Происхождение рода Атыгай

Жаксылык Сабитов
Происхождение рода Атыгай.

Сабитов Ж.М.

Сибирский сборник. Выпуск 2. - Тобольск: изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. С. 72-75.

Как известно род Атыгай относится к большому роду Аргын и проживает на территории Северно-Казахстанской области.
Род Атыгай в свою очередь состоит из 12 подродов. В разных шежире называются разные варианты этих 12 подродов, но в основном они базируются на следующем списке: Кудайберды, Баимбет, Баба, Багыс, Бабасан, Аккиик, Кулансу, Майлы, Балта, Койлы, Кадыр, Атыгай.
Название рода Атыгай произошло от имени одного представителя этого рода. В большинстве случаев название рода идет от имени родоначальника, но в данном случае Атыгай не был родоначальником всех Атыгаев, а был всего лишь одним из этого рода. По легенде, записанной в 1898 году, название рода Атыгай связано со временами правления казахского хана Есима (Ишима) (1598-1628). Братья-сироты 15-летний Атыгай и 12-летний Багыс участвовали в войне хана Есима (Ишима) с калмаками (ойратами), за это Есим-хан вызвал в орду Атыгая, благословил его («бата берды») и приказал всех потомков Даута (12 подродов) отныне называть Атыгаями [2, 363-364]. Согласно другим источникам Атыгай является сыном Кыдыра и внуком Багыса [2, 375]. Родоначальником же Атыгаев по большинству шежире является Даут. Согласно легендам Даут был беком в Бухаре и жил в 15 веке. Его дети (по некоторым источникам внуки) Калкаш, Тоганас и Кара служили шаху Ирана [7, 56].
Согласно казахскому преданию, которое был зафиксировано в 1896 году Щербиным: «Предки их (казахов Кокчетавской волости) когда-то кочевали в Средней Азии, возле Бухары… В то время Кокчетавский уезд был необитаем. Первым местом на котором осели выселившиеся из Средней Азии киргизы (дореволюционное название казахов), была нынешняя Кокчетавская станица с прилежащими ей землями. При первоначальном занятии Кокчетавской волости было девять братьев и десятый их дядя» [7, 58-59]. К сожалению, мы не знаем предание со слов представителя какого рода записал Щербин, но вполне можем предположить, что это предание Атыгаев. Это косвенно подтверждается изначальной локализацией рода. Как было выше упомянуто, предок Атыгаев Даут был беком в Бухаре и был похоронен там.
Существует несколько версий довольно близких между собой шежире Атыгаев. Наиболее достоверным нам кажется следующий вариант [2, 369-396]:
У Даута два сына Тогым и Бегим, У Бегима сыновья Есенаман (его дети Баба и Багыс , внук Багыса (сын Кыдыра) Атыгай), Игисин (его дети Койлы, Кулансу и Аккиик), Калкаш (его дети Кудайберды  и Баимбет ). У Тогыма 4 сына: Бабасан, Майлы, Балта и Кадыр. У Бабасана было 5 сыновей: Кожагельды, Караул, Тлеумбет, Олжагул и Дандай [7, 200]. Согласно другим шежире данные 5 человек были праправнуками Бабасана: дети Конырбая, сына Назара, сына Тогыма, сына Бабасана (видимо перепутали местами Бабасана и  Тогыма) [1, 39]. Среди найденных шежире фиксируются пока только роспись потомков Караула, правнука  Бабасана [1, 365-384].
Детьми Багыса были Кыдыр, Серкеш, Айтимбет  и Данкой (Даулетбек) [2, 374]. Сын Кыдыра Атыгай как известно из легенды в эпоху хана Есима был 15-летним юношей. Если учесть, что военные действия Есима против калмаков происходили в 1620-24 годах и в 1627-28 годах [3, 308-309] (хотя известие могло относится и к более ранним войнам с калмаками, о которых не сохранилось упоминаний в письменных источниках), то можно предположить, что Атыгай родился около 1605-1613 годов. Значит его дед Багыс (Атыгай был сыном Кыдыра, одного из старших сыновей Багыса) родился в середине 16 века (в интервале 1545-1553) при равенстве 30 лет на поколение. Косвенно эти датировки подтверждаются на основе расчетов возрастов по шежире. Например, Зилгара Байтокин родился в 1767 году и был потомком Кудайберды (кузен Багыса) в 6 колене [2, 383-384]. Если взять среднее количество 30 лет на поколение, то окажется, что Кудайберды приблизительно родился в 1587 году. С учетом разных погрешностей вполне возможно, что Кудайберды родился во второй половине 15 века.
Довольно интересным представляется вопрос о связях Аргынов (и его подрода Атыгаев) с Сибирским ханством Кучума. Ранее мы выдвигали версию о том, что Бабасан, мурза Сибирского ханства может быть тождественен Бабасану из Атыгаев (сын Тогыма, сын Даута) [5, 70]. С учетом того, что среди Сибирских татар существуют группы аргын, мы можем предположить, что помимо потомков Бабасана, среди сибирских татар могли сохранится и другие группы аргынов. Из летописей известен военачальник большой князь Бегиш, беклярибек хана Кучума, основатель клана Кульмаметевых [6, 40]. В отличие от предыдущих исследователей мы считаем Кельмамета не сыном Бегиша, а сыном Якшигильдея (от сюда фамилия Якшигильдеев), который, скорее всего, был сыном Бегиша. Также здесь стоит отметить тот факт, что Кульмаметевы называются выходцами из «Большой Бухары» [6, 40]. По сообщению 1721 года Мессершмидта Д.Г.: «большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана и что они в древности были одинаковым с Казахской Ордой народом. Как Кучум-хан от Тобольска был прогнан, то некоторые из них отправились сюда,  другие на томскую сторону» [6, 43] Также стоит отметить наличие аргынов среди сибирских татар. На Чулыме существовала Аргунская волость [6, 43]. Здесь мы можем выдвинуть идею о тождестве Бегиша, беклярибека Кучума и Багыса из шежире Атыгаев. Этому не противоречат никакие исторические факты.
В общем, приведя все вышеуказанные свидетельства, мы бы хотели обозначить свое видение происхождение рода Атыгаев среди казахов. Предок Атыгаев Даут жил в Бухаре и являлся беком Аргынов. Скорее всего, приход его предков в Среднюю Азию связан с приходом Аргынов вместе с тимуридом Абу Бекром в середине 15 века [4, 132-133]. Дети и внуки Даута: Кара, Тоганас и Калкаш служили Тимуридам, а потом Шибанидам. В эпоху хана Кучума потомки Даута перекочевали из Бухары в Сибирь вместе с Кучумом. Во главе клана тогда мог стоять Бабасан, сын Тогыма, сына Даута, который был на поколение старше Багыса и других (возможно, он фигурирует под именем дядя с 9 племянниками в казахском предании). После Бабасана Багыс (Бегиш), сын Есенамана, сына Бегима, сына Даута, занял его место и стал беклярибеком Кучум-хана. После разгрома ханства Кучума часть Аргынов откочевала на Чулым, Томь, часть осталось в Тобольске (Кульмаметевы), а часть могла уйти в Казахское ханство к хану Есиму (Ишиму), где внук Багыса Атыгай в 15-летнем возрасте проявил себя в битве с калмаками (ойратами) за что весь род потомков Даута стали называть Атыгай. Дядя Атыгая Айтымбет (сын Багыса) был похоронен в Туркестане, что свидетельствует о том, что он был вместе с племянником в Казахском ханстве (отец Атыгая Кыдыр умер, когда Атыгай был еще ребенком). Кроме того стоит отметить, что вхождение потомков Даута в состав Казахского ханства было безболезненным из-за огромного количества родственников в составе Казахского ханства. Аргынские подрода Куандык, Бегендык, Чегендык, Суюндык, Каракесек, Караул, Тобыкты, Канжигалы, Басентиын и др. составляли существенную часть Среднего Жуза Казахского ханства и могли только приветствовать присоединение к ним их сородичей. Присоединившись к казахам, потомки Даута стали кочевать недалеко от мест своего прежней локализации. Из Сибирского ханства они откочевали на юг, где расположились в районах современного Петропавловска и Кокшетау (Северный Казахстан).   

Литература:
1. Атыгай Шежиресы (составители С. Жумабаев, К. Кудайбергенов, А. Галеев). Петропавловсск. 2010. 510 с.
2. Казак ру-тайпаларынын тарихы. 9 том. 3 книга. Аргын. Алматы. Алаш. 2007. 660 с.
3. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: Летопись трех тысячелетий». Алма-Ата. 1992. 384 с.
4. Сабитов Ж.М. «Аргуны во владениях Тимуридов в 1450–1550-е гг».//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 3. Сборник статей. Выпуск 3. Казань. 2011. С. 128-133.
5. Сабитов Ж.М. «О взаимоотношениях Казахского ханства и Сибирских Шибанидов»// История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы Международной конференции (Курган, 21–22 апреля 2011 г.). Курган. 2011. C. 68-70.
6. Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (17-19 вв.). Казань. 2010. 288 с.
7. Шынгыс Оразалы «Шежире – Асыл Мура». Астана. 2010. 460 с.