Корчак. Право ребёнка на уважение

Вера Третьякова
«Гуманная педагогика основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:  Корчак,  Сухомлинский,  Макаренко,  Песталоцци, Ушинский, Каменский, Выгодский, Вернадский, Узнадзе, и другие». (Ш.А. Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике:
http://yro.narod.ru/bibliotheca/PED_A.htm)

6 августа 2012 исполнилось 70 лет беспримерного подвига и гибели выдающегося польского гуманиста, врача, педагога, писателя ЯНУША КОРЧАКА (22 июля 1878 - 6 августа 1942).

Уважаемый Читатель! В этой публикации я поместила отрывки из книги Януша Корчака «Право ребёнка на уважение».


                ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ

   Есть как бы две жизни: одна - важная и почтенная, а другая - снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьёз это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.
   Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети - не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном.
   Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан - они наши верные друзья. Есть, были и будут.
   Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека. <…>

   Школа создает ритм часов, дней и лет. Школьные работники должны удовлетворять сегодняшние нужды юных граждан. Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!
   Ребёнок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания! В изумлении останавливается подчас разумный ребёнок перед агрессией язвительной седовласой глупости.

   У ребёнка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы - не иначе, - он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.
   Ребёнок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
   Уважайте его незнание!
   Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми - отчитываем, выговариваем, наказываем.

   Как плачевно убоги были бы знания ребёнка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых.
   Уважайте труд познания!   Уважайте неудачи и слезы!
   Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку - а значит, боль.
   Клякса в тетрадке это несчастный случай, неприятность, неудача.  "Когда папа прольет чай, мамочка говорит: Ничего, а мне всегда попадает".

   Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребёнка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят.
   "Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил". (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.)
   Слезы упрямства и каприза - это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда - страдание. <…>

   Ребёнок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребёнок строит себя - его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается.
   Бывают весны удвоенного труда развития и затишье осени. Вот разрастается костяк, и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство. То ему надо бегать - так как дышать, - бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное стремление действовать, то апатия.
   Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие - все это не каприз и не школьная отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста!

   Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
   Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать.
   Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раненная - станет кровоточить, убитая - тревожить призраком дурных воспоминаний.
   Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. <…>

   Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зрелые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.
   Играю ли я или говорю с ребёнком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни; и в толпе детей я всегда на мгновение встречаю и провожаю взглядом и улыбкой какого-нибудь ребёнка. Сержусь ли, мы опять вместе, и только моя злая мстительная минута насилует его важную и зрелую минуту жизни.
   Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания.


Текст по книге:
Корчак: Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. IBSN 5-89147-017-9.  ББК 74.03 К70

Иллюстрация: Людмила Киселёва. "Куда уходит детство".