Изгой. Глава 23

Игорь Срибный
Глава 23

     Утром Егор, не выспавшийся, усталый, сунув книгу за отворот куртки, отправился в библиотеку, благо, была суббота – выходной день.

     Он очень торопился: Черняк мог появиться в любой момент!

     Ольга была уже в библиотеке, и вид ее был не самый цветущий – девушка, видимо, как и он сам, не сомкнула ночью глаз.

     Они тепло поприветствовали друг друга, и ушли в свой укромный уголок – за стол, спрятанный от глаз растением с широкими разлапистыми листьями, название которого Егор так и не запомнил.

     - Прочел? – спросила Ольга.

     Егор молча кивнул.

     - Совсем недавно я услышал такую печальную для меня, как заядлого книголюба весть, что бывают книги-убийцы. Я не поверил.  Ну, скажи, как книга о суточных надоях доярки-комсомолки, скажем, Верочки Сидоровой может повлиять на жизнь читателя? Или книга о Павке Корчагине? Бред, да? Но, прочитав «Изгоя», я поверил в это! Эта книга высушивает душу… И я безо всяких сожалений отдам ее в руки Черняка! Но вот, интересно, были ли в истории русской письменности со времен первой книга – «Остромирова Евангелия» еще книги, подобные  книгам Федорова по силе воздействия?

     - А почему ты решил, что Евангелие – первая книга на Руси?

     - А разве нет? – удивился Егор.

     - Понимаешь, Егор, существует история официальная – ну, это та, которую мы добросовестно изучали в школе, и та история, к которой приходишь сам, погружаясь в мир книг. Вот ты, например, знаешь, кто изобрел славянскую письменность?

     - Ну, это все знают! – Егор улыбнулся. – Я даже год помню! В 863 году  константинопольский патриарх прислал на Русь двух братьев-просветителей - монахов  Кирилла и Мефодия. Оба они родились в греческом городе Солуни – отсюда и их прозвание - «Солунские братья». Они-то и стали создателями первой славянской азбуки.

     - А теперь послушай меня! – Ольга лукаво блеснула глазами. – Да, ты прав! Но только отчасти! Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. И самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, до настоящего времени считается Остромирово Евангелие, созданное с октября 1056 по май 1057 г. Написана книга была для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев. На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси! Но! Возникает вопрос: почему первые датированные книги на Руси появились лишь спустя 70 лет после принятия христианства – почему так поздно? Ответ прост: на самом деле история возникновения книг началась значительно раньше. И вот, что тебя наверняка заинтересует: я нашла запись новгородского священника, которого звали, ну, вот,  как ты думаешь, его имя? Никогда не угадаешь! Священника звали Упырь Лихой!  Запись повествует о том,  что в 1047 г. он переписал глаголическую рукопись. Тебе это о чем-нибудь говорит?

     - Пока нет! – Егор с сомнением покачал головой. – Я вообще не пойму, к чему ты ведешь? Мне кажется, мы вообще ушли от темы разговора.

     - Ладно, слушай дальше! Факт существования рукописных книг задолго до Остромирова Евангелия подтверждается многими данными – например, знаменитым Реймсским Евангелием, которое является национальной французской реликвией. Тебе должно быть известно, что на этой Библии присягали короли Франции. Дочь Ярослава Мудрого Анна, которая была выдана замуж за французского короля, став королевой Франции, привезла книгу из Киева во Францию в качестве приданого. Евангелие, написанное кириллицей, это – дорогая книга, украшенная тисненым золотом. Часть этого Евангелия сохранилась и поныне в составе Реймсского Евангелия. Если учесть, что Анна вышла замуж в 1051 году, значит,  привезенная ею книга была переписана на Руси как минимум до 1051 года. То есть, Реймсское Евангелие было  переписано раньше Остромирова Евангелия!

     - Я все еще не пойму, к чему ты ведешь!

     - А вот мы и пришли к выводу, к которому я вела: ответ зашифрован в датах написания книг! Ты назвал дату возникновения первого алфавита на Руси – 863 год. Но все дело в том, что в те года летоисчисление было другим! 1492 год, год первого реформирования летоисчисления, когда царь Иван III, не посчитавшись с традициями, перенес начало года с марта на сентябрь, был на самом деле 7000 годом от сотворения мира.  Полгода, прожитых Русью с 1-го марта по 1-е сентября, были, таким образом, просто выброшены из русской истории. Дальше – больше! Петр Великий, который, как известно, образцом для подражания избрал все иноземное, счел необходимым нововведением сравнять российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1-го января 7208 года «от сотворения мира» считать эту дату 1-м января 1700 года «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». При этом, год 7207 или «петровский»1699-й стал для России самым коротким – он  уместился всего в четыре месяца! Начавшись 1-го сентября, он благополучно закончился 31 декабря! И еще восемь месяцев, а вместе с ними и 5508 лет русской истории оказались выброшенными за борт истории.

     - И что? – Егор начал терять терпение.

     - А то, что письменность на Руси существовала задолго до прихода в наши земли Кирилла и Мефодия! – Черняк, как всегда появился неожиданно и не вовремя. – Ольга именно это тебе пытается доказать! Но вы тут упомянули Упыря Лихого. Если тебе это интересно, Егор, то исторических данных о нём практически не имеется. Новгородский поп Упырь Лихой переписал «Книгу Пророков» - одну из частей «Библии» с толкованиями Феодорита Кирского. Его запись на книге  считается древнейшей датированной записью. Она гласит: «Слава тебе Господи царю небесныи, яко сподоби мя написати книги си. Ис коуриловице князю Влодимиру Новгороде княжащю сынови Ярославлю болшему. Поучах же е писати в лето 6555 месяца мая 14. А кончах того же лета месяца декабря в 19. Аз поп Оупирь Лихыи. Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, но  писавшаго не забывай».

     - Поп, которого звали Упырь Лихой?! – воскликнул Егор. – Как такое возможно?

     - А это повод тебе задуматься, - Черняк криво ухмыльнулся. – Так ли уж все объяснимо и чисто в вашем книжном мире… Упырь Лихой работал в Новгороде для новгородского князя Владимира Ярославича - сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого и княгини Ингегерды. А значит, был приближен к княжескому двору… Еще один повод задуматься, насколько велико было доверие к человеку, который был носителем имени слуги дьявола. Ведь в те времена имена или прозвища давались в соответствии с деяниями человека или с родом его деятельности…

     - Действительно, загадки одна на другой! – Егор беспомощно развел руками. – Чем дальше в книжный лес, тем больше дров и сучьев на пути!

     - Ты сам влез в эти дебри, - Черняк сверкнул глазами из-под насупленных бровей, –добровольно превратившись из простого читателя в исследователя. Так что, будь готов к неприятным сюрпризам и неожиданностям! Книги ведь только изначально были инструментом религиозной пропаганды, но со временем стали источником духовности и нравственности, это так!  Но они могли нести в себе и заряд, заложенный бесами – «черниями, есть крилати, хвостъ имущи». Это, так называемое «чернокнижие»…

     - Тогда зачем ты хочешь, чтоб тебя называли Черняком? Это ведь не настоящее твое имя?!

     - А вот это уже тебя совершенно не касается! – Черняк злобно взглянул на Егора. – Давай-ка оставим в покое Ольгу, которую мы утомили своими заумными речами, и продолжим нашу беседу на бульваре.

     Они вышли из библиотеки и, перейдя улицу, оказались на бульваре, делившем проезжую часть пополам. Черняк кивнул головой на свободную лавку, и они присели в тени каштана…

Продолжение следует -