К вопросу об обстоятельствах появления ураз-мухамм

Жаксылык Сабитов
К ВОПРОСУ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПОЯВЛЕНИЯ УРАЗ-МУХАММЕДА И КАДЫРАЛИ ЖАЛАИРИ В СИБИРИ.

Сибирский сборник. Выпуск 2.  - Тобольск: изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. С. 76-79

Обстоятельства появления Ураз-Мухаммеда в Сибири довольно не ясны и трудно понимаемы на основе имеющихся источников. В данной статье мы попытаемся предложить свою версию событий на основе косвенных данных из разных источников.
В историографии утвердилось мнение, чтоУраз-Мухаммед родился в 1572 году [1, 76], [5, 326]. Это исходит из перевода сборника Летописей Кадырали Жалаири, в котором сказано, что Ураз-Мухаммед стал служить Борису Годунову с 16-летнего возраста.
То есть большинство исследователей считают, что время пленения Ураз-Мухаммеда (1588 год) является началом его службы. И если исходить из этого, то действительно можно прийти к выводу, что родился он в 1572 году, раз в 1588 году ему было 16 лет. Но здесь, мы считаем, что произошла определенная путаница. По нашему мнению год пленения Ураз-Мухаммеда и год начала его службы это разные времена. Как известно Ураз-Мухаммед в 1590-ом году участвовал в походе русских против шведов [7, 44]. Мы полагаем, что именно данный год являлся первым годом службы Ураз-Мухаммеда русскому царю и, исходя из этого, можно предположить, что родился он в 1584 году.
Это косвенно подтверждается данными Кадырали Жалаири.
В Сборнике летописей Кадырали Жалаири сказано, что в 8 лет Ураз-Мухаммед лишился дедушки Шигая, в 13 лет отца Ондана [6, 169]. Если бы Ураз-Мухаммед родился в 1872 году, то получается Шигай умер в 1580 году, когда Ураз-Мухаммеду было 8 лет. Последний раз Шигай упомянут в летописях в 1582 году [3, 292]. Вполне возможно он  умер в 1582 году. В этом случае наша датировка года рождения Ураз-Мухаммеда в 1574 году совпадает с другими данными по поводу смерти Шигая.
Если исходить из этой гипотезы, Ондан погиб в 1587 году, за год до пленения Ураз-Мухаммеда. Беляков А.В. датирует смерть Ондана 1575 годом [1, 76], но видимо он ошибся, в тот год Ураз-Мухаммеду был всего один год (или три, если исходить из старой датировки). 
Таким образом, мы четко видим, что появлениие Ураз-Мухаммеда в Сибири связано со смертью Ондана. Как можно увидеть дальше, контакт с родственниками (дяди Таукель, Ишим и сводный брат Кучук) не поддерживался до 1594 года. Видимо события 1587 года и смерть Ондана от рук калмыков привели к тому, что Ураз-Мухаммед со своей семьей вынуждены были бежать в Сибирь. Как мы знаем Ондан погиб в возрасте 30 лет и похоронен в Туркестане (юг Казахстана) в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи [6, 168-169]. Таким образом, можно утверждать, что тело Ондана было в руках не Ураз-Мухаммеда и был он похоронен предположительно своим братом Таукель-ханом.
Для того чтобы понять обстоятельства гибели Ондана можно посмотреть что именно происходило в те годы в Казахском ханстве.
Как известно в 1586 году Таукель вторгся во владения бухарского хана Абдуллы, «угрожая овладеть вилайетом Туркестан, Ташкент и даже Самаркандом». Таукель-хан разбил ташкентцев. Но после подхода войск Ибадуллы, брата Абдуллы, Таукель, стоявший около Сайрама, удалился в степь [4, 204]. Существует другое известие о хане Таукеле и его взаимоотношениях с правителем Ташкента: У казахов был хан по имени Таукель, у которого в подчинении было 200 тысяч семейств. Казахи сделали набег на калмаков, на что калмаки ответили вторжением большого войска. Таукель бежал к Ташкенту, где правил в то время Науруз-Ахмед-хан (Барак) [3, 287]. Как известно Науруз-Ахмед умер в 1556 году, а Таукель стал ханом после 1583 года. С учетом того, что произведение Сейфи Челеби было написано в 1590 году, возникает вопрос, к какому периоду относится данный отрывок. Султанов Т.И. считает, что под именем Таукеля «скрывается» другой хан (Буйдаш?, Хак-Назар?) и этот рассказ относится к 1550-ым годам [3, 288]. Мы же считаем, что данное известие Сейфи Челеби относится к 1586 году, когда Таукель действительно был уже ханом и вторгся в Ташкент.
Таким образом, вторжение Таукеля в Ташкент в 1586 году было связано с ответным набегом калмаков (ойратов). Если к этому прибавить известие о смерти Ондана от рук калмаков, то картина событий становится предельно ясной. В 1586 году калмаки (ойраты) напали на казахов, часть казахов во главе с Таукелем бежала на юг в Ташкент. Ондан погиб в боях с калмаками (ойратами) и его семья, видимо отрезанная от всех остальных родственников войском ойратов, бежала на Север в Сибирь.
Здесь мы согласны с утверждением Усманова М.А. о том, что вся многочисленная родя Ураз-Мухаммеда была захвачена также в Сибири, чуть позже после пленения самого Ураз-Мухаммеда [7, 45]. То есть вся его родня бежала с Ураз-Мухаммедом в Сибирь после смерти Ондана. Среди тех, кто был с Ураз-Мухаммедом можно отметить Бахты, дочь Сеиткула, сына Шигая (жена Сафарали Шейдякова). Белякова А.В. называет ее дочерью Сеиткула сына Кудайназара, но, как известно, Сеиткул был отцом Кудайназара [2, 207], а сам Сеиткул, согласно Кадырали Жалаири, был единоутробным братом Ондана и сыном Шигая [6, 168].
Также здесь можно коротко остановится на генеалогии родственников Ураз-Мухаммеда. Его сводным братом являлся Кучук (в российских документах иногда называется как Кучум). Известен также «Ибрагим, сын Мансура» [2, 207]. Известен Ибрагим сын Шигая, вполне можно предположить, что тут произошла путаница и на самом деле имелось ввиду Мансур, сын Ибрагима. Таким образом, данный Мансур был двоюродным братом Ураз-Мухаммеда. Шахим-султан упомянутый как сын Шигая [3, 292] известен также как Шах-Мухаммед, которого Таукель посадил править «на калмаках». Также упоминаются Едигер-Мухаммед, брат Алтын-хатун и сын Булат-султана. Также Известен Енмагмет (Ен-мухаммед), который в одном месте назван как зять Ураз-Мухаммеда, а в другом месте он (записан просто как Ен) назван как племянник Алтын, матери Ураз-Мухаммеда. Таким образом, можно предположить, что Ен-Мухаммед был сыном Едигер-Мухаммеда либо его брата («племянник Алтын»), а также был женат на родной или двоюродной сестре Ураз-Мухаммеда. Упомянутые также Татлы-ханым (племянница Алтын-ханум) и Ак-ханум (племянница Ази и сестра Алтын-ханум). Беляков А.В. предполагает тождество двух Мурадов: Мурата сына Таукеля, приехавшего в октябре 1595 года в Москву, и Мухаммед-Мурата, сына ураз-Мухаммеда [1, 77]. Но здесь стоит отметить не равенство имен двух чингизидов, отсутсвия указаний, что Мурат остался в России, а также косвенное известие: упоминание о неком казахском султане Мурате, изгнанного из крепости Шахрухийа в Средней Азии в 1610-1620-х годах [3, 302]
Усманов М.А. считает, что Кадырали Жалаири (названный как Мурза карачи), взятый в плен вместе с Ураз-Мухаммедом, «жил в Сибири еще до появления там Ураз-Мухаммеда» [7, 45]. По мнению Усманова М.А. Карачи упоминаемый в Сибири до Ураз-Мухаммеда (карачи, «карачин улус») и есть Кадырали Жалаири. По нашему мнению это отождествление является натяжкой. Сам по себе титул Карачи-(бек) был широко распространен. У каждого хана отмечался вельможа Карачи с данным титулом. Таким образом, вполне возможно существование двух карачи, один являлся карачи Кучум-хана, а другой был карачи из Казахского ханства.
Также хотелось бы отметить нашу точку зрения на связи двух эмиров Ураз-Мухаммеда с последующими известными фамилиями. Согласно Усманову М.А. среди 4-х эмиров Ураз-Мухаммеда были Чатыш-бек аргын и Тукай-бий кипчак [7, 46], мы их связываем с родоначальниками таких фамилий как Чанышевы (потомки Чаныш-бека) и Тевкелевыми (потомки Тукай-бека). Также исключен вариант появления этих беков в Касимове вместе с Ураз-Муахммедом, так как эти рода присутствуют среди казахских племен и часть из них могла быть в свите Ураз-Мухаммеда.
Таким образом, подводя итоги статьи, стоит отметить, что
1. Ураз-Мухаммед родился в1574 году, а не в 1572 году, как считалось ранее.
2. Появление Ураз-Мухаммеда в Сибири связано с калмакским (ойратским) вторжением 1586 года в Казахское ханство, в результате которого большинство казахов бежало на юг под Ташкент, где победило Ташкентцев, но позже отступило. Ондан, отец Ураз-Мухаммеда погиб в бою с калмаками (ойратами) в 1587 году, после чего его семья бежала на север, а тело его досталось родственникам, похоронившим его в Туркестане в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. Кадырали Жалаири, по нашему мнению был одним из приближенных Казахских ханов, который попал в Сибирь вместе с семьей Ондана.

Список источников и литературы:
1. Беляков А.В. Чингисиды в России 15-17 веков: просопографическое исследование. Рязань. «Рязань. Мiр» 2011 512 с..
2. История Казахстана в русских источниках . Том 1. 2005. Алматы: Дайк-пресс. 720 с.
3. Кляшторный Султанов Т.И. «Казахстан: Летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. 384 с.
4. Султанов Т.И. «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана» Алматы. Дайк-пресс. 2001. 276 с.
5. Султанов Т.И. «Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть». Москва. Аст. 2006. 445 с.
6. Жалайыр ;адыр-;али би. Жами; Ат-Тауарих//;аза;стан тарихы туралы Т;ркі деректемелері. 5-ші т.: XV-XIX ;асырлар шы;армаларынан ;зінділер.  Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 140-173.
7. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII - XVIII вв. Казань. Издательство КГУ. 1972. 224 с.