Девять выходов из безвыходного положения

Леонид Улановский
(дневник психолога)


(фрагменты)



ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга для тех, кто хочет с пользой провести время в личном психологическом санатории.

Автор и его собеседница общались почти два года. Цветущая 48-летняя женщина, у которой  были вполне конкретные жизненные  трудности, обратилась к автору потому, что не смогла самостоятельно и достойно преодолеть их.
Автор, практический психолог, с более чем 10-летним стажем психологического консультирования ко времени начала общения, учил посетительницу справляться с жизненными задачами, которые возникают у каждого мыслящего человека. В процессе решений и поиска ответов существует, как сказали бы математики, "отличная от нуля вероятность", что может пострадать психика ищущего.
Человечеством за всё время своего существования было создано огромное количество механизмов защиты, которые позволяют жить более-менее комфортно, с минимальными фрустрациями. Но в жизни человека происходят постоянно какие-то изменения. Стремительный темп смены событий, рациональное отношение к действительности, конкуренция во всех сферах человеческой деятельности, достижение успеха любой ценой, культ денег, бездуховность, потеря смысла жизни – вот тот, далеко не полный, список "благодеяний" современной цивилизации, которые привели к тому, что многие люди уже не могут справиться с возникающими перед ними трудностями. Необходимо научиться находить правильные решения.
Но проблема выбора требует трепетного подхода, который, к тому же, предполагает овладение конкретными методиками, способами и техниками саморегуляции. Этому и обучает посетителей практический психолог.
Обучение сопряжено с определёнными трудностями, связанными с самой сущностью фразы "я пойду к психологу".
Вспомним историю. Совсем ещё недавно существовало понятие "исповедь".
Люди шли к исповеднику и поверяли ему самое сокровенное. Они искренне проявляли свои эмоции, каялись в грехах и получали в ответ сочувствие и поддержку.
Сейчас люди, в большинстве своём, рассуждают так: искать поддержку и сопереживание в наш рациональный век лучше всего у друзей и подруг. Однако и это необходимо проделывать как можно реже, потому что такое обращение может быть расценено как преступная слабость характера.
Слова "доверие", "понимание" – лживы, ибо слушающий думает только о себе. Страдающий человек слышит дежурные шаблонные фразы: "У тебя всё будет хорошо", "Наплюй!", "Время лечит", – и страдает ещё больше, потому что эти фразы абсолютно неконкретны.
Что именно "всё"? И когда "будет хорошо"? Человек понимает, что друзья, подруги, близкие и родственники искренне хотят поучаствовать в его судьбе. Но в действительности происходит формальное общение, которое убивает настоящую близость.
Эмоции полностью овладевают человеком, и в эмоциональном зашоре он совершает поступки, которые в контролируемом и управляемом состоянии ему никогда не были присущи. Непонимание и всё чаще возникающие конфликтные ситуации нарушают гармоничное взаимодействие человека и окружающего мира. Результатом вполне может быть постоянный стресс, депрессия и, как следствие, негативные жизненные сценарии, автором которых является сам человек.
К счастью, из описанной печальной перспективы есть выход. За последние годы психологическая работа в сфере помощи человеку оставаться оным, быть и совершенствоваться приобрела, наконец, богатую теоретическую и практическую основу. Профессиональные практические психологи глубоко изучают механизмы психологических задач, возникающих у современного человека. Очевидно, что высокопрофессиональный механик всегда знает, что происходит с двигателем, как его починить в случае поломки и, главное, как с ним обращаться, чтобы продлить ему жизнь.
Перед Вами, читатель, книга-дневник. В ней нет художественного вымысла.
Каждый найдёт в 64-х беседах на самые разные темы что-то необходимое лично ему. Ценность материала в том, что все рекомендации конкретны и направлены на саморазвитие личности посетительницы.
Автор назвал её К. Именно она проверяла на собственном опыте приёмы, предложенные автором, тщательно выполняя упражнения. Спасибо ей за безграничное доверие.
Автора не следует считать всемогущим знатоком души человеческой. Он отличается от своей собеседницы только тем, что знает приёмы и способы, которые помогают преодолеть жизненные трудности, и умеет самостоятельно решать конкретные задачи из области исследования собственной личности.
И последнее.
Если вы стали на путь самопознания, то одним из результатов обязательно будет возникшее и с каждым днём всё более укрепляющееся чувство бережно-трепетного отношения к другому человеку. Ответ этого другого будет адекватен. Значит, качество вашей жизни улучшится.
А в доброжелательном мире жить комфортнее, не так ли?



ГЛАВА I. НАСТРАИВАЕМ КОНТАКТ.


Посетительница пришла в мой кабинет, как мы и договаривались, ровно в шесть часов вечера. Расположилась в удобном кресле и на моё: "Слушаю Вас…" тихо  произнесла: "Я хочу научиться жить". Так началось наше общение.
Мы беседовали с К. два года один или два раза в неделю. Я вёл дневник. Каждая встреча начиналась с вопроса К., на который она хотела получить ответ. Вопросы были самыми разнообразными – от того, как развить интуицию, сохранить внутреннюю энергию… до "что такое свобода".
Иногда К. говорила, что сейчас никакие проблемы её не волнуют, что она устала на работе и хотела бы просто "поболтать на свободную тему, но с пользой". Это бывало уже после того, как между нами наладился контакт и наступило полное доверие. В этом случае я старался найти тему, обращение к которой могло дать К. новые переживания. Обычно это были беседы и описания  упражнений по работе с сознанием.
Ниже приводится собственно дневник. Каждая беседа имеет свою тему. Содержание бесед изложено тезисно.


Беседа 1. "Я хочу научиться жить".
05.08.2004 (чтв.)

К. сказала: "Меня привело к Вам одиночество".

"Одиночество".
Одиночество – это трагедия, а не шуточки типа "Все мужики – козлы". Надо донести до друзей: Вы – не успешная "бизнес-леди" (на это притягиваются бездельники и альфонсы, а Вам такие не нужны), а одинокая несчастная женщина.

"Бегемотик".
Надо появляться ("вылезать") на поверхности жизни. Должен быть "открытый" дом, общение с людьми. При этом стараться сделать это общение приятным для всех.

"Эффект Ассоль".
Бездействие не приносит результат. В случае с Ассоль была задействована вся деревня. На протяжении 12 лет все только и жужжали, сплетничая о её "безумной" мечте, рассказывали об этом всем подряд. И в какой-то момент  информация донеслась куда надо и дала результат.


Беседа 2. Интуиция и разум.
19.08.2004 (чтв.).

"Карабас Барабас".
Интуитивист верит без СОМНЕНИЙ(!) и прячется под стол или делает в штаны. Разумник говорит: "Это папа!" И дёргает за бороду. У него нет СОМНЕНИЙ(!). Отсюда следует, что для развития интуиции вначале необходимо уничтожить (убрать) сомнения. А, значит, успокоить разум, которому они присущи.

"Троглодит" - упражнение для развития интуиции. 
Первобытные люди жили, в основном, чувствами: иначе не выжить. Всё было обострено, чтобы вовремя учуять опасность. Они её интуитивно чуяли. Развивать чувствительный аппарат в любое произвольное время. Эдак вдруг сказать: "Чем пахнет? Что звучит?"…


Беседа 3. Жить в  настоящем времени.
26.08.2004 (чтв.)

"Эффект Гофмана".
Фантазировать: "Что будет, если я поступлю так-то? А кто-то про это узнает и осудит?" Единственный критерий  правильности поступка – радость, облегчение (катарсис) и наслаждение. Существует возражение: "Убийца вполне может испытывать наслаждение от  убийства". Необходимо понимать, что в этом случае мы имеем дело с патологией психики.
Жить по Б-жьим заповедям! Не придумывать обстоятельства, "работать" с ними по мере поступления.

"Ключевые слова".
Совланут (арамейский, – терпение), искренность, безупречность, безмятежность (не покой!).
Безупречность рассматривается с этимологической точки зрения – без упрека самому себе.
Совланут рассматривается, как потенциальная возможность иметь будущее.
Искренность рассматривается по Станиславскому: "Не верю!" Ведь никто не поверит, если неискренне  звучим или действуем.

"Как не одалживать деньги друзьям?"
Вы отвечаете: "У меня нет свободных денег".
Для сохранения собственного "морального лица" Вы должны знать, что никого не обманываете: у Вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нет лишних денег, потому что в Ваших планах – через две недели купить новое платье (отправить деньги дочери, поехать в отпуск и т. п.). Если одолжить эти деньги, то невозможно  реализовать запланированное.


Беседа 4. Сохранение своей энергии.
02.09.2004 (чтв.).

"Спеши медленно". ("Festina lente").
Так, по словам Светония, говорил Цезарь Август ("Божественный Август"). Не медлительность! Скорее – энергетическая мощь шага Учителя тай-цзи цюань. Учитель медленно идёт по песку вдоль кромки моря, его шаг кажется лёгким. Но следы, которые остаются, – глубоки, как будто он специально вдавливает ступни в песок.

"Это всё мне?!"
Представить широко раскрытые глаза ребёнка. Суметь удивиться своим  ощущениям, а не внешним воздействиям. "Удивите меня". Для этого необходимо быть готовым к "мурашкам" по коже или к сбою дыхания или к  замиранию сердца.
Не реагировать в музее фразой: "Ах, какая великолепная картина!", а замереть перед ней, постараться слиться с ней и почувствовать себя: вот дрожь моя, вот слёзы мои, вот смех мой.

"Юмор – убийца гнева".
Как только почувствуется "закипание", сразу найти смешное в обстоятельствах. Чувство юмора необходимо тренировать. Иначе смех, как результат, неискренен.

"Это моё!".
Прислушиваться к себе. Аналогия – "это МОЙ человек", "это МОЁ платье"… Зафиксировать собственные ощущения в моменты "ПРИХОДА" чувства "МОЁ".

"Скафандр".
Одеть себя в скафандр. Можно покрыть чешуйками золотистого цвета.  Лицо открыто – прожектор. "Нечего обогревать пространство".


Беседа 5. Поговорим о свободе.
06.09.2004 (пн.)

"Свобода выбора".
Творец создал Человека по образу и подобию своему и тем самым  подарил ему возможность выбора. Выбрав потерю Рая, человек в дальнейшем стал выбирать, каким способом заработать "в поте лица своего". В конце концов, он волен выбирать между жизнью и смертью, становиться личностью или нет. Человек свободен в выборе.

"Почувствовать и понять манок!"
Внешний и внутренний мир беспрерывно дают человеку манки. Их надо только почувствовать. Манок обычно "говорит" о том, правильно ли совершён поступок, т. е. ТВОЙ ли он. Критерий правильности – радость. Для того, чтобы "учуять" манок, необходимо развивать органы чувств. И когда, например, услышишь благостный звуки или увидишь нечто приятное или унюхаешь приятный запах или ощутишь завораживающее прикосновение или сглотнёшь  вкусную слюну, значит, ты на верном пути. Только научись слышать, видеть, ощущать…
"А кто же, по-твоему, посылал тебе три катера?!", – ответил Г-дь на претензии новоиспечённого утопленника, которого любил. Человек возгордился такой связью и отказался сесть катер, ибо…"меня любит Г-дь! Спасёт!". Манок не был понят. Гордыня мешает вИдению!

"Эффект кино".
Кино – это всегда монтаж. Стоит задуматься над таким обстоятельством: человеку интересно, что происходит  в предыдущем эпизоде после того, как он зрителю уже не показывается. При этом зрителя не смущает, что это ему пока не показывают: он воспринимает жизнь персонажей ЦЕЛИКОМ.
Жизнь людей построена также. Она не перетекает, она кусочна. Например, человек находится в каком-то определённом состоянии, а неожиданный телефонный звонок выводит его из него. И мы говорим о лабильности психики. Радуемся, что умеем быстро переключаться. Возможно, это неплохое умение, но ценнее все же непрерывный поток.
Как сохранять непрерывность? Ответ ясен: не слышать звонков. Иначе жизнь превращается в киноленту.  При общей целостности, она кусочна, не течёт, вопреки известному ответу на вопрос: "Как жизнь?" – "Течёт помаленьку". Увы, жизнь обычно не течёт, а несётся, прерываясь на стыках-порогах. Но каждый может, когда осознает, выбрать СВОЮ реку.  Хорошо ли это? Вопрос выбора.


Беседа 6. Поговорим о свободе (продолжение).
09.09.2004 (чтв.)

"Надежда умирает первой".
"Надежда", как понятие, должна исчезнуть из лексикона (как и понятия: "проблема"; "покой"; вместо этих понятий использовать: "задача", "безмятежность"). В данном случае применяем приём  из сферы гуманитарных технологий. Поразмышлять о значении языка в процессе реализации  (материализации) мысли. Надежда может не сбыться, и тогда наступает депрессия или сбыться и тогда наступает эмоциональный подъем. В общем, не жизнь, а "американские горки".
Зачем Вам иллюзии, основанные на придуманных критериях?! "Я надеялся, а вышло по-другому…" Моряки говорят: "Полагаю, буду". У них нет твёрдой уверенности в том, что ничего не произойдёт. Они слишком хорошо знают, что такое природные обстоятельства, которые можно предугадать опытным морякам и предпринять спасательные меры. Но НАДЕЯТЬСЯ на себя в борьбе, скажем, с 9-тибальным штормом, бессмысленно. Надо быть УВЕРЕННЫМ
(от  слова "вера") в том, что Сила поможет.


Беседа 7. Зачем нужна вера?
16.09. 2004 (чтв.)

"Этот Учитель – гений".
Гениальный учитель – "заражает" предметом. Важно не только убедить, но и заставить уверовать.
Легковерный человек пропускает фазу убеждения. Он сразу верит. Это ошибка.
Необходимо сначала дать себя убедить, потом осознать, затем сделать своим осознанное и только после этого – уверовать. При таком подходе есть шанс не обмануться и, как следствие, не сожалеть о содеянном.

"Манекен".
Изобретение японцев. Идея: выброс, разряд эмоциональный. Принята во многих компаниях. Однако этот способ разрядки имеет существенный недостаток  при кажущемся положительном эффекте. Фактически "обиженный" проявляет ту же отрицательную, разрушающую эмоцию (например, гнев), что и "обижающий".
Предлагаю сублимировать "эмоциональный разряд". Замена практически осуществляется так: как только чувствуется возникновение, скажем, гнева, не давать ему разрастаться, это, во-первых. А, во-вторых, необходимо сразу же возродить в себе смех. Искренний смех, основанный на умении посмотреть на ситуацию с юмористической точки зрения. 
Суть идеи: каждой отрицательной эмоции должна быть противопоставлена положительная. Этому умению необходимо обучаться на тренингах (пока таковые не разработаны!) (также см. 02.09.2004 п. 3).

"Общение с начальством".
Благодарность можно выразить следующим образом (если начальник скромен и не любит "прямой" подхалимаж): "Шарик моей благодарности катится по коридору Вашей любезности. Так пусть же коридор Вашей любезности  будет бесконечен для шарика моей благодарности".
Если Вы хотите завуалированно не согласиться с мнением начальства и при этом   высказать  порицание его действиям, то Ваша фраза может звучать так: " Я кладу фальшивую гирьку молчания на весы Вашей совести".



ГЛАВА II. РАБОТА С СОЗНАНИЕМ.


Беседа 8. Методы "вместо".
20. 09.2004 (пн.)

"Эффект Зиновия". 
Народный артист СССР Зиновий  Ефимович Гердт говорил: "Я не знаю, как надо играть, но хорошо знаю, как не надо". 
Идея метода (приёма): активно (всем сердцем своим, всей душою своей) желать  ВМЕСТО того, чего ХОЧЕШЬ, то, чего НЕ ХОЧЕШЬ.
Тренинг состоит в обучении способности чувствовать, что это "не мое".
Корни идеи – в Пятикнижии Моисеевом (10 заповедей).  Из десяти заповедей первая, четвертая и пятая  изложены без частицы "не":
1.  Я – Б-г Вс-сильный  Твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства.
4. Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как повелел тебе Б-г, Вс-сильный Твой…
5. Чти отца своего мать свою, как повелел тебе Б-г, Вс-сильный Твой, дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Б-г, Вс-сильный Твой, даёт тебе.
Остальные заповеди  содержат частицу "не".
Не делай себе изваяния какого-либо образа того, что в небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.
Не произноси имени Б-га, Вс-сильного Твоего попусту, ибо не простит Б-г того, кто произнесёт Его имя попусту.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
Не желай жены ближнего своего; и не желай дома ближнего своего, поля его, и раба его, и рабыни его, быка его, и осла его, и ничего, что у ближнего твоего.
Размышлять над каждой заповедью, стараясь почувствовать разницу в собственных ощущениях при размышлении над 1-й, 4-й, 5-й и остальными.

"Улыбка глазами".
Заменить улыбку губами на улыбку глазами. Смотреть, не мигая, в зеркало и улыбаться ТОЛЬКО глазами.

"Работа с внутренними органами".

"Массаж мозга".
Указательным пальцем мысленно массировать внешнюю поверхность мозга мягкими вращательными движениями, слегка надавливая. При этом  следить за ощущениями в теле. Можно очищать извилины (щёточкой, водой из шланга, душа, пёрышками...).  Найти точку, которая контролирует, скажем, вес (или что-то наиболее Вас расстраивающее – по Вашему собственному ощущению или представлению!).  Мягко массируя точку, представлять, как мышцы и кости скатываются, сворачиваются, начиная с пальцев ног до шеи, а потом концентрируются в этой точке. Остаётся как бы оболочка тела. Оно лёгкое, и может слегка приподняться в воздухе. Полуприкрытыми глазами увидеть, как  приподнимаются, скажем, ноги.

"Возбуждение жизненной энергии".
Живот – это жизнь. Славяне говорили: "не жалея живота своего!"  Исполняется лёжа. Правая  рука внизу, левая на ней. Совершить 36 круговых движений руками против часовой стрелки вокруг пупка, затем – 24 по часовой стрелке. После этого согреть ладони и, положив правую ладонь на пупок,  накрыть ее левой ладонью (для женщин). Так лежать спокойно в течение минуты. Для мужчин руки располагаются наоборот.

"Тлетворные ветры".
Массаж выводит токсины, помогая лимфоузлам в области пупка (а также подмышками и на шее). Производится массаж большими или указательными пальцами; можно средним и безымянным.
Начать с левой стороны пупка. Идти влево. Движения круговые по часовой стрелке. Ветры левой почки (линия 1).
Вверх над пупком до солнечного сплетения. Ветры сердца (линия 2).
Вправо от пупка. Ветры правой почки (линия 3).
Ниже пупка к лобку. Ветры половых органов и мочевого пузыря (линия 4).
Слева от пупка между линиями 1 и 4. Ветры кишечника (линия 5).
Слева от пупка между линиями 1 и 2. Ветры желудка и селезенки (линия 6).
Справа от пупка между линиями 2 и 3. Ветры печени и желчного пузыря (линия 7).
Справа от пупка между линиями 3 и 4. Ветры кишечника (линия 8).
Завершив упражнение, можно массировать весь живот, определяя узлы, болезненные места и бугры.


Беседа 9. Загадай желание.
27.09.2004 (пн.)

"Основная помощь Главной точке".
Главная точка расположена около бай-хуэй (макушка).  Здесь находится Хрустальный дворец. Шишковидная железа (обитель духа – нашего бессмертного Я – контролирует способность видеть ауру), гипофиз (инь тан) и гипоталамус образуют Хрустальный дворец. При блокировании точки наступают депрессия, головные боли, беспричинная смена настроений, возникает чувство жертвы. При раскрытии точки человек излучает радость, чувствует себя счастливым, может получить высшее знание (от своего высшего сознания или от Силы), возможно появление способности странствовать за пределами тела.
Перемещать энергию от основания черепа (яшмовое изголовье) к вершине головы – бай-хуэй. Но не в затылок!!!
 
"Дополнительная помощь Главной точке".
Похлопывать раскрытой ладонью от плеча до указательного пальца,  обратно – кулаком. Аналогичное действие производить до большого пальца, который поднят  вверх, и до мизинца. Упражнение способствует выводу токсинов.
Контроль (раскрытие) Главной точки  обеспечит наличие "склада" желаний в ней. В дальнейшем их необходимо будет только реализовывать.
...................................