Военное противостояние Ногая и Тохта-хана

Жаксылык Сабитов
Сабитов Ж.М.

Военное противостояние Ногая и Тохта-хана.

«Военное дело Улуса Джучи и его  наследников». Астана. 2012. С. 246-253.

Военное противостояние Ногая и Тохты интересно не только с фактологогической точки зрения, но и как борьба двух центробежных и центростремительных сил. Улус Джучи со времен Бату состоял из большого количества улусов, подчинявшихся разным ветвям потомков Джучи. Нами выделено три группы улусов:
1. Центральные улусы, к которым относились улусы Бату (на Волге), Сартака (между Волгой и Доном), улус Шибана (Янгикент), улус Чимпая (на Урале), улус Берке (Сыгнак), улус Беркечара (Сузак), улус Тама-Токты (Дербент), Хорезм (в его составе был Сальджиутай кунграт, дед Тохты) и др. 
2. Восточные улусы потомков Орда-эджена, Удура, Шингкума, Шинкура, Тука Тимура. С ними граничили улусы Берке в Сыгнаке, Беркечара в Сузаке, Шибана в Янгикенте, которые относились структурно к центральным улуса.
3. Западные улусы, к которым относились улус Мауци-Бурулдая (позже улус одного из Шибанидов, с киятами в его составе), улус Курумиши (сын Орда-эджена), улус Бувала (улус Ногая), улус Тангута (во времена Берке его возглавлял Токуз, сын Тангута), Крым (улус одного из Шибанидов, с туменами в его составе, позже в 1266 году Менгу-тимур передал Крым Уран-Тимуру, сыну Тука-Тимура), Джулат-Вилает асов (улус одного из Шибанидов, с кунгратами в его составе, видимо позже этот улус был передан Тука-Тимуридам)
Из всех улусов восточные улусы были меньше в центре внимания центрального правительства Улуса Джучи, в силу большого расстояния. Для того чтобы понять механизм конфликта стоит охарактеризовать политическую систему улуса Джучи. С точки зрения материальных ресурсов центральное правительство во главе с ханом имели такие же военные ресурсы, как и другие улусы в Золотой Орде. Но при этом хан имел нематериальный ресурс в виде легитимности и преемственности от Бату. Таким образом на момент воцарения Тохты улус Джучи представлял из себя больше конфедерацию разных улусов. Фактически в этих улусах неформальными лидерами были Ногай (неформальный лидер западных улусов), Куинджи (Коничи) (неформальный лидер восточных улусов), потомок Бату (легитимный лидер улуса Джучи, под чьим контролем были центральные улусы)
Таким образом, изначально можно предположить, что противоборство Ногая и Тохты было противоборством центральных и западных улусов, но уже по ходу конфликта те или иные части переходили на ту или другую сторону. Ниже мы постараемся реконструировать принадлежность участников конфликта к тому или иному улусу.
В списке предводителей, подчинявшихся Ногаю можно отметить следующие имена:
Таз, сын Мунджука, Тунгуз, сын Каджана, Абаджи, Караджин, Йанджи сыновья Курмыши, Маджи, Судун, Аладжа, Сангай, Кушуб, Салгай, Ашик, Кунджук, Шубуткай, Теркерий, Кутлубука, Могултай (ИКАИ, 2005, с. 100).

Первые двое были бывшими эмирами Тохты, которые бежали к Ногаю. Абаджи, Караджин, Йанджи были сыновьями Курмыши, которого отождествляют с одноименным сыном Орда-эджена.
Ашик, отождествляется нами с Ачиком, сыном Уран-Тимура, правителя Крыма с 1266 года (Сабитов, 2011, с. 60). Видимо Ашик стал правителем крыма после смерти отца Уран-Тимура. Кунджука можно отождествить с Кунчеком, сыном Саричи, брата Ачика (ИКПИ, 2006, с. 109). Шубуткая по нашему мнению можно отождествить с Субектаем, сыном Тангута (ИКПИ, 2006, с. 107). Скорее всего, он унаследовал власть в улусе Тангута после смерти Токуза, который упоминался как глава улуса в письме Берке 1263 года. Теркерия можно отождествить с болгарским правителем из династии Тертериев. Кутлу-Буку могжно отождествить с Кутлук-Букой, сыном Бахадура, сына Шибана, но здесь стоит отметить, что Бахадур и его потомство правили в восточной части Центральных улусов и могли не принимать участие в конфликте, тем более на стороне Ногая. Также из всех вышеуказанных можно попытаться отождествить Маджи с Маджаром, одиннадцатым сыном Шибана (ИКПИ, 2006, с. 106). Ранее мы отождествляли Маджи с Баджир уйгуром, который являлся эмиром, поддерживающим Тук-Бугу, сына Тохты на курултае после смерти Тохты (Сабитов, 2011, с. 115). Но сейчас мы придерживаемся точки зрения о том, что данный Маджи был Маджаром, сыном Шибана. Могултая можно идентифицировать с Мангутаем, сыном Тула-Буки, сына Кадака (ИКПИ, 2006, с. 105) Остальные личности трудно идентифицируются.
В данных отождествлениях прослеживается логика, так как Западные улусы времен Берке и Ногая в принципе не изменились по составу, изменились только правители улусов. Для наглядности приведем таблицу

Название улуса Правитель улуса при Берке (1263) Правитель улуса при Ногае (1297-1298)
Улус Бувала Мингкадар, сын Бувала Ногай, племянник Мингкадара, внук Бувала
Улус Курмыши Аджи (Абаджи), сын Курмыши Абаджи с братьями
Улус Тангута Токуз, сын Тангута Субектай, сын Тангута
Крым Один из трех Шибанидов (возможно Кутлук-тимур, внук Шибана) вместе с Тук-Бугой туменом Ашик, сын Уран-Тимура
Улус Мауци-Бурулдая Один из трех Шибанидов (возможно Кадак, третий сын Шибана) вместе с Бурулдаем киятом Возможно Могултай, которого можно отождествить с Мангутаем, внуком Кадака.
Джулат (вилает асов) Один из трех Шибанидов (возможно Байнал, первый сын Шибана) вместе с эмиром из рода кунгират. Предположительно Маджи, которого можно отождествить с Маджаром, одиннадцатым сыном Шибана.
 
Очень интересным является вопрос, участвовали некоторые центральные улусы в конфликте Тохты и Ногая на стороне Ногая. Как известно, Тохта убил Яку, внука Чимпая и его сына Тайджу, передав их улус своему брату Бурлюку. Вполне возможно наследники Чимпая действовали в союзе с Ногаем или его потомками. Также Балыкчи, внук Беркечара участвовал наравне с Ногаем при возведении Тохты на ханский престол (ИКПИ, 2006, с. 121), но, по всей видимости, он не принимал участия в конфликте Тохты и Ногая.
Рашид ад-Дин упоминает о количестве войск Ногая и Тохты называя цифры в 30 и 60 туменов (300 и 600 тысяч) (ИКПИ, 2006, с. 124-125). По нашему мнению здесь у Рашид ад-Дина или его первоисточников где-то кроется системная ошибка, ведь называя цифру количества войск во время Западного похода, он называет цифру в 20 туменов у монголов и 40 туменов у венгров. Вполне возможно данная цифра свидетельствует о примерном количестве населения в своих улусах. Исхаков Д.М. и Измайлов И.Л. оценивают численность населения улуса Джучи при Тохте как 1,5-2 миллиона (Исхаков, 2007, с. 166). Скорее всего, 90 туменов (900 тысяч) это приблизительное оценочная цифра количества населения улуса Джучи в западных и центральных улусах, без учета восточных улусов. Таким образом можно предположить, что в центральных улусах проживало около 600 тысяч человек, в западных и восточных улусах по 300 тысяч (на 5-6 улусов). Средняя численность улусов в таком случае составляла 50-60 тысяч человек, из них около 20 % это возможное количество воинов (примерно тумен, 10-12 тысяч воинов на один улус), которых можно набрать при полной мобилизации в рамках одного улуса.
Данные оценочные цифры о  численности войск у Тохты и ногая подтверждаются свидетельствами авторов. Например, Рашид ад-Дин отмечает 10 тысяч в подчинении у Тама-Токты во время его похода на ильханов в 1289 году (ИКПИ, 2006, с. 158). В другой же части он отмечает, что Тама-Токта своим войском смог оттеснить Ногая за Днепр (ИКПИ, 2006, с. 124-125). То есть тумен Тама-Токты (вместе с возможными частями от Тохты) по тем временам тоже представлял из себя большую армию.
Далее отмечено, что некоторые эмиры перешли от Ногая к Тохте. Рашид ад-Дин называет следующие имена Маджи, Сутан, Сангуй (Салгуй) (ИКПИ, 2006, с. 124). Рукн ад-Дин Байбарс называет следующие имена: Маджи, Судун, Утрадж, Ак-Буга, Тайта и с ними 30 тысяч всадников (ИКАИ, 2005, с. 102). Мы здесь можем предположить, что на сторону Тохты перешел целый улус. Маджи нами отождествляется с Маджаром, одиннадцатым сыном Шибана, остальные 4 человека могли быть его четырьмя карачи-беками. Ак-Бугу из этого списка есть возможность отождествить с Ак-Бугой киятом, послом хана Узбека (ИКПИ, 2006, с. 276), но кроме созвучия имен никаких других аргументов у нас нет.
Маджар по нашему мнению был руководителем улуса Джулат и полностью со всем улусом перешел на сторону Тохты. Этому видимо способствовало нашествие Тама-Тохты, который был восточным соседом улуса Джулат (улус Дербенд) и под давлением его армии Маджи (Маджар) вынужден был покориться центральной власти. 
Также непосредственно после этого в Крыму погиб Актаджи, сын Таштемира и дочери Ногая (ИКАИ, 2005, с. 112). Ранее мы выдвигали версию о том, что Ак-таджи является отцом Нангудая кунгирата, на основе известия о происхождения Нангудая от Ногая («его дед знаменитый нойон или царевич Ногай, отец Акхадай (Агадай)») (Сабитов, 2012, с. 124)
Также интересен список эмиров Тохты («ханы и начальники десяти тысяч») (ИКАИ, 2005, с. 102):
Муртад-Токта (Тама-Токта), Мунджук (возможно отец Таза), Джехеркес (старший эмир Тохты Черкес сайджиут, потомок Мункеду нойона (ИКПИ, 2006, с. 74)), Йанджи (брат Абаджи, перешедший от Ногая к Тохте), Салджудай и Йаблак (кунгираты: дед и дядя Тохты, обитавшие в окрестностях Хорезма), Толоктемир (возможно, это тот самый Тулек-Тимур, будущий эмир Крыма во время правления хана Узбека и путешествия Ибн Батуты ), Акбуга, Алтабуга, Качмаз, братья царя Бурлюк, Сарай-Буга, Тудан.
Как мы видим из 12 «ханов и начальников десяти тысяч» 5 были очень близкими родственниками Тохты (три брата по отцу, дед и дядя по матери)
Ак-Буга и Йанджи представляли бывших сторонников Ногая.
После проигрыша Ногая его потомки боролись с Тохтой, Джека ушел в землю асов (ИКАИ, 2005, с. 130). По нашему мнению это был улус Джулат (вилает асов), чей правитель Маджар (Маджи), ранее поддерживал ногая, а потом перешел к Тохте. Сын Джеки Каракесек вместе с родственниками Йулукутлу и Джериктемир бежал в страну Шешимен (Болгария) (ИКАИ, 2005, с. 107). По нашему мнению здесь Джериктемира можно отождествить с Туктемиром, сыном Черика, сына Шибана (ИКПИ, 2006, с. 106). Такая трансформация и совмещение в имени личного имени (Ток-Темир) и имени отца (Джерик) может быть связана с тем что летописец мог спутать личное имя с именем отца. Давнное предположение имеет также косвенное доказательство.
 Бассараб I, кнез (князь) Ольтении и водэ (воевода) Валахии был сыном Тохтамира (Тук-Темира), которого некоторые историки идентифицирует его с болгарским боярином по имени Тихомир. Но много других исследователей (Aurel, Decei, Neagu Djuvara) склонны идентифицировать его с татарином или куманов Тохтамиром.
Румынский ученный Neagu Djuara в своей статье «Iarasi despre Neagru Voda si Descalecatoare» пытается доказать, что Бессараб или куман, или румынизированный куман.
В пользу своей версии он приводит следующие факты:
1. Имя Бессараба, от куманского «басар», которое обозначает «господствовать».
2. Имя Thocomerii, (имя отца Бессараба) больше походит не на Тихомир, а на куманское Токтомери.
3. До 1359 г. (когда была создана православная митрополия), Валахия находилась под контролем католической церкви. Куманы были католиками еще с 1228 г.
4. Румынские князья и воеводы объединились под руководством Бессараба потому что он был близок татарам.
Ранее мы идентифицировали Токтемира, отца Бессараба с Токтемиром, братом Билыкчи (внук Беркечара) (Сабитов, 2008, с. 38), но на данный момент версия о происхождении Бессараба от Шибанидов (через Токтемира, сына Джерика, сына Шибана) более обоснована. К тому же можно вспомнить данные Абулгази:
«Шибан послал в область Корел (западные страны) одного из своих сынов, дав ему хороших беков и людей. Этот юрт постоянно оставался во власти сынов Шибан-хана; говорят, что в настоящее время государи Корельские - потомки Шибан-хана» (Абулгази, 1906, с.160).
Таким образом, можно предположить, что упомянутые у Абулгази потомки Шибана в области Корел являются потомками Бессараба, сына Токтемира, сына Джерика, сына Шибана.

Список Литературы и источников:

Абулгази Родословное дерево тюрков. Сочинение Абу-л-Гази, Хивинского хана. Русский перевод и предисловие Г.С.Саблукова. ИОАИЭ Т.XXI, вып.5-6, Казань, 1906.
История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
Сабитов М. Генеалогия торе. Астана. 2008. 326 с.
Сабитов Ж.М. «Узбек-хан: проблема прихода к власти»// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 111-115.
Сабитов Ж.М. «Улусы джучидов в 1242-1266 годах»// Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск II. – Казань: Институт истории АН РТ, 2011. – С. 46-63.

ИКАИ - История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
ИКПИ - История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.