Ведро! И веник!

Инесса Завялова
  Было это в прошлом году,в 2012-м.

  На кануне пасхи в доме полно работы.Хотя у нас квартира всегда в порядке.Не люблю бардаки,уборка каждый день,так принято,такое у нас правило - правило семьи.Но, тем не менее,так учили меня бабушки,на кануне большого православного праздника убираться необходимо, даже нужно! И без всяких вопросов - закон! 
  После уборки светлые чистые окна сверкали прозрачностью.Все убрали, перетрусили,выбросили старые ненужные вещи.В основном это были какие-то коробки,банки, склянки.На следующий день пошли в магазин за продуктами,купили всего вдоволь,я выбросила старый веник и мусорное старое ведро.Вот и купили новое.Синее!Пластмассовое!
  Пасха была хорошая,радостная,сын ездил в церковь пасочку святить, ему семнадцать.Так  сам решил, поехал с другом.Его переполняли эмоции.Мы  не поехали вместе с ним,остались дома,что-то в этом было важное, загадочное и взрослое.
  На следующий день приснился мне сон. Синее ведро и веник.Я не придала значение этому сну,сон и сон. И странный старец, который говорит что-то о ведрах.
   Но днем, роясь в интернете,слушая восхищенного сына, он ходил утром в церковь, в интернете я увидела странные фото.Главная церковь города!На улице Лягина, в руках священника синее пластмассовое ведро и обычный веник,которым подметают в доме, почти в каждой квартире.
  Фото мне не понравилось, и даже как - то испугало.Я вышла из комнаты,в которой был комп, и решила посмотреть телевизор,включив его, я увидела на экране ту же картинку, того же священника с фотографии в интернете и то же синее ведро, и тот же веник. Досмотрев до конца трансляцию богослужения,я решила не особо концентрироваться на этом событии.Мы болтали дома о разном,потом пошли в гости к бабушке Алле,гуляли.Были радостны и веселы.
  Вечером я открыла одноклассники и  прочла поздравления со светлым праздником.Пролистала страницу и увидела странное фото. На фото был стол со светлыми скатертями, на столе белые,желтые эмалированные ведра полные,прозрачная вода сияла и рядом небольшие венички с белыми кисточками.Все сверкало чистотой и уникальным уважением к празднику и Богу.Клацнула еще несколько фото. Небольшой поселок выстроился длинной тонкой смугой, вышитые рушники и корзины, выглядели красиво и празднично! Синих пластмассовых ведер,в которых каждая хозяйка города хранит мусор или другую хозяйственную надобность, не было  и обычных веников, которыми метут в доме тоже. Увиденное заставило размышлять.
-Неужели в центральном храме города нет денег на красивые эмалированные ведра и ритуальные венички? А, может, только западенцы так щепетильны в этом вопросе?
Мысли одолевали и не давали покоя. Я снова влезла в интернет и решила провести расследование, как дело обстоит в других  церквях.НО! О чудо! Все по канону,уважение к прихожанам и празднику! Все как полагается! Эмалированные праздничные емкости и красивые венички!
  Моя логика не давала мне покоя.Она копала и бурила тему... ритуальные приборы в церкви! Я просмотрела Киев,Львов,другие города,такого казуса с вениками и ведрами нигде не было.
-Что же это за храм? Ну, есть же главный священник! В чинах не сильна! И наверняка на иномарочке ездит?И, наверное, в центральном храме города все священники не бедны, все с машинами,все сыты! Да, я там редко бываю.Люблю храм на Фалеевской!А от чего?А приходская община? 
 Мысли наползали одна на другую были назойливы и явно греховны,я решила позвонить домой, на родину, в Закарпатье и поговорить со сторожилами,с теми, кто знает канон и веру христианскую не по наслышке, а живет в постах и в живой вере.Не со священником, а с простыми прихожанками.
 Услышав мой рассказ, моя крестная, ей 77лет долго молчала,потом сказала,что не порядок,что же народ молчит! Неуважение!
- У нас в Тересве, такого батюшку бы сразу к совести призвали!И не только его,написали бы жалобу! На моем веку было такое не раз,закушиваются и служители веры!И тогда народ ропщет!Чего община молчит? А может не грамотны или не придали значения!?
Крестная поделилась со свояченицами, которые старше ее лет на пятнадцать.Они с малых лет каждое воскресение в храме!Те тоже сказали неуважение к народу, храму и Богу!      
-Синие пластмассовые ведра еще пол беды, но веники, которыми в домах метут грязь и сор с домов - стыдобище! Областной центр!Пойди к батюшке и спроси! Как понимать такое!?- сказала крестная.
Я, конечно, не пошла никуда,но тема эта меня долго грызла! Власть церковная!
-Что с ней воевать будешь как с партэйными!-сказала еще одна моя тетушка из Закарпатья.Слово партэйные звучало с едким акцентом и брезгливостью.И буква э резала слух.
 Не знаю чего, после разговора с односельчанками,положив трубку, вспомнилось мне тогда детство,бабушка моя с Кировоградской области. Село, глубинка,глухомань.
-Ба,я ведро приволокла, вы же коровку доить будете!
-Внученька,не то ведрышко, не то,в это нельзя, молочко ведь,а это для хлама всякого!Вон... то, желтенькое, внуця, принеси!Эмалированное! В пластмассовое нельзя!Нехорошо!Машуня увидит плохое ведро и молока  даст мало! Поняла! Скотинка,а умная! 
   После разговора с односельчанами,ночью, мне снова приснился сон,не сон, а кошмар! Даже рассказывать его не охота, все те же синие ведра и те же  веники, только грязные и такие  старые и их было много!
Я проснулась и прочитала краткую Иисусову молитву.
-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй мя,нас.
Потом открыла толковый словарь Даля.      

ВЕНИК м. связка веток, прутьев с листвою, для парки в бане, для подметания пола, чистки платья; связка стеблей травянистых; пучок мелких и долгих древесных стружек, для спрыска 6елья, цветов.

Подруга моя киевская сказала очень просто, но доходчиво:

- Ты по старинке живешь,купила бы ты тогда современное мусорное ведро с катающейся крышкой и модный пластмассовый веник с ручкой и даже внимание не обратила бы на эти фото!Но, вообще, ситуация какая-то странная,мистическая,даже какая-то страшная!Cны эти твои!Знаешь, хорошо, что в церковь не пошла,а то эти батюшки порой такие гады мстительные!Еще проклянут или скажут вот западенцы паскуды! Оно тебе надо, борьба за народ, веру, Бога!Живи и радуйся! Тебе, чего не все равно с каких они ведер народ брызгают!Я, вообще, в церковь не хожу! С окон мне храм виден! Там такие попики,у них такие джипы!Как у олигархов!Забудь! И не парься,подруга!Я дома молюсь,возле иконки своей. 

   
  Год, прожитый нашей семьей от той пасхи до этой, -  радостный,наша дочь вышла замуж,сын поступил в университет,сессии сдает хорошо.Только вот с работой у мужа было плохо зимой.Он строитель.Он не просто строитель,он главный в нашей семье.А вообще, мы живем интересно: много читаем,путешествуем по мере возможности, посещаем выставки и театры.Любим беседовать о литературе и искусстве,избегаем тем о  политике.В спорах нет истины. 
 
  Скоро пасха,снова мелькают мысли о пластмассовом синем ведре и хозяйственном  венике!Может в этом году в храме все изменится!

  А может во мне говорит излишняя впечатлительность и суеверие.Но хронология событий того года настойчиво спорит и отрицает мою предвзятость;символизм и аналогии существуют - это бесспорный аспект любой реальности.
  Когда женщина бежит в домашнем халате по улице, в магазин, да еще и в тапочках,с растрепанными волосами по утру или вечером...  - это отсутствие культуры, такта и уважения к окружающим. Или это принадлежание к низу общества. Низа,где норма отсутствует. Хотя верхи такие же затхлые и надменно открытые!  Обыденное платье на празднике, серое,примитивное замечается всеми и вызывает толки и насмешки.Довольно размышлений! Долой условности!Все мы одно целое и в этом суть и смысл деяний повседневности!


Да хранит всех Господь,любви, веры и счастья всем,с наступающим светлым праздником!Красоты всем внутреннего мира и внешнего,и самое главное, чистоты и здоровья духовного! И не введения нас всех в гордыню и ненависть друг к другу!

Ведер пластмассовых в этом году не было, а все ведра были эмалированные и красивые, ритуальные кисточки,  для кропления пасхальных яств, были белые и красивые.

Написано 22 апреля 2013года в размышлении и воспминании о прошлом.Ныне День Мученика Евпсихия,церковного календаря.