Философия, наука и религия - поля взаимодействия

Майоров Дмитрий Николаевич
 

Определение философии, науки и религии - достаточно сложная задача для самих философов, ученых-естественников (в данном случае мы под именем науки обозначаем естественные науки) и богословов. Задача еще более усложняется, когда речь идет о взаимодействии между этими областями духовной культуры человечества (а именно к духовной относят ее культурологи). Если же от теоретических рассуждений мы переходим к практической реализации этих взаимодействий, возникает целый спектр коммуникаций: конфликт, диалог (равноправие), независимость, интеграция (суммирование), гармония (взаимодополнение), ассимиляция (поглощение одной другой)… В данной статье мы предложим небесспорную классификацию этих взаимодействий на основании широко известной диаграммы Эйлера, где кругами мы изображаем эти три сферы духовной деятельности человека, а областями пересечения – поля именно диалога между ними. Потому что если бы это были другие виды взаимодействия, а не диалог, круги Эйлера располагались бы совершенно иначе.

Философия и наука

Есть раздел философии, который именуется философией науки. В этом разделе излагаются взгляды философов науки 19-20 веков, потому что в это время и формируется современное естествознание. (В данной статье под наукой мы имеем в виду именно естествознание). В 20 веке наиболее известными философами науки стали Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун. Эта область взаимодействия науки и философии возможна потому, что сами ученые-естествоиспытатели, оперируя огромными массивами эмпирических данных, выстраивая сложнейшие теоретические конструкции, волей-неволей должны становиться философами и осмысливать самым общим образом те результаты своих наук. Поэтому мы встречаем философские работы у Макса Планка, Альберта Эйнштейна, Вернера Гейзенберга, Макса Борна и многих других. С другой стороны, философы, видя успехи естествознания, и то, какое огромное влияние оказывают успехи естественных наук на все стороны нашей жизни: мира и войны, экологии, здравоохранения… вынуждены с этим считаться. Возникают «философии родительного падежа» (Мишель Фуко) – философия техники, философия технологии, философия медицины, которую называют деонтология или биоэтика. Конфликтов философии и науки по сути не возникает в силу их длительного совместного существования. В средневековье эта область их слитного сосуществования именовалась натурфилософией (natura – природа). Начиная с Милетской школы (VI век до нашей эры) до Исаака Ньютона, который написал «Математические основания натуральной философии», ученые были и философами, и естествоиспытателями одновременно.

Философия и религия

В XIX веке рождается и другая наука на стыке философии и религии, которую называют философией религии. Несомненно и то, что и накануне этого времени появлялись работы, осмысливающие религию с философских позиций, равно как и религиозная философия пыталась осмысливать философию с религиозных позиций. И тут можно назвать сотни имен, представляющих философию религии как в старой Европе, там и в США. Религиозных философов еще больше, ибо религиозная философия, как и натурфилософия имеет седую древность. Религиозных философов гораздо больше, чем философов-атеистов, как и в среде простых людей верующих больше, чем неверующих. И поэтому философствуя, религиозные философы, они не забывали кто они  (смертные люди) и куда они идут (на Суд Божий). То есть, философствуя, они принадлежали, чаще всего, к какой-либо религиозной традиции.

Наука и религия

В нашей диаграмме в этой области стоит знак вопроса. В этой области, как ни в какой другой, ярко проявляются конфликты. (Как согласовать миллиарды лет Вселенной и шесть дней творения, как библейский рассказ о творении человека из земли объяснить с эволшюционных позиций и т.д.) Поэтому если бы спорящим сторонам предложить данную диаграмму, они бы отодвинули эти круги Эйлера (модель независимости науки и религии), либо слили вместе (оккультисты, теософы, масоны), либо нарисовали один в другом (представители модели ассимиляции, интеграции, гармонии – соответственно позитивисты О.Конт, Г. Спенсер, русские космисты – К.Э.Циолковский,  В.И. Вернадский, Чижевский, поклонники творчества А.Бегссона, Т. Де Шардена). Мы же поставили вопросительный знак, чтобы обозначить модель диалога. Серия статей, написанная нами прежде, пытается доказать перспективность данной модели взаимодействия в современных условиях. Представителем естествознания и религии, теологом и естествоиспытателем необходимы встречи, конференции, форумы для прояснения позиции по общезначимым вопросам. Патриарх Кирилл, когда был еще митрополитом и возглавлял ОВЦС, однажды писал о перспективности координационных советов, в которых бы были представители церкви и науки, например как в Папской академии наук. Так в Дубне прошло более 15 конференций «Наука, религия, философия», в которой участвуют и представители Русской Православной Церкви (профессора МДА), науки (объединенный институт ядерных исследований РАН), философии (институт философии РАН).

Общее между наукой, философией и религией

Есть на нашей диаграмме такая область, в которой пересекаются все три круга. Конечно, если круги отодвинуть достаточно широко, то никакого пересечения между ними не будет. Быть может, действительно, между наукой, религией и философией нет общей области взаимодействия? С этим трудно согласиться. Потому что мы только что описали поля взаимодействия между ними настолько тесные, что порой невозможно их отличить одну область от другой – области пересечения кругов. Значит, если они настолько близко подходят друг к другу между собой попарно, то и втроем они образуют нечто общее. Мы выскажем самый спорный тезис этой статьи, когда скажем, что этим общим для них является естественная теология или естественное Богопознание – возможность постижения Бога усилиями человеческого ума. Действительно, писал Макс Планк в работе «Наука и религия», - то, что является для религии основанием, то для науки является вершиной. Это вера в Бога». Самое большее, что может достичь ученый в естествознании – это обнаружить величайший Замысел и Целесообразность в мироздании. Их Источник лежит вне пределов этого мира, но проявляется посредством законов природы. Говоря философским языком, Бог и трансцендентен, метафизичен (надмирен) и имманентен (проявляется) в этом мире. Это и есть область взаимодействия науки, религии, философии, доступная каждому человеку, в какой бы сфере деятельности он не трудился. Бог открывается каждому человеку в его душе (человек – образ Божий, душа по природе христианка по слову Тертуллиана). Это путь самопознания, приводящий к Богу. Открывается Господь и через книгу природы, о чем мы писали в предыдущих статьях.
Некоторые атеисты полагают, что если Он есть, то на суде Божьей они имеют некоторое оправдание, например, могут сказать: как ты требуешь с меня исполнения Твоих заповедей, если я даже не знал, есть ли Ты. Поэтому я жил как хотел. Но такого оправдания у него не будет. Бог скажет ему: Я вкоренил в тебя способность Богопознания. И в самой природе оставил бесчисленные следы Своего присутствия. Как же ты можешь утверждать, что не знал, что Я есть, а если познал Твоего Творца, неужели ты можешь не отвечать за свои поступки?