Хронология ХХ век 06 января 1963

Александр Суворый
ХРОНОЛОГИЯ. ХХ век. 06 января 1963 года. Воскресенье.
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

1963 год – невисокосный год нашей эры, начинающийся во вторник по григорианскому календарю.
963 год II тысячелетия нашей эры.
63 год ХХ века.
3 год 7-го десятилетия ХХ века.
4 год 1960 годов.
7471 год от Сотворения Мира.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.
База данных праздников: сайт http://www.calend.ru/day/1-7-1963/


Весь мир. Солнечная активность. 06.01.1963.
Число Вольфа – 35. Солнечная активность (СА) – низкая. Магнитных бурь нет. Фаза спада 19 цикла СА (Минимум СА – 1964). Средняя дневная температура в Москве – минус 9,9°С, слабые осадки (2 мм). С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз. Ясный день 6 января «сулит урожай овощей в огороде и пшеницы в поле». Яркие звёзды в рождественском небе предвещают «большой урожай черники», а иней и глубоко промёрзшая земля – урожай хлеба, чёрные тропинки на снегу – урожай гречихи. Если в рождественскую ночь Млечный Путь полон звёзд, то погода на Рождество будет солнечной.

Россия. Народный календарь. Праздник «Сочевник» (Сочельник). 06.01.1963.
Рождественский сочельник, канун Рождества, «коляды». Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать. Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, но все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешается ставить мясные блюда. Сочевник – это особое кушанье из пшеницы, орехов и меда — сочива. Традиция есть это блюдо накануне Рождества возникла в память «о Данииле и трёх отроках», которые «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы». Ужин в Сочельник поздний (ночной) – с восходом первой звезды; до этого момента нужно поститься. Поздним вечером 6 января за столом в родительском доме обычно собирается вся семья и начинается «вечеря». Специально для «Сочельника» готовится праздничная одежда. Считается, что Рождество нельзя встречать в чёрном. Деревья в садах к этому дню защищают и украшают, обвязав стволы и ветки соломой. Солома защитит деревья от рождественских морозов и деревья будут лучше расти. В канун Рождества исполняется языческий обычай колядования. Молодые парни и девушки ходят по домам, распевают песни-коляды и выпрашивают у людей угощение и деньги. Девицы-молодки гадают: «откуда залает собака, оттуда и жених сватов зашлёт». Повсеместно на Руси считается: «если в этот день попариться в жаркой бане – здоровья стократ прибавится». На этот день и праздник существует множество примет. Например, «нельзя уходить из дома – иначе скотина по весне будет плутать по лесам», «на святой вечер ткать – несчастью угождать».

США. Мэриленд. Аппер-Мальборо. Автогонки. 06.01.1963.
Американский клубный сезон автогонок открылся на трассе в городке Аппер-Мальборо в штате Мэриленд. Эти гонки носили развлекательный характер, но две победы нового "Шевроле Корветт Стингрэй", ставшего впоследствии классикой, над «Фордом-Гэлакси» стали событием.

США. Мультсериал «Джетсоны». 06.01.1963.
По американскому телевидению показана 16-я серия первого сезона фантастического комедийного мультсериала «Джетсоны» (1962-1987).

США. Песенный чарт. 06.01.1963.
Песня американского певца Стива Лоренса «"Go Away Little Girl" («Уходи, девочка») на две недели возглавит американский песенный чарт. Стив Лоренс (Сидни Лейбовиц) также поёт в дуэте со своей женой Айди Горм и выступает в основном в ночных клубах и музыкальных шоу, на телевидении, в том числе как актёр. Песня «Уходи, девочка» - единственный супер-хит певца, хотя многие песни Стива Лоренса будут в начальных строчках американского хит-парада.

УХОДИ, ДЕВОЧКА
(перевод Евгения Соловьева)

Уходи, девочка. Уходи, девочка.
С тобою быть нет планов у меня.
И губы, что так нежны,
Мои встретить не должны.

Я другой принадлежу, ей верность храня.
О, уходи, девочка. Уходи, девочка.
С минутой каждой больнее только в груди.
Когда ты близко ко мне,

Сопротивляться сил нет.
Так, уходи, девочка, пока не крикнул: приди!
Уходи.
Так не гляди.
Это невозможно, когда ты близко ко мне,
Сопротивляться сил нет.

Так, уходи, девочка,
Ну, прекрати, девочка,
Прошу, уходи, девочка,
Пока не крикнул: «Приди!»
Уходи!

США. Нью-Йорк. Бродвей. Мюзикл «Оливер!». 06.01.1963.
Мюзикл «Оливер!» Лайонела Барта, написавшего музыку и либретто, стал «звездой» сезона в США. В мюзикле мастерски играли и пели дети и взрослые. Марк Лестер в роли Оливера сумел показать истинное благородство, печальные глаза и тоску в голосе. Рон Муди в роли Феджина вызвал восхищение публики, исполняя свою роль мимикой, жестами, голосом и «внутренним огнем». Мюзикл «Оливер!» пытается ответить на вопрос: Какая она – мелодия мечты о детском счастье.

СССР. Великий Новгород. Родился Е.В.Матькин. 06.01.1963.
В Великом Новгороде родился Евгений Васильевич Матькин, будущий талантливый поэт, композитор, аранжировщик и режиссёр, автор и исполнитель многих замечательных песен. Свои песни Е.В.Матькин начнёт писать с 1980 года, будет участвовать и побеждать в различных конкурсах и фестивалях, петь на радио и телевидении. Особенно талант Е.В.Матькина проявится в исполнении и аранжировке песен на стихи москвички Натальи Алексеевны Исаевой. В возрасте 46 лет (22 ноября 2009) Е.В.Матькин погибнет в автокатастрофе. Его любимая и любящая жена балерина Светлана Матькина и их сын Михаил, также как сотни почитателей таланта Е.Матькина тяжело переживут эту утрату.

Германия. ГДР. Премьера фильма «Мертвые не говорят». 06.01.1963.
Мировая премьера криминального кино детектива «Мертвые не говорят» немецкого режиссера Хельмута Крацига. В главной роли Хорст Шульце. На киноафише трое в черных плащах и шляпах с отпечатками пальцев вместо лиц.

СССР. Журнал «Вопросы истории». 06.01.1963.
Ежеквартальный научный журнал «Вопросы истории», орган Отделения исторических наук АН СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР, выходил в Москве с января 1926 под названием «Исторический журнал», с сентября 1945 года – «Вопросы истории». Журнал был создан на базе "Исторического журнала" (выходил с января 1937), объединенного в 1941 с журналом "Историк-марксист" (выходил с января 1926). Редакторы журнала: В. П. Волгин (1945-48), А. Д. Удальцов (1949-50), П. Н. Третьяков (1950-53), A. М. Панкратова (1953-57), С. Ф. Найда (1958-60), B. Г. Трухановский (с 1960). Журнал "Вопросы истории» публикует проблемные статьи по актуальным вопросам истории, по теории исторического процесса, материалы о научной жизни в СССР и за рубежом, критикует теорий буржуазной и правосоциалистической историографии. С этого дня журнал «Вопросы истории» будет выходить ежемесячно.

США. Сериал «Сумеречная зона». 06.01.1963.
По американскому телевидению продолжается показ сериала «Сумеречная зона» (1959-1964) режиссёра Рода Серлинга. В каждой новой серии представлен «коктейль» из драмы, фантастики, детектива с элементами ужасов и непременно неожиданной развязкой.

Россия. РПЦ. Праздник «Рождественский сочельник» (коляды). 03.01.1963. Вечер.
Рождественский сочельник, канун Рождества или «коляды». Праздник «Святой ночи появления на свет Богомладенца Христа». Момент начала летоисчисления  от Рождества Христова. Этот праздник особенно любим на Руси. Сочельник – заключительный день «Рождественского поста». Традиционно в этот день можно принимать лишь так называемое «сочиво» - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. В этот день до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», традиционно ничего не едят и даже не садятся за стол. С появлением же на предутреннем небе первого звёздного огонька, который когда-то возвестил волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать «Рождество Христово». Главное застолье в канун Рождества – это ужин в сочельник. На стол кладётся пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывается белоснежной скатертью и на нём расставляется двенадцать блюд (по числу апостолов). Все блюда постные. Только с началом 7 января разрешаются на столе мясные блюда.

Армения. Армянская Апостольская Церковь. Праздник «Богоявления и Рождества Иисуса Христа». 06.01.1963.
Праздник Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) «Богоявления и Рождества Иисуса Христа» установлен в память событий Рождения и Крещения Иисуса Христа. До V века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. Затем некоторые церкви, чтобы отучить христиан он памяти языческих праздников и обрядов, начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Накануне праздника вечером 5 января в ААЦ служится «Литургия Сочельника». Верующие зажигают свечу в церкви и несут её домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. Утром 6 января служится «Рождественская литургия» и начинается праздник «Крещения Христа» с церемонией освящения воды. В воду добавляется «святое Миро», вода благословляется молитвой. После службы по традиции верующие несут в свои дома немного освящённой воды. «Крещенская вода» считается целебным средством для больных, так как освящённая молитвами вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.

Весь мир. Католическая церковь. Праздник «Католическое Богоявление». 06.01.1963.
В середине II века начал праздноваться праздник «Богоявления» или «Крещения Господня», который отмечается 6 января. Этот праздник отмечается католической церковью наравне с праздником «Пасхи» и является одним из древнейших христианских праздников. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. После Крещения Иисус «начал просвещать людей, озаряя их светом истины», а человечество «приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь». Принятие таинства Крещения является «обязательным условием принадлежности верующих к Церкви Христовой». В западном христианстве этот праздник называется «Богоявление» («эпифания», «теофания»). Во время Крещения Иисуса Христа «произошло особое явление всех трёх лиц (ипостасей) Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая, таким образом, Слово Отца». В IV веке празднование «Католического Рождества» было перенесено на 25 декабря, а празднование «Католического Богоявления» осталось в этот день. Главным событием этого праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу «языческих королей-магов Каспара, Мельхиора и Валтасара», пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Католического Богоявления называется также название «Festum magorum» («Праздник волхвов») или «Festum regum» («Праздник царей»). В этот день в католических церквях и костёлах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу –
ладан, как человеку – мирра. Католики в этот день посещают торжественные мессы в костёле и устраивают после полуночи «семейные ужины у камина с «рождественским поленом». В день «Католического Богоявления» совершается освящение воды, ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Они верят, что эти буквы (языческие руны-символы) отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем». Богоявленский мел хранится весь год, как и освящённая вода у православных христиан. В этот день вечером сохраняется традиция жечь костры или так называемые «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».

Болгария. Болгарская православная церковь. Праздник «Богоявление». 06.01.1963.
Праздник «Богоявление» в Болгарии – это один из самых почитаемых народом праздников. В этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана. Традиционно болгарский праздник «Богоявления» связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме многолюдная процессия верующих во главе со священниками направляется к ближайшей реке или водоему, где намечено проведение обряда крещения. В воду бросается крест. Молодые мужчины готовятся вынуть его из холодной воды. Считается, что первый, доставший из воды брошенный священником крест, будет весь год успешным, здоровым и счастливым. По другому поверью считается: «если крест замёрзнет в воде, то урожай уродится на славу». Болгарские девушки тоже по-своему принимают участие в празднике «Богоявления». До восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещёной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои девичьи лица студёной водой. В Родопах существует традиция в этот день бросать в воду молодожёнов (тех, которые в истекшем году обвенчались). Считается, что так молодые пары супругов заряжаются на весь год здоровьем. Специальные люди «хаскары» бросают желающих в воду, обливают их водой из родников или колодцев. В Болгарии праздники «Богоявление» и «Иванов день» называют «Водицы» из-за связи с водой. В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева.

Греция. Элладская православная церковь. Праздник «Богоявление (Крещение Господне)». 06.01.1963.
В этот день в Греции отмечается праздник «Крещение Господне» (Богоявление) или «Фота» (Ta Fota, «огни»), или «Теофания» (Theofania, «Богоявление»). Греческая или Элладская православная церковь живёт по григорианскому календарю и отмечает праздник «Богоявление» вместе с западными христианами. Этот день в Греции праздничный и выходной. В этот день именины у всех греков Яннисов – тёзок Иоанна Крестителя. В главной греческой гавани Пирей неподалеку от Афин проходит главное праздничное торжество. На пирсе служится молебен, а в гавани стоят празднично убранные военные корабли. Считается, что в праздник «Крещения» или «Богоявления» освящаются все воды мира – реки, озёра, моря. В этот день по всей Греции совершается торжественный «чин освящения вод» - крестный ход направляется к близлежащему водоёму, реке или морю, на берегу совершается молебен в память о крещении Христа в Иордане. «Крещение Господне» (Богоявление) – это последний праздник уходящей зимы. Дети зарабатывают себе угощение и карманные деньги пением «колядок». Кроме того, на крещенских молебнах в приморских городах Греции по обычаю устраиваются соревнования между молодыми людьми. Здесь также в воду (в море) бросается крест. Смельчаки ныряют в ледяную воду и стараются первыми достать крест. При этом священники к кресту привязывают верёвочку и всё равно достают крест со дна, если его не смогли достать другие. Крещенские молебны совершаются не только в афинской гавани Пирей, но и во всех главных морских портах Греции, в Термическом заливе в Салониках, на всех островах, в городах Патра, Волос и других.

Кипр. Кипрская церковь. Праздник «День Крещения Христова», «День святого Епифания или Фота». 06.01.1963.
Праздник «День Крещения Христова» на Кипре называют «Днём святого Епифания», «Фота» и или «праздником Света» (от греч. фот – свет). В древние (античные) времена был обычай – в Крещенскую ночь «крестить» или «просвещать духовно» людей. В 332 и в 342 годах на Кипре произошли крупные землетрясения. Были разрушены города Саламис, Пафос и другие. Город Саламис был восстановлен в течение четырёх лет на средства Константина, сына византийского императора Константина Великого. В связи с этим новый город переименован в Констанцию. Пафос вновь стал столицей Кипра и местом расположения епископской кафедры. Первым архиепископом Кипра стал Епифаний, который возглавлял Кипрскую церковь с 386 по 403 год и впоследствии был причислен к лику святых. Ещё этот день называют «Днём трех волхвов». На Крещение дети собирают самый большой «урожай подарков» - родственники и гости, просто щедрые люди дарят детям и нуждающимся гостинцы, деньги, сувениры, книги и игрушки. По обычаю особенно щедрыми должны быть крестные родители. В этот день по всему морскому побережью Кипра совершается обряд-таинство «освящения воды». Местный епископ выносит из храма большой крест и с крестным ходом вместе с верующими и со всеми желающими идет к берегу моря, водоёма или реки. Здесь под торжественные церковные песнопения епископ опускает крест в море и с особой молитвой освящает воду. Накануне праздника женщины ходят в церкви, где освящают воду, чтобы окропить ею свои дома, жилища и землю вокруг домов. В сельской местности освящённой в церкви святой водой («агиасмой») кропят земельные участки, сады, огороды, поля и домашний скот. Также, после праздничной службы, берётся священный огонь от лампады перед иконой Божией Матери, чтобы в доме «всегда царило благополучие и не было места хитрым проделкам лукавых духов». По старинной традиции в этот день молодые киприоты прыгают в воду, чтобы быстрее достать крест, брошенный священником в море с берега. Считается, что «тот мужчина, который возьмет крест в руки первым, получит особое счастливое благословение на весь год». Все праздничные мероприятия кипрского Крещения Христова ведутся «согласно устоявшимся строгим правилам» обрядов. По народному поверью киприотов, «в Крещенскую ночь вся вода становится благословленной». Поэтому нельзя «понапрасну баловаться ею и тревожить воду». Поэтому киприоты заботятся о чистоте тела и своего жилища заранее, чтобы встретить праздник Крещения «только в приятных хлопотах». Крещение на Кипре – это государственный праздник и выходной день, поэтому киприоты в этот день ходят в гости друг к другу, выходят на улицу, посещают кафе, обязательно ходят в церковь и на торжественные службы. При этом повсюду царит веселье – танцы, песни, конкурсы, шутливые состязания. Так на Кипре совместились древнейшие общечеловеческие обряды и обычаи, радость преодоления последствий сильнейших землетрясений и христианские религиозные традиции.

Весь мир. Евразия. Языческий календарь. Праздник «Турицы». 06.01.1963.
Языческий праздник «Турицы» посвящён зубру, бизону, туру, быку, волу – одному из древнейших почитаемых людьми животных. Тур – это воплощение союза языческих божеств – Велеса и Перуна, славы, мощи и процветания рода (народа) славянского. Считается, что Тур, как и греческий Пан, «покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному». На Севере «Тур» воплощается в образе гордого оленя, а в таежных лесах – сохатого лося. В этот день славяне-язычники гадают на весь будущий год, так как этот праздник заканчивает зимние святки – 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадают под вечер, с наступлением темноты. При этом собирают снег для отбеливания холстины. Считается, что «снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год». Для язычников Евразии праздник «Турицы» - это древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины. Воплощаясь «волком», юноша должен был проявить свои охотничьи способности, отвагу, напасть и завалить своего первого «тура». Таким образом древние люди учили новое поколение мужчин «нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника». Повсеместно в Евразии туры, дикие быки, олени и лоси служили людям образцами и символами чести и храбрости, уверенности и мощи, трудолюбия и самоотверженности. Из рогов быков и туров делаются кубки и рожки, а из особо крупных рогов делали мощное боевое оружие – тугие луки. «Турицы» - это ещё и пастуший праздник. В этот день приглашаются пастухи на очередной сезон, договариваются с ними о работе пастухом, доверяют пастухам на длительное время стадо домашних животных. По обычаю пастух («Велесов слуга») ставит на общий стол хмельные напитки, а община – кушанья, и праздником отмечают свой «сговор» (договор). С этого момента пастух начинает заботиться о стаде, а «Тур» помогает ему в этом деле. Особенно необходима помощь Тура в защите молодых телков и тёлочек, горячих бычков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.

Ямайка. Праздник «День марунов». 06.01.1963.
Праздник «День Марунов» - это день рождения капитана Куджое, маруна. Маруны (мaroons) – борцы за свободу Ямайки, отражавшие нападения Британских колониальных войск. Маруны во главе с капитаном Куджое одержали победу над английской армией. В 1738 году с участием капитана Куджое был заключён мирный договор с Британией. Этот договор гарантировал свободу рабам на Ямайке и значительные земельные владения для ямайцев. В этот день потомки бывших рабов Ямайки воздают должное марунам. В этот день на Ямайке проводятся фестивали традиционных ямайских танцев, пения и обрядов.

Чехословакия. Праздник «Масопуст» (Масленица). 06.01.1963.
В Чехии праздник «Масленица» называют «Масопустом» (пост от мяса). Чешская «Масленица» (Масопуст) начинается после праздника «Епифании» или «Дня трёх королей» и длится до начала пасхального поста. «Масопуст» празднуется в последнюю неделю перед «пепельной средой», до начала сорокадневного пасхального поста. Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в XIII веке из Германии. В Моравии празднуют «Фашанк» (ещё одно название Масленицы). В Праге с 1933 года на Масопуст проходит карнавал в квартале Жижков. Неделя бурных и весёлых празднеств Масупуста начинается с «жирного четверга». В тот день едят и пьют так, чтобы «насытиться» на весь новый год. Главное блюдо «жирного четверга» - свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается это блюдо горячим пивом и сливовицей. В период чешской Масленицы готовят много классических питательных блюд: печёные утки, поросята, студни, калачи и пышки, елито и йитрнице. Кушанье «елито» готовят из свинины и свиной крови и подают к столу вместе с «лепеницей». Кушанье «йитрнице» - это колбаса из рубленой свинины и ливера. Кроме этого готовят и подают «тлаченку» с луком, «ароматный овар», «суп из попок», «вяленую ветчину», «запечённые колбаски», «жареный сыр гермелин», аппетитные сладости и многое-многое другое. Чешский «Масопуст» славится пончиками так же, как русская Масленица - блинами. В последние дни «Масопус та» устраиваются масленичные маскарады. Чехи обычно наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников, лавочников и других персонажей народного фольклора. Среди участников карнавалов обязательно кто-то в костюме и маске медведя: мужик ведёт «медведя» на цепи. «Медведь» должен пугать маленьких детей и участников карнавала. Кроме этого есть маски «лошади и еврея с мешком». Каждый «масленичный ряженый» должен хорошо знать, как себя вести: «еврей с мешком громко ругается по поводу подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему должны были казаться маленькими, а угощение скудным». В последнее воскресенье праздника «Масопуст» устраивается бал. Все танцуют и веселятся до утра. В некоторых чешских деревнях в понедельник устраивают «мужовский» бал, на котором танцевать могут только те, кто женат или замужем. В период праздника «Масопуст» в Чехии практически «бездействуют все законы и обычаи» (конечно, за исключением уголовных). В это время «можно делать и говорить практически всё, что в обычные дни нормальному человеку даже в голову не придёт». Это время шуток и прибауток, веселья и розыгрышей. Праздник «Масопуст» заканчивается во вторник большим маскарадным шествием. Во многих местах Чехии проходят «похороны контрабаса» - символа окончания балов и веселья. Начинается «пасхальный пост».

Весь мир. Христианство. РПЦ. Память. 06.01.1963.
24 декабря по старому стилю.
Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).
Прп. Витимиона Скитского (IV-V).
Прп. Афродисия, монаха Палестинского (VI).
Прп. Антиоха, монаха Палестинского (ок. 635).
Прп. Николая, монаха Болгарского (IX).
Мч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1682).
Свт. Владимира (Шимковича), исповедника, митр. Воронежского (1926) (РПЦЗ).
Прмч. Иннокентия (Беды) (1928).
Cщмч. Сергия (Мечева) (1942).

Россия. РПЦ. Праздник «Именины». 06.01.1963.
Традиционно в этот день отмечаются именины Артёма, Евгения, Иннокентия, Клавдия, Николая и Сергея.

Весь мир. Праздник «День рождения». 06.01.1963.
В этот день родились:
Жанна Д,Арк (1412), национальная французская героиня;
Жак-Этьенн Могнольфье (1745), изобретатель воздушного шара;
Митрополит Филарет (1783), митрополит Московский и Коломенский, выдающийся российский богослов;
Генрих Шлиман (1822), археолог-любитель, открыватель легендарной Трои;
Александр Скрябин (1872), русский пианист и композитор;
Эрик Рассел (1905), английский писатель-фантаст;
Николай Крючков (1911), советский актер театра и кино, Народный артист СССР;
Лариса Шепитько (1938), российская актриса и кинорежиссёр;
Валерий Лобановский (1939), советский и украинский футбольный тренер;
Сид Барретт (1946), английский музыкант и художник, основатель группы «Pink Floyd»;
Энтони Мингелла (1954), английский режиссёр.

Весь мир. День скорби. 06.01.1963.
В этот день умерли:
Грегор Миндель (1884), австрийский биолог, основоположник генетики;
Луи Брайль (1852), французский педагог, автор азбуки для слепых;
Теодор Рузвельт (1919), 26-й президент США (1901-1909), лауреат Нобелевской премии;
Александр Беляев (1942), русский и советский писатель-фантаст;
Владимир Вернадский (1945), русский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель;
Виктор Флеминг (1949), американский кинорежиссёр, автор фильма «Унесённые ветром».