысоких гор Урала, совершенно нестандартным для этого края. До песни Е. Родыгина и М. Пилипенко Урал было принято изображать в произведениях искусства темным, мрачным округом, где заводов больше, чем леса, а людей на металлургических заводах хмурыми и невесёлыми, а только дающими металл для необъятной России.

        Такой образ Урала отражали картины братьев Худояровых в XIX веке, в советское время картина Иогансона "На старых Демидовских заводах", и все последующие произведения, всех творческих направлений признавались победителями на разных конкурсах и выставках, где звучало слово "Сталевары".

        После первого исполнения "Уральской рябинушки", летом 1954 года в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, песня зазвучала на радио. Чистые не замутненные идеологической болтовней или «производственной» темой слова песни легли в народную память легко и навсегда. «Уральскую рябинушку» в исполнении Уральского хора записали на грампластинку все заводы фирмы «Мелодия»: Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский. Эту песню воспроизводили в специальных музыкальных выпусках: «Уральский сувенир», «Сельские лирические песни», «Мелодии Уралмаша», «Избранные песни советских композиторов». В исполнении Уральского хора песня звучала в Европе, США, Японии, Китае, Северной Корее, не затерялась она даже в зеленых джунглях Амазонки.

        Песня «Уральская рябинушка» стала визитной карточкой композитора. Он получил известность, стал знаменит.
        В 50-60-е годы ХХ столетия он создал еще ряд песенных шлягеров. А «Уральская рябинушка» живет и любима слушателями до сих пор.