Не хочу быть старичком!

Татьяна Шардина
               
               
   

У меня трое детей. Мальчик, мальчик и девочка.

Мы гуляем по улице Гагарина  и ходим в парк. Я везу большую коляску со спящей маленькой Леночкой, а   Игорёк  везёт коляску с сидящим Алёшей.

Между Игорьком и Леночкой  разница в возрасте - пять лет, а между ними ещё затесался Алёшка.

Они такие интересные! Каждый день происходит что-то новое. Вот Игорь начал читать. Вот Алёша заговорил, вот Леночка начала ползать.

Игорь — старший сын. Он мне кажется большим, сильным. А ведь ему ещё нет и шести лет! Он мне во всём помощник.

Я прошу его: "Игорёк, поиграй с ними, а я хоть еду приготовлю!"

И он придумывает какие-то игры, разыгрывает из игрушек целые представления.
   
Иногда хочет сам поиграть: построит  крепости, дороги, машины ездят. А Лёша подходит,  и всё ломает.

      - Мама! - кричит Игорёк, -  Забери его, он мне всё поломал!
 
Я начинаю упрашивать старшего: «Ну поиграй с ним, не обижайся, он ведь ещё маленький, не понимает. Вот подрастёт — будет тебе товарищ по играм!»
Сын недоверчиво смотрит на этого «товарища», не веря, что тот может когда-то созидать, а не разрушать.

А то вдруг такая нежность к маленькому братику! Сидит Алёша на полу, что-то сосредоточенно ломает. А Игорёк говорит: "Мама, посмотри, какие у него маленькие плечики!"

Леночка подрастает в «мужском» обществе и играет машинками. Братья отнимают  у неё  машины, она кричит.   При их приближении, даже если они подходят с мирными целями, начинает колотить ребят крошечным кулачком — для профилактики.
Лёша сразу в рёв - обидно, хочет, чтобы его пожалели. Игорь оправдывается: «Мама, мы не виноваты, это Лена дерётся! Мы её не трогаем, она первая нас бьёт!»

Я им объясняю, что Лена - девочка, она  маленькая, надо ей уступать.

Когда вместе -  ссорятся, но и друг без друга не могут.

   
Перестройка.  С продуктами плохо. Я с детками иду в магазины. Если где-то что-то «выбросили», то выстраивается большая очередь. Люди разные. Одни говорят: «Пропустите вон ту женщину с тремя детьми без очереди!»
Другие недовольны: «Нечего было рожать! Нарожала — пусть стоит как все!»

За молоком мой муж  Витя ездит два раза в неделю в 5 утра, с трёхлитровыми банками, в любую погоду.  Из бочки покупает  разливное молоко. Очередь шумит, требует, чтобы давали одну банку в руки. Если удаётся добыть две банки, то это удача.

Дети подрастают, Лёша бегает уже без коляски. Я  везу "сидячую" коляску с Леной; по одну сторону, держась за коляску, идёт Лёша, по другую — Игорь. Заходим  в хлебный магазин, где пахнет свежевыпеченным хлебом.  Игорёк просит купить  рогалики. Лёша говорит: «Купи шлепа фезива!»  Значит, хлеба свежего. Лена кричит: «Дай!» Я покупаю, даю им всем по пол-рогалика, и они по пути  жуют.


Сахар, мыло, водка продаются по талонам, выдаваемым один раз в месяц по месту жительства. Накопилось у нас несколько бутылок водки. Витя  уехал в командировку, а я решила «подзаработать». Водка — дефицит, в магазинах нет её, а нам-то она зачем?  Отправляемся на базар, который называется "Озёрка".  Везу  Лену в  коляске, Лёша с Игорем идут пешком.  На базаре  выставила водку на какой-то ящик  рядом с коляской. Мальчики  бегают вокруг, спрашивают: «Мама, когда уже ты продашь эту водку, мы хотим в парк!». А я стою, боюсь: не знаю,  что говорить, если милиция подойдёт. Думаю, скажу: "Вот, у меня  трое, чем мне их кормить?".  Но милиция не подошла.  Мужички быстренько  разобрали у меня этот  «товар» по рыночной  цене, и мы с радостью ушли оттуда в парк.


Трудно, конечно,  с тремя маленькими детьми!  Но много смешного, весёлого происходит.

Как-то поехали за город. Алёша увидел стадо коров, и радостно закричал: «Олени!»

Игорёк громко читает надписи на заборах и спрашивает, что это.

Лена перед сном укладывает спать куколок, лошадку и черепашку Ниндзя, укрывая их платочками.

Такой добрый, милый мир детства!

    
Вечером  Витя  приходит с работы, остаётся с детьми,  я  иду одна  в магазин. Вдыхаю полной грудью синий вечерний воздух. Смотрю на небо, на людей и думаю: «Какая свобода! Целых десять минут я  свободна,  как ветер! Принадлежу только себе!».

Столько всего было: болезни детей, недосыпание,  нехватка денег, рост цен и отсутствие продуктов. Но были силы преодолевать эти трудности. Ради будущей счастливой жизни детей надо было всё перетерпеть!


Купили мы хатку с участком в деревне, думали, что легче будет выживать, благодаря огороду.   Ездили туда на старенькой машине. Один раз едем - мы с Витей и трое наших детей.  Игорь с Лёшей ссорятся на заднем сиденье. А тогда  в прессе и по телевидению рассказывали о комете Галлея. Мы с Витей смотрим - яркое пятно на небе медленно движется, и вроде бы хвостик у него, как у кометы. Между собой переговариваемся: "Не комета ли это Галлея?".  Я говорю мальчикам, чтобы отвлечь от ссоры: "Смотрите, вон комета Галлея летит!"

Игорёк  уже знал, что это такое, смотрит.
А Лёше стали объяснять: "Комета Галлея прилетает к  Земле раз в семьдесят пять лет.  Когда она опять прилетит, ты уже будешь старичком."

        Это сообщение  его просто потрясло.

        -  Мама, а что, я буду старичком?  - спросил он со страхом.

        -  Будешь когда-то, не скоро, лет через семьдесят" - ответила я.

Как начал он реветь! Половину пути плакал, бедняжка. Мы  уговаривали его, уверяли, что не будет он старичком. Алёшка уже было поверил и начал успокаиваться, а Игорёк шепнул ему: "Будешь старичком, будешь!"  Малыш заревел пуще прежнего, мы уже не знали, чем его отвлечь. Сами перепугались не на шутку: плачет ребёнок и плачет! "Я не хочу быть старичком!" - и всё тут! Мы говорили, что  пошутили, что он будет всегда молодым  и красивым дядей. Успокоился только по приезде в деревню. А Лена была ещё маленькой, и ничего не поняла.


День за днём проходило  время. Много воды утекло в реках.  Дети пошли в школу, потом окончили её.  С продуктами стало хорошо: всего вдоволь. Поступили в  университеты. Стали взрослыми. А время течёт и течёт.


Лёше не исполнилось и двадцати двух лет. За десять дней до дня рождения он ушёл.
      
      Он останется  для нас навсегда молодым и красивым.
    
      И никогда не будет старичком.




 
Иллюстрация - картина Дональда Золана