Изгой. Глава 24

Игорь Срибный
Глава 24

     - Черняк, я принес тебе книгу! – сказал Егор, доставая из-под куртки томик, завернутый в газету. – Надеюсь, теперь ты оставишь меня в покое?

     Егор протянул книгу Черняку и мельком взглянул на тротуар перед лавкой, на тени, отбрасываемые ветвями каштана, под которым они нашли пристанище для своего разговора… Что-то было не так, но нервы его были настолько натянуты, что Егор не стал разбираться со своими ощущениями.

     - Может быть, может быть, - Черняк сорвал газетную обертку и впился взглядом в книгу. – От тебя будет зависеть!

     - О, господи! – воскликнул Егор. – Ну, что еще, Черняк?!

     - У тебя есть «Зеркало», и скоро будет «Расплата». После того, как с последней книгой Федорова поработает Екатерина. Когда обе книги будут у тебя, ты знаешь, что ты должен с ними сделать!

     - Неужто, сжечь?!

     - Именно! Ты должен будешь сжечь обе книги! Вот тогда, и только тогда мы с тобой расстанемся навсегда.

     - Но почему ты не ставишь таких условий Екатерине Андреевне?! – Егор кипел от негодования. – Ведь книга сейчас у нее!

     - А разве ее выбрала книга? Я считал, что она выбрала тебя, ведь обнаружил ее в библиотеке ты, а не Екатерина! Так почему я должен вести переговоры с человеком, имеющим к книге весьма посредственное отношение?

     - Но ведь отнял же ты у нее «Кресты»?! Она сама мне сказала об этом! А раньше ты говорил, что не можешь отнять книгу у владельца, пока она не прочитана им! Ты обманул меня?!

     - Нет, Егор, не обманул. Я действительно отнял книгу у женщины, но лишь потому, что она не была ее владелицей. Книга случайно попала в ее руки в районной библиотеке, где она делал опись книг. И она не удержалась от соблазна… Таким образом, книга на тот момент была просто бесхозной! И все же я предложил ей деньги, но Екатерина отказалась продавать мне книгу. Тогда я отнял ее. Похитил. Самое интересное в этой истории то, что это был один из экземпляров, выкупленных Александром Сулакадзевым, с его экслибрисом. Точно таким же, как на твоем «Зеркале».

     - И что в этом интересного? – спросил Егор.

     - А то, что за последние двадцать лет я нашел и сжег восемь экземпляров книг Федорова. И все они были из коллекции Сулакадзева. В то же время, я не обнаружил ни одного экземпляра из тех книг, что унесла в родовую библиотеку Ефросинья Булатникова. А это говорит о том, что книги все еще там! Не все, может быть, ведь она взяла по несколько экземпляров каждой, но основная их часть там…

     - Книги все еще в библиотеке? – переспросил Егор. – Но старик говорил, что все тома его коллекции переписывались неоднократно, и среди них не было книг Федорова!

     Черняк рассмеялся своим скрипучим смехом.

     - Старик не знает, что в подвале есть еще потайная комната, в которой собраны подлинные шедевры мирового книгопечатания! Два поколения мужчин родов Филатьевых и Булатниковых трудились, чтобы собрать эти бесценные книги. И дед Булатникова – он же внук Кондрата Федорова…

     - Внук… Кондрата Федорова?! – Егор поперхнулся слюной. – Разве у него были дети, кроме Ванечки?

     - Да! Ефросинья родила мальчика от Кондрата, когда была уже замужем за Михаилом Булатниковым, скрыв это от мужа, который до последнего своего дня считал мальчишку своим сыном... И это был дед нашего знакомца Анатолия Игнатьевича. А Ефросинья через полгода после рождения сына скончалась от чахотки, унеся свою тайну в могилу.

     - Припоминаю, что старик говорил о своем деде, будто из-за него попал на Лубянку…

     - Сын Кондрата не проявил себя, в общем-то ничем, кроме собирания редких книг. В этом он преуспел. Внук же перенял от деда многое, и в первую очередь его извращенный ум. Наткнувшись в библиотеке на томик Федорова, он сразу же сообразил, что этот писатель никому не известен, а книга, которая попала ему в руки, а это был роман «Кресты» - одна из величайших книг Кондрата, написанная просто мастерским языком, с невероятными сюжетными поворотами. Юнец не придумал ничего лучшего, как переписать книгу в три тетради своим почерком и отправиться по редакциям предлагать ее издателям. Мне пришлось изрядно извернуться, чтобы остановить его! Но малый не успокаивался: он провел собственное расследование и докопался таки до правды. Он собрал все книги деда и спрятал их так, что только ты смог отыскать одну из них. Затем, изучив творческий почерк деда и его стиль, он стал писать свои романы, которые, конечно же не шли ни в какое сравнение с дедовыми творениями, но пару романов он все же смог издать. Они не оставили никакого следа в русской литературе. Так, бульварное чтиво…

     - Черняк! – Егор смотрел на своего визави круглыми от удивления глазами. – Ты сказал, что едва смог остановить внука Кондрата Федорова?

     - Ну да! Сказал! И что?

     - Как это может быть?! Сколько же лет тебе, Черняк?

     - Ну, если впервые юнец отправился в издательство в 1870 году?... Ему тогда было лет восемнадцать… А сколько же тогда мне?! – Черняк вдруг расхохотался. – Не забивай себе голову, Егор. И я уже говорил тебе - лучше не лезь в дебри! Ни к чему хорошему это не приведет!

     - Я, похоже, уже залез в них с ушами… Что будет дальше?

     - Я мог бы рассказать тебе, что будет дальше, - задумчиво проскрипел Черняк. – Но не имею права. Моя задача – Федоров. Его книги я должен уничтожить, искоренив саму память о нем. А ты мне активно в этом мешаешь! Хотя, должен признать, в чем-то и помогаешь… Нашел уже три книги…

     - Я и сам не пойму… - Егору вдруг стало плохо. – Дался мне этот Федоров…

     Черняк несколько минут молчал.

     - Знаешь, Егор, - голос Черняка противно натянулся и завибрировал струной, - я вижу твое будущее, и предостерегал тебя от него не раз и не два. Но ты не слышишь меня. Я вынужден сказать тебе, что есть целый ряд писателей, которые, точно так же как и Федоров соприкоснулись с запредельным. Говоря вашим языком, с нечистой силой. Тебе ведь знаком писатель Михаил Булгаков? Его роман «Мастер и Маргарита»?

     Егор кивнул головой.

     - Так вот, Михаилу было лет двенадцать, когда однажды, таинственно блеснув глазами, он сказал сестре Наде: «Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у сатаны!..» Я думаю, вернее, я уверен, что он не соврал… Ведь главное, что видит читатель в его романе – это абсолютная реальность описанных событий: история Иешуа и Понтия Пилата, Воланда и Азазелло, Мастера и Маргариты становится до того по-земному живой, что в ее реальности невозможно усомниться. Я не прав? И в глубине твоего сознания рождается совершенно безумная мысль: нет, это не Сатана, не Воланд, а сам Булгаков, прежде чем в роли Мастера сесть за письменный стол, "лично присутствовал при всем этом". Ведь именно такие ощущения не покидали тебя во время чтения?

     Егор снова молча кивнул.

     - Сделав Мастера своим двойником, - продолжал Черняк, - подарив ему перипетии своей судьбы и свою любовь, Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у Мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру. И Мастер получил вечный покой вместе с Маргаритой…

     - Что ты хочешь этим сказать? – невежливо перебил Черняка Егор. - Булгаков изображал только то, что видел? Что же, по-твоему, он видел казнь Иешуа?

     И вдруг… - Егор замер, откинувшись на спинку лавки… Пространство разорвалось, и он увидел казнь Иисуса Христа, ту самую, которую видел и описал Булгаков. Ударом в лицо и грудь  на него обрушились свет, пространство и другая реальность: прямо перед ним, так что можно было коснуться – возникло желтое, с багровыми потеками крови на нем, тело, обвисшее на огромном деревянном кресте. Наверно, это длилось мгновенье, потому что больше он ничего не увидел, кроме этого потрясающего в своей близости и наготе тела на фоне синего неба и серо-желтого песка. Но это было очень долгое, бесконечно длившееся мгновенье, в течение которого он понял всё. И стало вдруг темно, потому что он до боли сжал веки, а руки Егора с невероятною силой вцепились в лавку, и все тело отчаянно напряглось, распяв рот в безмолвном крике…
 
     Он с трудом открыл глаза и осмотрелся вокруг. Черняка рядом не было, а люди, словно безмолвные тени скользили по бульвару мимо него, спешили куда-то по своим делам, и напротив, через улицу маняще поблескивали в лучах солнца стеклянные двери библиотеки…

     Егор опустил голову и увидел свою тень в тени каштана… И вдруг понял, что же так смутило его разум в тот момент, когда они с Черняком уселись на лавку… У тела Черняка не было тени!...

Продолжение следует -