Ленин. Борьба против ревизии марксизма

Виталий Волобуев
БОРЬБА ЛЕНИНА ПРОТИВ РЕВИЗИИ МАРКСИЗМА
По работе В. И. Ленина «Что делать?»

История создания партии русских революционных  социал-демократов практически вся состоит из борьбы марксистов,  возглавлявшихся Лениным, с различными течениями, появлявшимися  и в рабочем движении и в самой социал-демократии.

Ленин выделяет три периода начального развития русской  социал-демократии. В нашей работе рассматривается лишь третий  период этого развития, начавшийся после провозглашения в 1898  году Российской социал-демократической партии. Ленин так пишет  об этом периоде:

«Это период разброда, распадения, шатания. В отрочестве  бывает так, что голос у человека ломается. Вот и у русской  социал-демократии этого периода стал ломаться голос, стал  звучать фальшиво... Пролетарская борьба захватывала новые слои  рабочих и распространялась по всей России... Сознательность же  руководителей спасовала перед широтой и силой стихийного  подъема; среди социал-демократов преобладала уже другая полоса  — полоса деятелей, воспитавшихся почти только на одной  «легальной» марксистской литературе... Социал-демократизм  принижался до тред-юнионизма...» (стр.181)

К этому времени в европейской социал-демократии  образовались два направления, между которыми шла постоянная  борьба. Новое направление, которое по имени его основного  теоретика называли бернштейнианством, критиковало старый  догматический марксизм. Основное требование Эдуарда Бернштейна  было в том, что «социал-демократия должна из партии социальной  революции превратиться в в демократическую партию социальных  реформ.» (стр. 7)

«Отрицалась возможность научно обосновать социализм...  его необходимость и неизбежность, отрицался факт... обострения  капиталистических противоречий..., отвергалась идея диктатуры  пролетариата..., отрицалась теория классовой борьбы...» (стр. 7)

Ленин в работе «Что делать?» решительно критикует это  направление, исследуя его предпосылки и условия возникновения.  Он отвергает попытки направить социал-демократическое движение  по пути реформизма. На примере участия французских  социал-демократов в правительстве доказывается бессмысленность  надежд на проведение сколько-нибудь серьезных реформ в условиях  развивающегося капиталистического общества. Отмечая, что  нападки на своих противников бернштейнианцы ведут под лозунгом свободы критики, Ленин замечает:

«Свобода — великое слово, но под знаменем свободы  промышленности велись самые разбойничьи войны, под знаменем  свободы труда — грабили трудящихся. Такая же внутренняя фальшь  заключается в современном употреблении слова «свобода критики»  (стр. 9)

Ленин ведет полемику с органами заграничного «Союза  русских социал-демократов» газетой «Рабочая мысль» и журналом  «Рабочее дело» и рассматривает причины возникновения  направления русской социал-демократии, получившего название  «экономизм». Одной из предпосылок этого течения Ленин считает  «легальный марксизм», появившийся в подцензурной печати царской  России в конце ХIХ века. Дело в том, что царские цензоры,  считавшие своим главным врагом народничество, пропускали в  печать марксистские труды, содержавшие критику народничества. И  за время, пока царизм осознал свою ошибку, марксизм получил  широчайшее распространение в среде русской интеллигенции,  состоявшей, в основном, из буржуазных демократов. Однако, после  того, как власти, спохватившись, запретили марксистскую  литературу, отношения между буржуазными демократами и  социалистами были разорваны. В легальной печати утвердились  критики марксизма из его бывших почитателей. Постепенно  сложилась связь между легальными марксистами и нелегальными  «экономистами».

«Пресловутое «Credo» потому и приобрело такую заслуженную  знаменитость, что оно откровенно формулировало эту связь и  проболтало основную политическую тенденцию «экономизма»:  рабочие пусть ведут экономическую борьбу..., а марксистская  интеллигенция пусть сливается с либералами для «борьбы»  политической.» (стр. 18)

Ленин пишет: «Пример русских социал-демократов особенно  наглядно иллюстрирует то общественное явление..., что  пресловутая свобода критики означает не замену одной теории  другою, а свободу от всякой целостной и продуманной теории,  означает эклектизм и беспринципность.» (стр. 23)

Но «без революционной теории не может быть революционного  движения». (стр. 24)

Ленин придает очень серьезное значение теоретической  борьбе со всякого рода оппортунизмом, ревизионизмом,  догматизмом. Он считает, что «роль передового борца может  выполнить только партия, руководимая передовой теорией.» (стр. 25)

Он пишет в связи с этим: «Социал-демократия руководит  борьбой рабочего класса не только за выгодные условия продажи  рабочей силы, а и за уничтожение того общественного строя,  который заставляет неимущих продаваться богачам.» (стр. 56)

Ленин борется за то, чтобы экономическую борьбу  использовать как одно из средств для ведения борьбы  политической, но ни в коем случае не опускаться до борьбы чисто  экономической, к чему призывают русские экономисты, считающие,  что русский рабочий еще не дорос до политической борьбы, а  потому и рано говорить о создании общерусской боевой  организации революционеров. Ленин же весь пыл своей полемики  направляет на то, чтобы доказать, что именно создание такой  организации и позволит быстрее поднять рабочего до высот  осмысленного понимания революционной теории.

Работа Ленина являет собой прекрасный пример страстной  аргументированной работы, направленной на защиту марксизма от  всяческих влияний. Другое дело, что вряд ли марксизм как  течение материалистической мысли можно уложить в прокрустово  ложе какой-либо партийной программы. Ленин, отстаивая чистоту  марксизма, сам невольно загоняет марксизм в границы, которые  нужны именно ему для достижения одной единственной цели -  свергнуть царизм и установить диктатуру пролетариата, то есть  осуществить утопическую мечту Энгельса об установлении власти  производителей. И никто почему-то не домыслил далее о такой  власти. А зачем производителям такие «дармоеды» как всякого  рода теоретики и политики. Долой их всех!

Хорошо нам с высот прошедшего времени судить о них,  одержимых. Но ведь у них была на памяти французская революция.  Неужто мало крови было пролито, что так не терпелось еще и еще.

И еще. Ревизионизм как понятие оказывается очень  относительным явлением. Ревизионизм присущ любому течению  общественной мысли, но он и не может оторваться от этого  течения, так как паразитируя на нем, помогает ему очищаться. Но  это вовсе не значит, что другое течение общественной мысли,  являющееся по отношению к данному ревизионизмом, само по себе  есть новое слово в истории человеческой мысли. И на самом деле  любое самостоятельное проявление такой мысли интересно. Другое  дело, когда мысль становится ведущей идеей группы ее  последователей. Тогда — другое дело.

1986

Ссылки на издание:
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Том 6. Январь - август 1902. Государственное издательство политической литературы. Москва.1963