Тень Истрати Дабижи-воеводы...

Валериан Чобану
Я скоро вернусь к произведениям писателя Иона Мускалу.
Но Тень Истрати Дабижи-воеводы преследует меня...
Вернусь и к творчеству художника Юрия Матея, к писаниям забытого Николая Милеску Спэтару.
К Вам вернусь!
Ибо,  "приходяща в мире слва.
Она мечтанье в пене волн!
Я с крепостной стены Сучавы
Кричу: "
(по М. Еминеску)

Пока я не кричу, ибо, не живу в Сучаве,
И даже не в Румынии. Не в Евро...
Союзе, а между рек: там Прут, здесь Днестр.
До Черного Моря недалеко.
Но мне сниться море другое
И Анталийское побережие и...

Снится диалог с художником наших времен – Юрием Матей, за тем с писателем, философом и дипломатом первооткрывателем Дального Востока и Сибири, от Тобольска до Китая и Китая, в том числе. Второй воображаемый собеседник – Николай Милеску Спэтару. А первый, художник с которым можно говорить о чем угодно. Который сказал, что талантов много, а характеров мало. Он не мечтал стать художником, но  постоянно что-то рисовал, оформлял в школе стенгазеты. Почти как я.  Но, у него основным увлечением были стихи. Которые, к слову, он безжалостно сжег, после того как его брат Валерий позволил себе пару, в общем-то, безобидных комментариев. И подростковый максимализм отреагировал горячо...
Я также сжег безжалостно свои рисунки, после того как провалил диктант в художественное училищие им. Репина. Потом пошел на факультет журналистики. А брат Валерия, Юрий Матей...
Впрочем, он сам рассказывает в одном из своих интервью: «Когда мне было 13 лет, брат приехал с художником Андреем Мудря. Мудря из вежливости спросил, что мне нравится делать. Я сказал, что рисовать – и по их просьбе показал свои рисунки. С их подачи я и попал в художественную школу в Леова, где меня учил замечательный педагог Константин Крэчун. Экстерном, через класс, проходил художественную школу: во-первых, мои способности давали такую возможность. Впрочем, и в обычной школе учился отлично, мне нравилось все – физика, химия, математика...»
Мне тоже нравилось все – география, язык и литература,  и даже астрономию,  много любил фантазировать,  кроме обычного рисования.

Астрономом или художником, не стал. Писателем? Еще можно сказать ,что учусь. Ой, как долго я учусь! А путешевствовать? Остался бы в СССР, возможно бы оказался и во Владивостоке, на Сахалине. А так...
Мосты рухнули. И я не видел даже озера Байкал! Только Телецкое озеро на Алтае,  и родину Василия Шукшина, то есть, его родное село - Сростки.
А хотелоь бы пуститься в дальнее путешевствие по следам Николая Милеску Спэтару, от Тобольска и далее, до столицы Китайской Народной Республики. Что бы сказал об этом давний философ  которому изорудовали нос, за то, что он хотел, претендовал на должность господаря Молдовы? Той древней Молдовы, когда Россия еще находилась далеко от ней своими границами. Но продолжала рассширяться до Тихого океана и Балтии, в том числе.
У художника Юрия Матея, избравший местом жительства Париж, а не Кишинев, давнея мечта. Открыть музей современного искусства в родном селе. Мечта остается еще в силе!
- А моя мечта?
- Тоже, остается ибо хочу открыть музей в родном селе. И если, Юрие Матей построил у себя в селе мастерскую, куда хочет приглашать знакомых хороших художников со всего мира, с которыми у него дружеские, уважительные отношения, то я, хочу пригласить в свое село – хотя бы знакомых мне фотографов. У них будет что снимать. И кто знает? Может часть их  фотографий войдут в постоянных выставках музея села отражающего античность, средние века, современность и вечность!
Но  мне сначала бы пройтись бы по стопам Николая Милеску Спэтару, до Пекина, а потом можно заняться и музеем села.
Вот так, пока  некая тень лежит, бесседа не вяжется. Ни с художником и не с представителем прошлого.