Клановая система улуса Джучи основные этапы развит

Жаксылык Сабитов
Клановая система улуса Джучи: основные этапы развития

Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 4.  Казань. 2012. – С.118-120.

Проблемы институционального устройства улуса Джучи изучалось с момента появления первых исторических работ о Золотой орде и постордынских государствах. Начало изучению одного из аспектов институционального устройства улуса Джучи положил Юлай Шамильоглу, который на основании клановой системы постордынских государств (Крымского, Казанского, Касимовского ханств, Большой Орды) предположил, что истоки клановой системы в этих государствах берут начало как минимум со времен Золотой орды.  Исхаков Д.М., на основе сведений Ю. Шамильоглу отмечал, что в Большой Орде правящими кланами были Кият, Сальджиут, Кунграт, Мангыт, в то время как в Крымском, Казанском, Касимовском ханствах правящими родами были Ширин, Барын, Аргын, Кипчак [Исхаков, 2007, с. 140]. Очень трудно что-либо утверждать о клановой структуре других наследников Золотой орды, в силу малого количества письменных источников, но судя по сохранившимся источникам, на востоке улуса Джучи после падения Золотой орды институт четырех карачи-беков почти не сохранился.
В 1530-х годах можно заметить, изменение клановой структуры в Крымском ханстве: к четырем родам добавились представители двух родов из бывшей Большой Орды [Гайворонский, 2007, с. 190]. Ими были Мансуры (ветвь мангытов, потомки Мансура, сына Едиге) и Сиджиуты  [Шамильоглу, 1986, с. 202].
С точки зрения институционального подхода можно рассмотреть три аспекта клановой системы улуса Джучи:
1. Генезис института четырех карачи-беков, который хорошо исследовал Ю. Шамильоглу.
2. Иерархия кланов. Кланы, не попавшие в число четырех избранных кланов.
3. Соотношение кланов с улусами джучидов. Изменения в хронологическом порядке клановой системы. Безусловно, ни одна система не может существовать без изменений. Рано или поздно она подвергнется изменениям под влиянием тех или иных факторов.
Стоит отметить, что система карачи-беков в Золотой орде и в постордынских государствах не была идентичной и существенно отличалась.
По нашему мнению можно выделить три этапа развития клановой системы в Золотой орде.
1. эпоха Бату. В его время все улусы джучидов были розданы братьям Бату (первоначально было 19 улусов), каждому из которых были отданы по племени в подчинении.
2. эпоха Узбек-хана. В его время все улусы джучидов были отобраны у джучидов, за исключением потомков самого Бату, Орда-эджена и Шибана. Видимо тогда все племена подчиненные репрессированным джучидам были переданы в подчинение Узбек-хана. Но при этом сохранялись 4 карачи-бека у самого Узбек-хана.
3. После великой замятни и уже после времени правления Тохтамыш-хана произошло изменение системы построенной Узбек-ханом. В разных частях улуса Джучи возобладали разные тенденции развития или деградации клановой системы. По нашему мнению в оседлых частях Золотой орды сохранился институт 4 карачи-беков, причем карачи-беки происходили из 4 основных племен ханства. В кочевых частях Золотой Орды произошла деградация института 4 карачи-беков, в силу того, что там были представлены большое количество других племен, которые конкурировали между собой.
Для того чтобы проиллюстрировать разницу между этими этапами приведем следующую таблицу.

Улус Джучи времен Бату Улус Джучи времен правления Узбек-хана, Джанибек-хана и Бердибек-хана Постордынские ханства в оседлых частях улуса Джучи Постордынские ханства в кочевых частях улуса Джучи
Звание карачи-беков Монополия, занятая представителями определенных племен. Не было монополии определенных племен на данную должность. Монополия, занятая представителями определенных племен. Не было монополии определенных племен на данную должность.
Количество карачи-беков 4 4 4 (6 в Крымском ханстве после 1550-х годов) Не известно
Принцип передачи статуса Передавался по воле правителя улуса четко ограниченному количеству родов Передавался по воле хана. Представители разных родов могли занимать место карачи-бека. Передавался в рамках одного рода путем наследования. Не известно
Соотношение должности хана и карачи-беков. Должность хана имела первостепенную роль, карачи-беки играли второстепенную роль. Должность хана имела первостепенную роль, карачи-беки играли второстепенную роль.
Произошла девальвация звания хан, в силу большого количества носителей данного звания. Роль карачи-беков выросла, так как они уже могли выбирать, какому хану служить. Произошла девальвация звания хан, в силу большого количества носителей данного звания. Роль карачи-беков выросла, так как они уже могли выбирать, какому хану служить.
Формы протеста родовой знати Не было бунтов родовой знати против хана. Не было бунтов родовой знати против хана. При не согласии с политикой хана, происходила откочевка к другому хану или бунт. При не согласии с политикой хана, происходила откочевка к другому хану или бунт.
Степень централизации государства Децентрализованная конфедерация с легитимным центром власти (улус Бату). Централизованное государство. Слабо централизованное государство. Децентрализованная конфедерация.
Институт хана
(в рамках институ-
ционального подхода) Слабый институт хана. При слабых политических институтах начинает играть большую роль личность самого хана. Сильный институт хана, не зависящий от личности хана. Слабый институт хана. При слабых политических институтах начинает играть большую роль личность самого хана. Слабый институт хана. При слабых политических институтах начинает играть большую роль личность самого хана.
 
Кроме того стоит упомянуть авторскую позицию по поводу соотношения таких понятий как племя (род) и клан. По нашему мнению клан подразумевает под собой верхнюю страту племени, относящиеся к политической элите ханства. Причем наследование статуса карачи-бека происходило в рамках клана. Различия можно проиллюстрировать на примере. Клан Мангыт подразумевал под собой в основном потомков Едиге (из племени ак-мангыт), в то время как мангыт обозначал всех представителей племени мангыт вне зависимости от их родства с Едиге.
В предыдущей публикации мы уже обосновали тезис, о том, что узбеки являются среднеазиатским экзоэтнонимом по отношению к населению улуса Джучи [Сабитов, 2011, с. 173]. Развивая эту идею, можно отметить, что, скорее всего, самоидентификация кочевого населения улуса Джучи, носила клановый характер. Кочевой представитель улуса Джучи, прежде всего, идентифицировал себя с определенным родом и подродом (мангыт, кипшак, найман, аргын и т.д.). Еще в 16 веке в письменных источниках были зафиксированы различные списки 92 узбекских племен. Султанов Т.И. считает, что традиция разделения на 92 племени появилась не позднее первой половины 16 века [Султанов, 1982, с. 27]. В Фирдаус ал Икбал отмечается «Узбек-хан стал мусульманином, весь иль Джучи обратился в ислам и получил имя (лакаб) от Узбека» [Исхаков, 2011, с. 189]. Можно предположить, что на самом деле появление списка «узбекских» племен связано с личностью Узбек-хана и его административной реформой, согласно которой он лишил всех джучидов своих уделов. Видимо тогда же произошел переход всех подвластных джучидам племен в центральное управление непосредственно хану Золотой орды. С тех пор их могли называть племена Узбека, что позже перешло в словосочетание узбекские племена.
Очень удивителен факт того, что система четырех карачи-беков сохранилась в Западной части улуса Джучи (Крымское, Касимовское, Казанское ханства), в то время как в Восточной части она не сохранилась (ханство Абулхаир-хана, Ногайская Орда, Казахское ханство).
По нашему мнению, это можно объяснить так: В период Золотой орды этот институт существовал традиционно и брал свои истоки со времен Чингиз-хана. Во времена хана Узбека произошло усиление роли 4 карачи-беков и родовой знати вообще за счет снижения роли джучидов, у которых Узбек-хан отнял уделы, передав большую часть джучидов (исключая шибанидов, батуидов и ордуидов) в подчинение Исатаю кияту. В то время власть хана была сильна и роль карачи-беков была относительно слаба. Статус карачи-беков не наследовался, а заслуживался. В эпоху постордынских государств произошла деформация всех основных институтов власти. Звание хана девальвировалось. Появились беклярбеки-кингмэйкеры, возводившие на престол детей и подростков, и правившие от их имени. Данным персонам не был интересен вопрос об оставшихся трех карачи-беках. Для него они, скорее могли представлять реальную опасность, так как под их влияние мог попасть подросший хан. Вполне возможно именно тогда и произошла реальная утрата значимости данного звания на востоке улуса Джучи. Также стоит отметить, что институт 4 карачи-беков сохранился и развился в тех ханствах, где присутствовала большое количество городов и оседлого населения. В тех ханствах, где преобладало кочевое население, институт 4 карачи-беков деградировал. В тех государствах, где преобладало оседлое население, институт 4 карачи-беков сохранился, но при этом трансформировался. Теперь он стал носить характер наследственных должностей. Видимо, это связано со спецификой кочевых и оседлых государств. В кочевом государстве сила клана не являлась величиной постоянной. Джут, междоусобицы и др. могли быстро подкосить силу любого клана. Поэтому в этой системе вряд ли бы один клан мог застолбить за собой место среди 4 карачи-беков. В оседлом же государстве после его завоевания хан мог раздать земельные пожалования своим приближенным, и они могли использовать ее как источник ренты. Таким образом, те кланы, которые оказались вместе с ханом в момент завоевания данной оседлой территории смогли монополизировать свое привилегированное место. Кроме того данные кланы могли распространять легитимизирующие легенды, которые объясняли всем, почему именно эти кланы заняли место возле хана и получили определенные территории в управление. Безусловно, среди кланов Запада улуса Джучи такой легендой стала легенда о «давних элях Тохтамыш-хана». Таким образом, в постордынских ханствах на востоке улуса Джучи (имеются в виду в основном чисто кочевые государственные образования) институт 4 карачи-беков деградировал в силу того, что данный статус не давал никаких преимуществ его обладателю. А в постордынских ханствах на западе Улуса Джучи (базирующиеся на оседлых владениях), институт 4 карачи-беков стал с одной стороны источником легитимности владения определенными территориями для представителей данного клана, а с другой стороны позволяя ханам воспринимать себя легитимными наследниками ханов Золотой орды.
Подводя итоги статьи, стоит отметить, что клановая система в постордынских государствах различалась и зависела от характера  подконтрольной территории (оседлая или кочевая). При этом даже в государствах с близким характером подконтрольной территории клановая система изменялась в связи с появлением других разнообразных факторов, как было в Крымском ханстве 1550-х годов и узбекских ханствах Средней Азии.

Список источников и литературы
1. Гайворонский О. «Повелители двух материков. Том I: Крымские ханы XV-XVI столетий и борьба за наследство Великой Орды». Киев-Бахчисарай: Оранта, Майстерня книги. 2007. 368 с.
2. Исхаков Д.М. «Институт сейидов в улусе Джучи и позднезолотордынских тюрко-татарских государствах». Казань: Издательство Фэн. 2011. 228 с.
3. Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. «Этнополитическая история татар (3- середина 16 вв.)». Казань: РИЦ «Школа». 2007. 356 с.
4. Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 1. Москва: Наука. 1952. 198 с.
5. Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 2. Москва: Наука. 1952. 281 с.
6. Сабитов Ж.М. «О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки»»// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. – Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 166-173.
7. Султанов Т.И. «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.» Москва: Наука. 1982. 136 с.
8. Shamiloglu U. Tribal Politics and Social Organization in the Golden Horde. Doctoral dissertation. Columbia university, 1986. 286 p.

  Здесь стоит отметить, разность происхождения сиджиутов и сальджиутов. В списке Рашид ад-Дина эти два племени четко разделены: «Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут…» [Рашид ад-Дин, 1952, с. 78]. Сальджиуты были потомками Бухату-Салджи, сына Алангоа, а сиджиуты имели другое происхождение: «у Кайду-хана было три сына; имя старшего было Байсонкур, от которого [идет] ветвь предков Чингиз-хана; третьего [сына] звали Джаучин, от рода которого [произошли] два племени: артакан и сиджиут» [Рашид ад-Дин, 1952, с. 178]. Сиджиуты занимали одно из высоких мест еще во времена Золотой орды. «Тысяча Мунгура, бывшего из племени сиджиут. В эпоху Бату он ведал [войском] левой руки. В настоящее время из эмиров Токтая, некто, по имени Черкес, есть один из его сыновей; он идет стезею отца» [Рашид ад-Дин, 1952а, с. 274].