Генеалогии потомков бодончара критический анализ и

Жаксылык Сабитов
ГЕНЕАЛОГИИ ПОТОМКОВ БОДОНЧАРА: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ.

Современные трансформационные экономические и социально-политические процессы. Тезисы докладов третьей международной научно-практической конференции (Абакан. 23-25 ноября 2011). С. 238-240

Вопрос о происхождении некоторых монгольских родов, по которым существует две точки зрения, вызванные двумя источниками, которые противоречат друг другу, не рассматривался на серьезном источниковедческом уровне. Для начала стоит обрисовать ситуацию, о которой пойдет речь.
Ранее уже был рассмотрен вопрос об авторстве Сокровенного сказания монголов: на основе сравнительного анализа Муизз ал Ансаб и сборника Летописей Рашид ад-дина сделан вывод о том, что автором Сокровенного сказания монголов был Курмаги (Гирмау), родственник Чингиз-хана [5, 61].
В Сокровенном сказании монголов с одной стороны и в Муизз ал Ансаб и у Рашид ад-дина с другой стороны есть большие противоречия в генеалогиях потомков Бодончара:
1. В Сокровенном сказании монголов (далее ССМ) Хайду, сын Хачи-Кулюка, сына Менен-тудуна [3]. У Рашид ад-Дина Кайду, сын (а не внук) Дутум-Менена [4, 17]. В Юаньши Кайду также внук, а не сын Менен-тудуна [6, 125] . Здесь, по нашему мнению, имеет приоритет сведения ССМ, так как данный источник писался двоюродным дядей Чингиз-хана Курмаги (Гирмау), который вполне мог разбираться в родовых хитросплетениях потомков Бодончара.
В то время как Рашид ад-Дин и Муизз ал Ансаб, в силу отдаленности от источников информации, вполне могут вызывать сомнения в том, что их сведения не содержат непреднамеренных ошибок.
2. Количество детей у Тумбиная. Согласно ССМ у Тумбиная было только два сына: «У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле. Сим-Сечулеев сын - Бультегу-Баатур. А у Хабул-хагана было семеро сыновей» [3].
В то время как у Рашид ад-Дина [4, 29-30] и в Муизз ал Ансаб [3, 26-27] (имена из этого источника даны в скобках) упомянуты 9 сыновей: Джаксу, Барим-Шир-Бука-Буджу (Барим-Ширату), Качули, Сим-Качиун (Сам-каджула), Бат-кулки (Бат-килгай), Кабул, Удур-Баян, Бурулджар-Дуклаин (Йулчи Дукланк), Хитатай (Китатай), известный также как Джочи-Наку.
Кроме этого происхождение некоторых монгольских родов увязано с данными сыновьями Тумбиная, в то время как в ССМ они имеют другое происхождение.
2.1. Ноякин
Род ноякин согласно Рашид ад-Дину происходит от Джаксу, сына Тумбиная. Его сын Бурук, сын Бурука Джочи, сын Джочи Хука-беки [4, 29].
В Муизз ал Ансаб единственное отличие от Рашид ад-Дина: сын Джочи Манкитай, сын Манкитая Мука-биким. Также там не сказано, что данная ветка относится к племени ноякин [3, 27].
Согласно ССМ Ноякины происходят от Ноягидая, сына Хачина, сына Менен-тудуна [2].
2.2. Мангут и уруут
Рода мангут и уруут согласно Рашид ад-Дину происходят также от Джаксу [4, 29]. В то время как в ССМ они происходят от Начин-батура, седьмого сына Менен-тудуна и дяди Кайду [2].
2.3. Дуклат
Рашид ад-Дин выводит племя дуклат от еще одного сына Тумбиная: «Бурулджар-Дуклаин, от потомства которого произошло все племя дуклат» [4, 30].
В Муиззе есть такое же известие, правда там названо имя Йулчи-Дукланка, который является основателем рода дуглат [3, 26].
В ССМ не сказано прямо о происхождении дуглатов, но судя по аналогии, они происходят от Дохолодая, сына Начина от первой жены (Мангудай и Уруудай произошли от второй жены и стали родоначальниками мангутов и урудов, единоутробный брат Дохолодая Шичжиудай скорее всего стал предком племени сиджиут (шиджиут), которое не стоит путать с племенем сальджиут) [2].
2.4. Будат
Согласно Рашид ад-Дину это племя происходит от Бат-Кулки (сын Тумбиная), «от потомства которого происходит племя будат. Старший [михтар] его сын, Кулкан-мэргэн, а его старший [бузург-тар] сын [был] Таргутай, а старший [михин] [сын Таргутая] -- Куридай, [а старший сын последнего] -- Чиркидай, который был родственником по главе рода [ку'дуд] сыновей Чингиз-хана» [4, 30].
В Муизз ал Ансаб это известие продублировано. Чиркидай назван как Чин-Кистай [3, 26].
Согласно ССМ будат происходит от Харандая, сына Менен-Тудуна [2].
2.5. Бесут (Йисут в Муизз ал Ансаб)
Согласно Рашид ад-Дину это племя происходит от Хитатая (сын Тумбиная), «его называли также Джочи-Наку, от рода которого происходит племя бесут» [4, 30]. В Муизз ал Ансаб это известие продублировано (про второе имя Джочи-Наху ничего не сказано) [3, 26].
В ССМ бесуты происходят от Бесутая, потомка (сына) Чарахай-Лингу, сына Кайду [2].
2.6. Хадаркин (адаркин в ССМ, уркин в Муизз ал Ансаб)
Рашид ад-Дин пишет, что данное племя происходит еще от одного сына Тумбиная: «Сим-Качиун, от потомства которого происходит племя хадаркин. Сын его был Адар-мэргэн, а его старший сын назывался Наукун, а сын Наукуна -- Хуку; старший сын последнего -- Бураджу. Этот сын был родственником по главе рода [куд'уд] сыновей Чингиз-хана» [4, 30].
В Муизз ал Ансаб Адар назван Адазом, в остальном все совпадает.
В ССМ адаркины, происходят от Адаркидая, сына Хачиуна
2.7. Барулас.
Согласно Рашид ад-Дину: «Качули, от потомства которого происходит племя барулас, его старший сын Урдамчи-Барулэ. Старший сын последнего Джочиэ, а его старший сын -- Булуган-Калджа, который был родственником [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана» [4, 29].
В Муизз ал Ансаб Джочи сын Тудана, сына Урдамчи баруласа [3, 27].
В ССМ баруласы происходят от двух детей Менен-Тудуна: «Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас (можно сравнить с Урдамчи Барулас), Тодоен-Барулас и др» [2]. Здесь можно вспомнить, что предок Тамерлана Карачар-нойон сын Суку-сичана был из Урдамчи Баруласов (Эрдемчар баруласов) [1, 117]. По нашему мнению вряд ли Суку Сичан был непосредственно сыном Урдамчи баруласа, скорее всего он был его одним из потомков.
2.8. Джурьят.
Рашид ад-Дин производит этот род от сына Тумбиная: «Удур-Баян, от рода которого произошло племя джуръят» [4, 30].
Муизз Ал Ансаб добавляет к этой фразе, «их еще называют джаджират» [3, 26].
2.9. Безымянный род:
Согласно Рашид ад-Дину еще один род происходил от сына Тумбиная: «Барим-Шир-Бука-Буджу, от потомства которого происходит племя (название не указано). У него был сын по имени Урум. Он также имел сына, имя его было Джаринджир, а сын его (имя не указано) был родственником [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана» [4, 29].
Муизз добавляет к этой информации лишь то, что сыном Барим-Шира-Ту (сын Тумбиная) был Барим-Шир-Бука-Пучу, сыном которого был Джаринджар, сыном которого был Байху, сыном которого был Шийасйа [3, 27].
Говоря об этих «сыновьях Тумбиная» очень интересным отметить формулировку из Рашид ад-Дина «был родственником [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана». Очень трудно понять, что имелось тут ввиду.
Сравнивая генеалогии этих трех разных источников, стоит помнить, что Муизз ал Ансаб имел те же корни происхождения своих сведений, что и Рашид ад-Дин. По нашему мнению именно в списке потомков Тумбиная есть непроизвольная ошибка авторов, которая заключается в следующем.
8 сыновей Тумбиная (все кроме Кабула) по нашему мнению являются предками эмиров Чингиз-хана или самими эмирами Чингиз-хана. В оригинале были отдельно список эмиров, которые «были родственниками [ку'дуд] по главе рода сыновей Чингиз-хана». Скорее всего, данная фраза значит, что они возглавляли и были советниками при детях Чингиз-хана. Другой вариант: они являлись сватами (куда) Чингиз-хану и его детям.
Таким образом, данный список выглядит таким образом
1. Мука-биким, сын Манкитая, сына Джочи, сына Бурука, сына Джаксу. Мы отождествляем его с Мукэ джалаиром, которого Чингиз-хан передал Чагатаю.
2. Бурулджар Дуклаин (Йулчи Дукланк). Возможно, его можно отождествить с Дохолодаем из списка 95 нойонов (40-ой нойон)
3. Чиркидай, сын Куридая, сына Таргутая, сына Кулкан-мергена, сына Бат-кулки. Рашид ад-дин пометил его как «из племени будат». Здесь можно вспомнить следующий отрывок из Рашид ад-Дина «Четвертый курень: Сыновья Сукду-нойона -- Деренги и его брат Куридай,а они из племен нирун и кият, вместе с племенем будат, которое также принадлежит к нирунам». Здесь можно предположить, что Сукду-нойон и есть Таргитай, тогда понятным становится отождествление двух Куридаев, которые как то были связаны с будатами.
4. Хитатай (Джочи-Наку). Отождествить его с известными эмирами затруднительно.
5. Бураджу, сына Хуку, сына Наукуна, сына Адар-мергена, сына Сим Качиу. Он был связан с хадаркинами. Здесь можно привести отрывок Рашид ад-Дина: «Бултаджу-бахадур из третьего поколения [насл] Качиуна, старшего брата Кабул-хана, принадлежавшего к одной из ветвей кераитов, с племенем хадаркин». Безусловно, можно отождествить Бураджу с Бултаджу, на основе сходства имен и связи с хадаркинами.
6. Булаган-калджа, сын Джочи, сына Тудана, сына Урдамчи баруласа, сына Хачулы (Качули), сына Менен-Тудуна. Мы отождествляем его с Булаган-Калджой баруласом. Также известен как 27-ой нойон из списка 95 нойонов.
7. Удур-Баян. Возможно, происходит из потомков Амбакай-нойона, остановимся на нем ниже. Мы его отождествляем с Удур-Баяном, упомянутым среди тайджиутов.
8. Байху. По нашему мнению Байху, сын Джаринджара, сына Барим-Шир-Бука-Пучу, сына Барим Ширату является хушином Байку, переданным Чингиз-ханом Джучи.
Таким образом, мы отождествили Мука с Мукэ джалаиром, нойоном Чагатая, а Байху с Байку, нойоном Джучи. Остальные нойоны могли быть из  нойонов детей Чингиз-хана, которых им передал отец.
Безусловно, здесь стоит отметить, что неправильность генеалогий «детей Тумбиная» из Рашид ад-Дина и Муизз ал Ансаб является фактом (возможно есть связь этого списка со списком куреней), так как автор ССМ был более информирован о генеалогиях, в отличие от Рашид ад-Дина и автора Муизз ал Ансаб, который могли механически переписать чью-то ошибку, или неправильно понять первоисточник. Можно увидеть много ошибок в обоих источниках, при сопоставлении.
3. Тайджиуты
«Джочи - он вместе с войском, которое имел, был в союзе с Чингиз-ханом.
Курил-бахадур - был во время Чингиз-хана.
Качиун-беки- был [заодно] с Он-ханом2 и [являлся] противником Чингиз-хана.
Удур-баян - был во время Чингиз-хана.
Багачи - был во время Чингиз-хана.
Адал-хан - был еще до Чингиз-хана. Во время Чингиз-хана у него был сын, по имени Таркутай-Кирилтук; он был во вражде с ним [Чингиз-ханом], воздвиг против него брань и был скверным человеком. Значение [слова] "кирилтук" - "завистник". Он враждовал и со своими родичами.
Анку-Хакучу - был во время Чингиз-хана.
Хамбакай-каан - этот Хамбакай имел двух сыновей: Кадан-тайши4 и Туда. Согласно другому преданию, говорят, что у него было десять сыновей, но у тех имена не известны» [4, 26].
В Муизз ал Ансаб указаны 6 человек:
Удака-хан, отец Таргкутая Кирилтука, Джочи, Каджиун-бигим, Удур-баян, Багачи, Такту [3, 26].
По всей видимости, у Амбакая было действительно десять сыновей и вышеуказанные персоны были его детьми и внуками.
«Этот Туда жил в эпоху Чингиз-хана и был одним из вождей тайджиутов, но государем у них во время Чингиз-хана был Таркудай-Кирилтук, сын Адал-хана, и они принадлежали к двоюродным братьям Туда по отцу. В то время из его двоюродных братьев по отцу, которые были предводителями тайджиутов, еще были Курил-бахадур и Анку Хакучу» [4, 25].
Любопытно, что Таркутая Рашид ад-Дин называет как сын Адал-хана и внук Кабул-хана [4, 84]. Видимо Таркутай был внуком Кабул-хану через его дочь, а по отцу он был внуком Амбакая.
Из детей Амбакая безусловно можно назвать Кадана (отец Туды) [4, 23], Тимур-юраки (третий сын) [4, 23], Адал-хана (Удака-хан, отец Таркутая Кирилтука).
Анку-хакучу (его в плен взяли с Таркутаем Кирилтуком) [4, 91], Курил (бежавший к найманам) [4, 116] косвенно названы как внуки Амбакая.
Багачи, Качиун, Джочи (со своим войском присоединившийся к Чингиз-хану) и Удур-Баян по нашему мнению также были потомками Амбакая (вероятно внуки).
Таким образом, подводя итоги статьи, хочется отметить, что генеалогия Хайду из Сокровенного сказания монголов является более достоверной, чем ее вторая версия из Сборника летописей Рашид ад-Дина и Муизз ал Ансаб. Также мы, на основе данных ССМ, считаем, что у Тумбинай-сечена было всего два сына, а те «сыновья» (предки эмиров Чингиз-хана), которых Рашид ад-Дин и автор Муизз ал Ансаба принял за сыновей, являются всего лишь отдельными не связанными между собой генеалогическими линиями некоторых эмиров Чингиз-хана. Соответственно, версия  ССМ о происхождении родов Ноякин, Мангут, Уруут, Дуклат, Будат, Бесут, Хадаркин, Барулас, Джурьят нами считается более верной, чем версия Рашид ад-Дина и автора Муизз ал Ансаб.  Муизз ал Ансаб вместе с Рашид ад-Дином восходят к одному источнику, где возможно и была допущена эта ошибка, которая позже и оказалась в обоих сочинениях.

Литература:

1. Григорьев А. П. Летописные лицевые своды в средневековых государственных образованиях России и Ирана: чингисидские родословия на персидском и чагатайском языках // Тюркологический сборник 2007—2008. М., 2009. С. 98-123
2. Козин С. А. «Сокровенное сказание монголов»// Чингис-хан и его империя. Алматы. 2006. С. 23-106.
3. Муизз Ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Т. 3.  Алматы, 2006. 672 с.
4. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1, ч. 2. М., 1952. 281 с.
5. Сабитов Ж.М. «Муизз ал Ансаб как источник по истории Монгольской империи»// Монголика. Выпуск 9. Санкт-Петербург. 2011. С.55-63.
6. Юань Ши. Золотая Орда в источниках. Т.3. М. Наука. 2009. 336 с.