Momento mori!

Мурали Мохан
Беседа с профессором В.И. Бобровичем.
Минск. О8.04.2013.

Б: На прошлой неделе, я не смог прийти: умер мой друг, тоже политолог….
МММ: Возникают мысли: Моментум море…. Помни о смерти. Это не плохо. Время скоротечно. Оно источает жизнь всех живых существ, которые находятся в материальном мире, но также, говорится,  дает всему начало. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я – есть ВРЕМЯ (Бх.г.10.30). То есть Бог в этом мире проявляет себя как время. ВРЕМЯ – это  особая аватара Кришны. Незримо, имперсонально Кришна присутствует в этом мире как Время.  Все создается с помощью фактора времени, поддерживается и разрушается со ВРЕМЕНЕМ.  Кришна – начало всего сущего, середина и конец, всего, что кем бы то это не было создано. Не зависимо он нашей активности…. Даже если вещь не была востребована (использована), вот она просто лежит….под влиянием вечного времени она будет разрушена.  Также как это тело, этот дом и пр., эта вселенная, в которой мы живем, - все, что ни было кем-то создано (человеком, или даже самом Богом, как эта вселенная) – все будут разрушено Кришной с помощью ВРЕМЕНИ.  Кришна создает всю субстанцию материальной энергии (махат-таттву), состоящую из трех гун природы (качеств: благости, страсти и невежества), и с помощью времени выводит гуны из равновесия и затем, манипулируя этими гунами, все поддерживает и, наконец, когда приходит время, разрушает, то есть все возвращает, обратно, в махат-таттву.  Как у Пушкина: ПРОБИЛИ ЧАСЫ УРОЧНЫЕ – ПОЭТ РОНЯЕТ, МОЛЧА ПИСТОЛЕТ.

Б: Такой как бы круговорот, вращение.

МММ: В большей или меньшей степени – это вопрос философии, но дать какое-то более четкое определение, ЧТО ЕСТЬ ВРЕМЯ, никто не сподобился. Для большинства людей ВРЕМЯ – это вот тик, тик, тик…. прозвонил будильник – пора идти на работу. Но Кришна определенно говорит: «Я» есть время!» Вы вставляете пулю в барабан револьвера, вращаете, нажимая на курок и…. неизбежно произойдет то, что должно произойти. ФАТУМ! На все воля Кришны.

Материальный мир есть отражение духовного. Следовательно, все, что мы видим здесь, реально существует в Духовном мире. Мы видим: есть земля, надо думать, что есть духовная земля…. Чинтамани.  Есть вода, воздух и пр. элементы материи (ума, разум, ложное эго)…. Значит, существует и духовная вода и прочие элементы, включая ум, разум и чистое сознание Кришны….

Есть материальные формы, но есть духовные формы жизни, соответствующие материальным телам есть духовные….. в духовном мире все духовно: цвет звук, вкус…. Материальный мир – это  мир форм и обозначений; он познается через материальные чувства, духовный – через духовные.
Есть материальное ухо, но есть и духовное. Есть материальный глаз, но есть духовные глаза…. Мы смотрим через материальный глаз – это покрытие нашего духовного зрения…. Точно также ухо это покрытие нашего духовного уха…. Христос говорит: «Имеющий уши слышать , да слышит». Даршан Господа мы сможем получить через ухо в процессе слушания Кришны-катхи т.е. бесед о Кришне от тех, кто обладает сознанием Кришны.  Не слушайте о Кришне атеистов, демонов. Сами станете такими.  Тот, кто обрел любовь к Кришне, может видеть Кришну постоянно в своем сердце в форме Шьямасундары….

Б: Это напоминает то, что когда-то писал Платон. Мир ИДЕй, в котором есть все идеи; а существующий мир является лишь бледной копией, отражением  его. Причем отражением весьма приблизительным… ДА? Мир идей первичен. Он – настоящий. Справедливое настоящее государство в идее, а в жизнь оно лишь стремится стать таковым.

МММ: Мы живем в Государстве (в царстве) Бога, и мы имеем некоторую автономию (у нас есть некоторая свобода). Если мы издаем свои законы, не согласуя их с законами Бога, высшего государства, то попадаем в плохую ситуацию, нами же созданную. 

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Это относительное понятие, у разных людей в разных религиях и сообществах понятия греха различны. В большей или меньшей степени они являются компиляцией ума. Например, для православного христианина иметь несколько жен – греховно, а для мусульманина – это в порядке вещей. Единственное ограничение – это ты не должен жить со своей мамой, остальное – ОК!

Б: Ну, там можно иметь четыре жены и наложниц….

МММ: Это по возможности. Если вы можете содержать четыре – хорошо, но если вам самого себя, одного себя прокормить тяжело, то зачем вам много жен?  Дай Бог и с одной справиться…. В ведической культуре женщина – прежде всего мать. Отношение к женщине, кроме своей жены, как матери. Это очень уважительное отношение.  Хотя женщина может быть сестрой, дочерью или женой…. Но отношение к Матери – наиболее достойное нашего уважения. Не следует путать одно с другим. Например, человек не должен относиться к своей матери, как к своей жене или нечто подобное и наоборот…. Соответственно, мы видим, что любовь, которую мы питаем к своей матери не похожа на ту, что мы питаем к своей жене или дочери. Несовместимость таких видов любовных отношений называется раса-бхасой.

Б: Первичное отношение к женщине как к своей матери более правильное….

МММ: Зачем вам жена, если вы не собираетесь иметь семью? В этом качестве женщина необходима только для зачатия потомства, чтобы стать для кого-то матерью.
Б: Ну, да, если нет семьи, то нет и дочери (или сына). Но такое чувство любви к своей матери в той или иной степени присуще каждому. 

МММ: Материнская любовь очень возвышенна. В этом мире она является наиболее бескорыстным проявлением любви, которая предполагает жертвенность всем ради своего объекта привязанности (т.е. своего ребенка). Например, мать может пожертвовать даже своей жизнью, защищая своего ребенка. Она кормит свое дитя, и она очень счастлива, когда тот хорошо ест.  Она сама не ест, но когда ребенок хорошо ест, она счастлива.  Вряд ли мы увидим такую жертвенность в этом мире в отношениях между мужем и женой, которые основаны на удовлетворении чувств. Как говорят: ты трешь мою спину я – твою, – вот у нас любовь. Если супруги сексуально не удовлетворяют друг друга, чаще всего, это становится причиной их развода. В Америке – при рассмотрении судебных дел, фригидность одного из супругов является веским  основанием для расторжения брака.

Б: Согласно случаю, я хотел бы обсудить вот какой момент: мой друг, который умер, был в христианской православной традиции.  И  там есть определенные каноны, как хоронить. А после того, как он умер, поминать его: ну, скажем там, три дня, девять дней,  сорок …..  и само отношение к смерти. Это трагическое событие, когда льют слезы, оплакивают… и т.д. но и это в различных религиозных традициях по-разному. В некоторых случаях оплакивают, а в других более спокойно…. А в некоторых даже радуются, потому что думают, что он попадет в лучший мир. И тоже, что касается дней…. Того что душа за это время проходит какие-то стадии, ступени (вот девять дней сорок…) и все это в различных религиях по-разному. Я вижу, что здесь нет единства. Существует нечто общее, что можно признать, но в каждой религии по-разному. Что можно сказать по этому поводу?

МММ: Для людей, живущих в разных условиях, с разным уровнем сознания, в различных климатических, географических и этнических условиях, существуют и разные религии.
Религия – это не более ни менее свод правил, принципов этики и морали, которые установлены для разных типов людей Богом. Религия – это закон Бога, если мы его нарушаем, то попадаем в условии, при которых будем испытывать страдания. Например: будучи христианами, живем среди атеистов, или будучи евреями – среди  христиан,  которых устраивают погромы и пр…. или даже находясь в одной секте, причиняем друг другу беспокойства, воруем, деремся друг с другом и даже убиваем ради удовлетворения своих, как мы читаем законных прав….. оспаривая их если не на поли битвы или на дуэли, то в суде.   Заповеди говорят: не убий, не прелюбодействуй (не желай жены, брата своего, не кради и т.д.) но  мы можем  нарушать эти заповеди, воровать и убивать….  В этом случае мы пожинаем результаты своей такого рода кармы (деятельности) в форме страданий: нас кто-то обворовал, увел нашу жену или даже убил.  Жизнь вечна, и мы вынуждены пожинать результаты своих праведных и греховных поступков, совершенных в прошлых воплощениях.  Это называется религией.  Есть религия даже для дикарей. Чтобы как-то урегулировать их взаимоотношения, чтобы можно было им как-то сосуществовать, не причиняя друг другу беспокойств. Мы не говорим, что эта религия плохая, а эта хорошая. На самом деле цель религии – стать людьми, сознающими Бога, чтобы развить любовь к богу. В этом смысле, любая  религия  хороша. Но когда мы используем религию для своих эгоистических целей, обращаясь, при этом, к Богу, то становимся врагами друг другу.

Б: Хорошо, но как вы отнесетесь к христианским представлениям, о том, что происходит с душой после оставления ею тела на девятый, сороковой день?

МММ:  В Ведическом обществе тела кремировали. Когда тело сжигают, душа полностью утратив объект своей привязанности, отправляет дальше, т.е. воплощается или достигает освобождения. Пока физическое тело не сгниет, она может находиться возле него, как привидение или дух…. это весьма болезненное состояние для души. Поэтому кремирование – это лучший метод расставания с мертвым телом. Не берусь полностью объяснить христианский ритуал…. но для покойников, которых закапывают, необходимо некоторое время очищения души от связи с этим миром. Поэтому попы проводят какой-то ритуал, который помогает душе получить следующее тело.  НЕ уверен, что сами попы знают, в чем смысл того, что ни делают. Они просто  следуют традиции, которая стала для многих в настоящее время обычаем и способом заработать деньги на невежестве и предрассудках простых людей. 

Б: Кстати, мой друг и другие коллеги, безвременно оставившие этот мир, предпочли, чтобы их тела  были кремированы. У нас есть крематорий для городских и более или менее интеллигентных людей. Я думаю, что в кремации есть свои преимущества. Когда тело сгорает, душа быстро его оставляет и все эти 9-40 дней становятся просто формальностью….

МММ: Кремация – это переход из одной формы в другую после того, как данное тело исчерпало свои возможности. Когда тело сгорает, на этом все заканчивается, и душа отправляется дальше…. путешествовать по дорогам материальной жизни или, если повезет, отравиться в духовный мир. 
Пока тело здесь, душа не может воплотиться из-за своей привязанности к нему. Иногда для тела великих деятелей строят мавзолеи или гробницы, если при них людям неплохо жилось, и люди желали бы благоденствовать и дальше. Поэтому для цезарей строили храмы, а для фараонов гробницы. Люди насильно пытались привязать душу к этому месту. Ленин с нами! Да он живет в своих наставлениях и последователях, которые посещают его мавзолей и празднуют даты, связанные с его рождением и его деятельностью. Часто тела великих людей бальзамируют или кладут в усыпальницы (самадхи), чтобы простые люди могли общаться с душой такой великой личности.  Это своего рода – это магия. Если личность действительно была святой, то ее мощи без бальзамирования сохраняются, и все атрибуты их также обладают чудодейственной силой. Поклонение им становится одним из ритуалов очищения и своего рода поклонением Богу. В Индии тоже существует такая практика. 

В Абсолюте заключены все существующие философские концепции жизни, которые между собой могут конфликтовать. Мы выбираем себе ту или иную, и Кришна устраивает нам соответственное бытие, согласно нашим желаниям и деятельностью с этим связанной. В течение жизни мы культивируем определенный тип мышления, и сознание, которые мы обрели, в момент смерти, формирует наше следующее, физическое или духовное тело.  Самая сумасбродная идея и мысль, которая придет к нам в голову в момент смерти, может стать нашим следующим бытием.
В «Бхагавад-гите» сказано, что то состояние бытия, о котором человек вспоминает в момент смерти, он и получит непременно.

Соответственно говоря, о грехе и праведности, нужно заметить, что все это просто компиляции ума. Согласно этому мы можем считать праведным поступком все  то, что мы приняли за истину и грехом все то, что противоречит нашему представлению о ней. Подтверждение этому мы можем найти в «Бхагавад-гите», где Кришна говорит, что чему бы ни следовал великий человек и какие бы правила поведения не устанавливал на собственном примере, простые люди будут следовать за ним.  Вот вам и религия! Разумеется, никто не может распространить и утвердить истинные принципы религии, не будучи уполномоченным Богом.

ВСЕ ЧТО, ВЫ бы НИ ПРИДУМАЛИ,  оно уже существует в Кришне.  Nil sub sole novum. (на латыни). Ничего нового под луной.  Все на круги своя. И мы, возможно, уже с вами встречались в другую эпоху, на другом витке, в другой форме жизни, в другое время, но на этом же месте при других обстоятельствах.

Б: Да, иногда возникает такое ощущение в жизни, люди встречаются впервые, но у них явственное ощущение, что они уже встречались. Возможно это самообман, но возможно, что в этом что-то есть. Это возникает в редких случаях по отношению некоторых людей.

МММ: Это общее положение, но в каждом частном случае оно может возникать или нет. Это не обязательно, что со всеми с кем мы встречаемся, мы были знакомы и раньше в прошлых воплощениях.

Б:  В индуистской традиции предполагается сжигание тел. Как давно это существует?

МММ: Это существовало всегда. В настоящее время археологи находят останки нецивилизованных людей и гордо заявляют: «ВОТ КАКИМИ ОНИ БЫЛИ раньше, И ВОТ какими стали Мы теперь! Но нужно помнить, что раньше разумные люди в конце жизни оставляли свои дела и уединялись, чтобы практиковать йогу. В состоянии медитации на Сверхдушу, Кришну в сердце, когда они достигали самадхи, то тело само сгорало за счет мистического огня. Поэтому останки этих великих личностей, принадлежащих к ведической культуре, сейчас найти невозможно. Либо они кремировали тело после естественной смерти, либо оно само сгорало в мистическом огне. Поэтому останки цивилизованных людей ученые не находят. Ну, а дикие люди, они и сейчас есть…. в каждом офисе, за компьютером, в казино или у телевизора за станком или в шахте….. на улице на сотом этаже небоскребы, в летают в космосе  или за рулем машины….. для них есть эволюция Дарвина. В процессе этой эволюции: вот какой он был и какой стал. От неандертальца или даже того ниже, от обезьяны он развился и вот, глядя на себя в зеркало, видят прогресс,  каким он стал.

Нас не интересует хронология как материалистических ученых, потому что с позиции вечной души она не имеет реально никакого смысла.   Тем более, что понятие времени очень относительно. Каждое существо живет сто лет. Но относительно данного тела у каждого свое представление о нем. Например, есть история, о царе Индрадьюмне, который некогда правил землей.  Он решил посетить другие планеты и отправился в путешествие. И хотя летал совсем не долго, каких-нибудь несколько дней,  но когда он вернулся на землю, он ее не узнал. На земле прошли миллионы лет и все его родственники давно умерли, и само его государство кануло в лету. Его никто не узнал….. история не сохранила даже памяти о нем, хотя он был очень известен и могуществен.
Человек живет сто лет; муравей тоже живет сто лет, и Брахмы, творец вселенной тоже – свои сто  лет.  Один день Брахмы составляет 1000 юг (эпох), состоящих из Сатья, Трета, Двапара и Кали–юги (4,320,000 лет, умноженные на 1000). А сто лет Брахмы 311 триллионов 40 биллионов лет по исчислению полубогов. Это баснословно большая продолжительность жизни, самая высокая во вселенной. Но с позиции вечности его жизнь коротка, подобна вспышке молнии….. конечно, обычным  людям не свойственно мыслить в таких категориях, и поэтому, когда им говоришь о скоротечности жизни, они весьма несерьезно относятся к подобной калькуляции. Им это кажется нереальным.

 Из-за своей деградации им невозможно объяснить, что собой представляет человеческая  жизнь, какова ее ценность и реальная цель. Поэтому сообразите, что собой представляет человеческое бытие.   
 Пока Брахма живет (ему сейчас 51 год и один день) эта вселенная существует. Когда он умирает, те, кто не достиг освобождения, бестелесные в уплотненном состоянии (в форме сознания) возвращаются в тело Маха-Вишну и снова в момент нового творения получают возможность действовать (обретают тело, ради удовлетворения своих желаний). Материальный мир создан с двумя целями: 1) позволить живым существам имитировать Бога, творца и наслаждающегося, и с другой стороны, 2) дать шанс обусловленным душам достичь освобождения из круговорота рождения и смерти. Когда в процессе духовной эволюции мы обретаем человеческую форму жизни, пройдя многие рождения и смерти в других формах (от тех, что в воде, на суше: рептилии, растения, птицы животные и пр.), то, как говорится в Веданта-сутре, настало время задать вопрос: атхато брахма джигьяса, что есть Абсолютная истина? Кто есть Кришна? Познав себя в качестве души, вечного слуги Кришны и восстановив любовные отношения с Ним, мы достигаем освобождения от круга рождения и смерти, старости и болезней.
 Мы имеем в виду духовную эволюцию. Не так , что все были обезьянами и стали человеками. Нет, есть обезьяны, и есть люди…. Различные биологические виды жизни как существовали, так  и существуют (8 400 000 видов). Если согласиться с теорией эволюции Дарвина, то уже все давно бы стали людьми…. Но, так или иначе, все виды жизни существуют…. Только человеческая форма жизни предоставляет нам такую возможность: путем развития сознания Кришны обрести освобождение от повторного рождения и смерти.   Кришна есть причина всех причин, и Ему нет причины. Таково определения Бога, которое приведено в «Брахма самхите».  Кришна является семя дающим отцом всех существ. Но у самого Кришны нет ни отца, ни матери.  У нас есть отец и мать, и сами мы можем стать для кого-то отцом и матерью, но у Кришны – ни отца, ни матери. Вот разница между Кришной и обычным существом.  У каждого отца есть свой отец, и у каждой матери есть своя мать. Кришна является  отцом (дающим семя) для каждого, и матерью, которой служит материальная природа (энергия Кришны) для всех. Бог является причиной всех причин, но Ему нет Причины.  Кришна дал нам разум, знание в форме вед и возложил ответственность за свои поступки.  Теперь, подобно шекопряду, который из собственной слюны плетет нить кокона и сам оказывается в этом коконе, так и человек поступает тем или иным образом становится зависим от собственной деятельности. Запутавшись в сетях собственной кармы (деятельности), другими словами, привязавшись  к результатам своего труда, попадает в  зависимость от них. 

Б: Как это, к примеру…. Ну, вот работаю я преподавателем, и как я оказываюсь в зависимости от своей деятельности?

МММ: Вы работаете и привязываетесь к результатам своего труда….

Б: Да, естественно, мы должны быть заинтересованы….

МММ: В любом случае возникает привязанность…. Например, я говорю: «Давайте сегодня проведем программу». А вы говорите:  «Я не могу, я на работе»….

Б: Привязанность в разных смыслах, т.е. работа не позволяет мне заняться чем-то другим…. Может быть потому, что мне нравится работать, я люблю это дело…. И я привязан к нему…. Возможно, обстоятельства не позволяют мне или какие-то другие факторы…. В таком случае мы всегда зависимы.

МММ: Мы учим людей тому, как быть не зависимыми от результатов своей кармы. В Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Все, что ты ни делаешь, делай это, как подношение Мне. Если ты ешь, предлагай сначала пищу Мне, если ты совершаешь аскезы, совершай их для Меня, если ….   И так ты будешь всегда свободен от материального рабства.


Б: Но есть люди независимые от своей деятельности, потому что они не хотят ничего делать…. Здесь надо проводить грань между нежеланием что-либо делать и деятельностью в сознании Кришны, как вы понимаете….

МММ: На самом деле они тоже зависимы, хотя могут думать, что независимы…. Они полностью  зависимы от своих спекуляций хочу и не хочу…

Б: То есть они зависимы от своего хочу….. это более примитивные люди.

МММ: В материальном мире все зависимы; одни зависят от Кришны, делая то, что ОН хочет, а другие – от  того, что они сами себе придумали….. от своего ума или то, что придумали другие.

Например, алкоголик говорит: «Я непривязан, могу пить водку, а могу пить вино, могу пить коньяк или сивуху…. Я непривязан».  Но ведь он – алкоголик, он полностью во власти своей дурной привычки, он привязан. В этом случае лучше развивать в себе хорошие привычки, чем дурные, становясь наркозависимым или алкоголиком, зависимым от алкоголя. Мы хотим зависеть от Кришны, мы хотим привязаться к Кришне и так освободиться от материальной зависимости. Поскольку мы неотъемлемые частицы Кришны, высшего Духовного Целого, то будучи духовными по природе и вечными Его слугами – это для нас естественная зависимость, а по существу – свобода.

Б: В светской этике привязанность приветствуется. Человека воспитывают, чтобы он был привязан, учился любить близких, свою работу, выбрал для себя любимую работу, которая будет полностью его занимать…. и, наоборот, имел как можно больше привязанностей. Поэтому в христианской традиции представители восточных религий воспринимаются несколько негативно, они учат человека разорвать привязанности.

МММ: Христианская идея, как и у всех аврамических религий – это пойти в рай, там наслаждаться результатами своих благочестивых поступков. Но сознание Кришны учит освобождению. Рай и ад – все это находится в материальном мире двойственности. Мы проповедуем абсолютную истину, вне концепций добра и зла (рай и ада). ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА существует абсолютная свобода и абсолютное, ничем не омраченное счастье. В отличие от религии, сознание Кришны – это просто чистое сознание. Это не религия,  которая представляет собой, как мы уже говорили в большей или меньшей степени морально-этические принципы, которые нужны в материальном мире. В духовном мире, в мире Абсолюта, они не имеют никакой ценности. Конечно, чтобы подняться на этот трансцендентный уровень религия служит, как бы ступенью.
  Но это не факт! Кришна говорит: сарва дхармам паритьяджа….. оставь все религии и предайся Мне - мам экам шаранам враджа…. и мы встретимся во Врадже.

Для человека, который осознал, что он есть душа, а не тело, для него рай и ад – равноценны, потому что то и другое находится в материальном мире.  Как масло не смешивается с водой так душа не смешивается с материальными элементами, из которых состоит это тело.  Если вы используете тело ум и дар речи в служении Кришне, то, даже находясь в этом теле, вы не будете испытывать страдания.  Другими словами, если вы заняты преданным служением Кришне, то, фактически, находитесь  в духовном мире, где закон кармы не действует. Вы поднимаетесь над гунами материальной природы и становитесь независимы от материальной энергии (тела). Только отождествляя себя с материальным  телом, связанные сознанием «я есть это тело», мы страдаем и наслаждаемся результатами своей греховной и праведной деятельности. В противном случае, обретя сознание Кришны, мы совершенно индифферентны ко всему происходящему в этом мире двойственности. Счастье и несчастье – все в нашем уме. Сойдя с ментальной платформы и утвердившись в преданности Кришне, мы решаем раз и навсегда все проблемы, связанные с материальным существованием.

Как я уже говорил, еще недавно нетрудовые доходы считалось плохо. Но теперь нетрудовые доходы – хорошо.  Поменяли одну идеологию на другую,  и теперь один тот же поступок принял совершенно диаметрально противоположную оценку. То, что считалось греховным, теперь  стало признаком «святости».  Сейчас говорят: «Если ты такой умный, то почему у тебя нет денег?» Вот вам критерий добродетели, разума и всего пр.   

Так, собирается кучка авантюристов, сговариваются между собой, с помощью пропаганды, рекламы и пр. депрограммируют ум людей и потом делают переворот, насаждают свое  мировоззрение, религию и понимание греха и святости.

Еще раз: Когда кто-то хочет совершить государственный переворот, он находит авантюристов, вместе они вырабатывают определенную программу, подбивают под нее других, проповедует, а затем делает переворот (возможно) без единого выстрела насаждают идеологию, свое представление о счастье, справедливости, религиозности и на основании этого устанавливают свои  ценности жизни…. 

А все другие, как холенные животные, жуют свою жвачку и идут послушные своему пастору.  Весь материальный прогресс – это дорога на кладбище.

ДУША НЕ ИМЕЕТ К ЭТОМУ НИКАКОВА  ОТНОШНИЯ. КАК МАСЛО НЕ СМЕШИВАЕТСЯ С ВОДОЙ, ТАК И ДУША НЕ СМЕШИВАЕТСЯ ЭТИМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ ТЕЛО.

В момент смерти душа отделяется от грубого физического тела, и в тонком теле, которое представляет собой наше сознание,  переносится в другое тело, созданное нашей кармой.
 
Что посеешь, то и пожнешь! КАК ГОВОРЯТ, ПО ТРУДАМ ВОЗДАЕТСЯ: за добро – добром, за зло – злом.
На самом деле материальная природа действует под управлением Кришны, и живое существо не имеет никакого отношения к деятельности материального тела. Вопрос: «Почему же оно должно расплачиваться за побочные продукты деятельности тела?» Потому что мы отождествляем себя с телом и думаем, что что-то производим. Из-за ложного эго мы привязываемся к результатам такого рода деятельности и расплачиваемся. Кришна создает нам это тело, помещает нас в него и в соответствии с нашей кармой дает ощущения счастья и несчастья. Сознание, что все принадлежит Кришне (в том числе и результаты действий этого тела), освобождает нас  от реакций как хороших, так и плохих наших  поступков. Живое существо находится в полной зависимости  от Кришны. Единственная свобода – это  желать или не желать. Для исполнения желаний Кришна дает нам определенный тип тела и помещает нас в него. 

СВОБОДА ЖЕЛАТЬ
Б: Вы говорите, что единственная свобода – желать. Мы свободны в своих желаниях. Тем  не менее, в повседневной жизни я наблюдаю такой парадокс, что в желаниях человек не свободен. Ну, понятно, что одни – рабы своих желаний – постоянно  хотят удовлетворения своих  привычных вещей (наркотические, алгкогольные и другие) другие, я заметил, когда желают совершать какие-то поступки изменить себя приобрести полезные привычки. Например, человек хочет каждое утро делать зарядку. Но с течением времени замечает, что его постоянно что-то отвлекает. С одной стороны он свободен, но с другой, что-то постоянно ему мешает….

МММ: Сделав когда-то неверный выбор, человек становится зависимым от него.  Из любопытства, когда-то наркоман решил уколоться и посмотреть, что получится. Укололся и пристрастился, стал наркозависимым, теперь он  зависим от наркотиков. Также и живое существо, которое занимает пограничное положение между материальной энергией и духовной, когда-то решило найти себе прибежище в материальном мире, обретя материальное тело, автоматически попало в зависимость от законов материальной природы. И теперь, подобно наркоману, чтобы получить реабилитацию, должно обратиться за помощью к врачам или психологам. Теперь оно самостоятельно не может освободиться. Но у него есть свобода желать. И Господь, видя желание, будучи всемогущим, исполняет его. В этом особая милость Господа. По милости Господа мы получаем освобождение, просто пожелав стать свободными. Мы духовны по природе  и для нас естественно общение с духовной природой, непосредственно с Самим Господом в различных видах любовных отношений. Невозможно – только в словаре дураков. По милости всемогущего Господа все возможно.

Б: Да все возможно, но иногда возникает явно что-то что мешает человеку быть свободным в его желаниях. Вот в христианской традиции, там все очень хорошо: на помощь сразу же приходит Дьявол, который постоянно человеку мешает.

МММ: Хорошо, но Дьявол тоже подчиняется Кришне. Все подчиняются Богу, если Бог настоящий, не христианский, не индусский, или мусульманский (поддельный, вымышленный), а Настоящий Бог.
Однажды я беседовал с одним адвентистом. Он попытался доказывать мне, приводя выдержки из Библии, что Дьявол действует вопреки воле Бога, и что Бог не имеет над ним власти. Я возразил ему: Бог, Кришна, - причина всех причин и ему нет причины. Он – реальный, всемогущий Бог.

Он – источник и материи и духа, поэтому Он – причина  наслаждений и страданий, когда мы делаем неверный выбор, приняв прибежище у материальной энергии. 

Я говорю: «Вы же молитесь, обращаясь к Богу, не введи в искушение, избавь от лукавого….» Из этого следует, совершенно очевидно, что Бог может ввести вас в искушение, и в тоже время избавить от лукавого. Разве это не понятно? Бог - причина искушений и избавления от них. Следовательно, Дьявол, который искушает, тоже подчиняется Богу.

Б: Ну, это такая традиция, понимание мира как темного таки светлого начала…. Дьявола и Бога. Христианская, манихейская картина мира…. А как в индуистской традиции? Какое внимание уделяется темным и светлым силам?

МММ: Надо сказать, что одно без другого не существует. Ни сил света, если бы не было сил зла, ни зла без сил света. Бессмысленно говорить о добре, если нет зла. С позиции сознания Кришны, если одно не существует без другого, то оба эти понятия сами по себе ничего не стоят.
Есть верховная личность, субъект, который наслаждается сам в себе. Он, что хочет, то и делает. Кто-то может спросить: «А почему Бог так все устроил, почему Он так все сделал?» люди не понимаю что Бог на то и бог, Он абсолютно независим. ОН – самодержец, обладающий абсолютной властью. Что хочет, то и делает! И теперь сами посудите, что вас и для Него добро и зло? К реальному положению вещей ни то, ни другое к делу не имеет никакого отношения. Все это – компиляции ума, и мы живем в иллюзии, согласившись с данной концепцией.   

Все возможные точки зрения, самые противоречивые мнения и философские концепции  существуют в Абсолюте. Нет ничего, чтобы не существовало в Кришне. И материя и дух – производные его энергии. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что то состояние бытия, о котором человек вспоминает, оставляя свое тело в момент смерти, он достигнет непременно. Это означает, что самая сумасбродная идея, которая пришла нам в голову, может стать нашим реальным бытием. Пожалуйста, выбирайте любую, и Кришна устроит вам соответствующее бытие.
Мы выбираем ту или иную философию, и Бог по выбранной нами схеме устраивает нам соответствующую ей жизнь. Есть два основных направления в философии. Одни утверждают, что я есть тело (но, возможно, есть душа), и удовлетворять потребности этого тела – цель  жизни. А другое направление: я есть душа, но у меня есть тело. В этом случае, соответственно,  потребности души становятся для меня приоритетом.

Б: Ну, а все-таки Дьявол-то существует или нет?

МММ: Дьявол – это  для христиан…. Для последователей Вед – это невежество, которое люди принимают за знание. Авидья, невежество, когда мы принимаем веревку за змею, и есть видья – знание, при котором мы реально видим веревку и змею; осознание того и другого – называется трансцендентальным знанием.

Б: Ложные знания это есть невежество?
МММ: ДА. Как сказано в ИШАПАНИШАД, существует процесс невежества и процесс истинного знания. Один ведет к страданиям, а другой – к  освобождению от страданий.

Б: Какова традиция в целом работы с энергиями? Есть восточные философии, которые учат, как работать с энергиями, которые можно почувствовать, обрести их ощущения?

МММ: Для этого необходимо обрести духовное тело и через духовные чувства и духовный разум  наслаждаться духовными энергиями. Материальный мир познается в ощущениях через посредство материальных чувств и материального разума. Точно также и духовный мир познается в ощущениях через духовные чувства и духовный разум. Есть материальный ум, но есть духовный; есть материальные чувства, а есть духовные (глаза, уши, язык, и пр.). Материальные чувства воспринимают материальные формы, цвета, звуки, вкусы и пр. , а духовные чувства духовные формы звуки, цвет, вкусы и т.д.  Есть материальная земля, а есть духовная; есть материальная вода и духовная…. Все, что мы видим и с чем имеем дело в материальном мире через посредство материальных чувств, точно также все это существует в духовном мире, которым мы можем воспринимать через духовные чувства….

Б: Последний вопрос, который я хотел бы сегодня задать, это то с чего я начал: смерть своего друга. Люди близкие и дальние, которые узнают о чьей-то смерти, естественным образом пытаются объяснить причину смерти, причину болезни, потому что он умер в результате болезни.
И тогда возникает вопрос: Почему человек болеет? Насколько случайно то, что произошло? Психологически попытки объяснить это возникают из-за того, что людей страшит неизвестность. С каждым может случиться совершенно необъяснимая смерть, ничем не обусловленная, случайная…. Люди хотя услышать какое-то объяснение от которого им станет легче. А это понятно…. это потому, что вот он курил, к примеру, а я не курю….

МММ: Если люди бы знали причину смерти и болезней, то они могли бы и избежать смерти или поправить дело, касающееся их здоровья так, как они считаю нужным. Но они не знают причину, потому что атеисты. Кришна - причина всех причин. Но они, поскольку отрицают Бога, не знают Кришну и поэтому принимают тщетные  попытки объяснить на все свой лад….

Б: Поэтому людей всегда тревожит, на первый взгляд, беспричинность.

МММ: Проблема не в этом. Проблема в том, что на самом деле хорошо известно, что именно Кришна – причина всех причин, но они не хотят принять Кришну, и порой отрицают само Его существование, либо пытаются низвести Его на свой уровень неразвитого, животного сознания. Они не хотят принять то, что им предлагают. В этом проблема. Выход очевиден, но он их не устраивает – вот причина безвыходной ситуации, в которой они оказались.

Б: Но я встречал такой подход, что болезни человека обусловлены его астральным, эфирным телом….. в результате чего возникают болезни его физического тела. Таким образом, это не волюнтаристская концепция, что, дескать, Бог так захотел….
МММ: Как я уже объяснял, Бог нам дал знание в форме Вед, дал разум и свободу воли, т.е. самостоятельную возможность принимать решения. Но после этого Он возложил на нас ответственность за свои поступки. Поскольку Он нам дал все это, являясь причиной всех причин, то о волюнтаризме с Его стороны не может быть и речи.  У нас есть свобода, но эта свобода ограничена. Чем ограничена наша свобода? Нашим сознанием. Тот, кто живет, как животное, практически, у него нет и свободы. Он просто следует своей природе: родился, женился, произвел потомство, состарился.... и умер. Но человек обладающий сознанием Кришны видит выход из создавшегося положения, и принимает преданное служение Кришне, которое является результатом трансцендентного знания..

Б:  Каждый человек стремится к наслаждению, другое дело, что каждый наслаждается по своему. Лично у меня не так много способов достижения наслаждения. По сути, раз, два: я занимаюсь своей практической работой, преподаванием и это мне нравится, потому что у меня это получается. Разумеется, для этого я нахожу какую-то информацию; я могу тоже писать и это тоже мне доставляет удовольствие. И к этому я могу добавить еще спортивные увлечения, я бегаю, спортивные игры – вот и все.

МММ: Хорошо, но при этом мы не должны забывать, что нам придется умереть.  Основная цель человеческой жизни – разрешить проблему повторного рождения и смерти. Поэтому мы должны оценивать нашу деятельность с позиции того, насколько наша работа способствует достижению освобождения от круга рождения и смерти. Если мы не достигаем этой цели в этой жизни, то, возможно, нам будут предоставлены лучшие условия  для этого в  следующей. Но если мы заняты просто удовлетворением своих чувств и ума (о чем вы только что говорили), забывая о смерти MOMENTO MORI, то вся наша деятельность ничего не стоит. Вместе с этим телом мы оставим наши занятия спортом и профессуру, кафедру декана политологии… деньгами, которые мы заработали честным трудом, но ворованными у Бога, будем оплачивать дорожные расходы в АД.

Б: Мне проще денег я не коплю, физических наслаждений почти нет…. Мне проще, у меня нет ярко выраженных материальных наслаждений….

МММ: Быть богатым не греховно. Есть люди, которые рождаются Богатыми, а есть такие, кто работают с утра до ночи, и все мимо денег…. Если человек богат, то надо думать, что он был благочестивым человеком в прошлой жизни. В действительности богатства, которые приходят к человеку, тем или иным путем, – это результат его благочестивой деятельности, совершенной когда-то в прошлых рождениях…. И если мы используем деньги для Кришны, то они поспособствуют нашему духовному прогрессу….  В противном случае, деньги, использованные не для Кришны,  откроют настежь широкие врата ада. Не забывайте о смерти. В момент смерти мы сдаем экзамен и достигаем более высокого положения в этом мире или опускаемся на низший уровень….  достигаем ли освобождения или влачим жалкое существование, питаясь отбросами.