Ч. 27 Принять без промедления

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/04/19/1589

В Севастополе в 1856 году осталось лишь четырнадцать относительно мало повреждённых зданий. Мёртвые развалины производили жуткое впечатление.

Восстановление города при Бутакове практически не велось. А как оно могло вестись, если на восстановление Севастопольского порта в 1860 году дали, ни много, ни мало, 5 700 рублей, кстати, Кронштадту, который не пострадал от войны, щедро выделили 678 140 рублей.

Основные средства на Чёрном море уходили для акционерного общества, получившего название «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Директором общества назначили инициатора его создания Николая Андреевича Аркаса, который давно занимался пароходами.

Константин был одним из главных акционеров РОПиТ. Забегая немного вперёд, скажем, что первые трения с Константином  у Бутакова начались как раз из-за этого общества.

Если раньше, в довоенное время, Григорий Иванович занимался  делами только одного парохода, то на новой должности приходилось мыслить совсем иными категориями.

Ежедневно требовалось принимать решения по делам, с которыми ему прежде никогда не доводилось сталкиваться. Например, херсонский гражданский губернатор сообщил, что у полиции нет ни средств, ни людей, чтобы охранять имущество Херсонской гребной флотилии. Предложил продать их с торгов.

 Юридическая сторона вопроса Григорию Ивановичу была совершенно неведома. Пришлось взяться за изучение многочисленных законов и распоряжений правительства. Они в России всегда составлялись так, чтобы, с одной стороны, можно было творить беззаконие, а с другой – по воле начальства быть невинно осуждённым. Не зря же существует пословица: закон, что дышло….

Всю войну вопросами интендантской службы занимался Метлин, теперь они перешли к Григорию Ивановичу. Чтобы не наломать дров, он принялся изучать документацию интендантской службы. Для этого требовались доброжелательные и сведущие помощники, а интенданты (и если бы только они!) приняли его со скрытой злобой, как выскочку. Не всё было ясно и с возложенными на него обязанностями.

Бутаков попросил аудиенции у великого князя для разговора по самым насущным проблемам, но тот ответил, что 25 декабря отправится за границу до апреля 1857 года, а весной будет в Николаеве, поэтому необходимости приезжать в Петербург, нет. Между тем, решения требовалось принимать незамедлительно.

 Если все, прославившие Черноморский флот адмиралы, управляли им, имея налаженную систему управления и помощников, которых сами многие годы подбирали, воспитывали и обучали, то Бутаков такой возможности не имел. Не были определены взаимоотношения с Аркасом.

Бутаков считал, что тот должен ему подчиняться, но РОПиТ был частным акционерным обществом, и Аркас немедленно и недвусмысленно дал ему это понять. В то же время, из Петербурга шли указания помогать становлению пароходного общества всеми доступными средствами.

Например, великий князь Константин в ноябре 1856 года приказал «принять без промедления, по прибытии в Одессу, купленные в Англии для Кавказского корпуса пароходы, чтобы обеспечить выполнение всех условий контракта в точности».

Те, кто когда-нибудь был связан с приёмкой военной продукции, хорошо представляют себе такую ситуацию: высшее начальство из столицы давит на офицеров, давай-давай, чтобы уложиться в сроки, а изготовитель, пользуясь обстановкой, пытается под шумок протащить технику с кучей дефектов, исправление которых занимает немалое время.

Все шишки потом и за срыв сроков, и за пропущенные дефекты достаются приёмщикам, а большое начальство, как всегда, в стороне.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/21/773