Изгой. Глава 21

Игорь Срибный
Глава 21

     На следующий после прилета, закончив служебные дела, Егор пошел к Ольге, в библиотеку. Они уединились за столиком, в углу читального зала, за которым совсем недавно работал Егор.

     Девушка была не на шутку напугана визитом Касьяна Черняка и не стала скрывать это, рассказав Егору все.

     Егор долго думал, прикрыв глаза.

     - Он не требовал отдать книгу ему? – спросил Егор.

     - Нет! Он сказал, что ее должен прочесть владелец, и лишь тогда он вправе отнять ее. У меня он не может отбирать книгу, коль я не владею ею. Но предупредил, что я не должна читать ее до конца!

     - Странно! Что-то подобное говорил и старик. Я должен сам выбрать книгу, а книга должна выбрать меня. А по-иному она не может уйти за пределы библиотеки. Что за странное правило? Почему книгу Федорова нельзя было просто продать? Ведь это же библиографическая редкость, а среди коллекционеров такие новости распространяются быстрее эха, и не думаю, что покупатель заставил бы себя ждать.
 
      - Егор, я проверила по каталогам выставок и коллекций: еще совсем недавно оставалось несколько экземпляров книг Федорова в частных коллекциях. Но почти все владельцы предпочли избавиться от них. Кто продал, кто просто заявил, что этой книги у него больше нет.  Они чего-то боятся, но после визита ко мне Черняка я их не виню!
 
      - И все же, почему? Почему старик ждал именно того, кто выберет книгу самостоятельно, ничего не зная ни о ней, ни об ее авторе? И неужели книги Федорова настолько опасны, что подлежат уничтожению до последнего экземпляра? Это же просто книги?!

      - Егор, да ведь это существует с незапамятных времен! Нечто подобное наблюдалось еще в быту первобытных народов в отношении к письменному знаку, символу, а в дальнейшем к писаному и печатному слову. Гипнотическое воздействие писаного и напечатанного слова необычайно велико. На этой почве и возникали разного рода «тайные знаки» и «тайные письмена», обладающие не только особенной чудодейственной силой, но и способные принести значительный вред. Вспомни о чудодейственной мистической силе рунических надписей!

      - Оля, мы ведь говорим о конкретном авторе! Причем здесь рунические знаки, которые, кстати, с удовольствием использовали нацисты? Я прочел «Зеркало» и не увидел там ничего такого, что могло бы меня привести, например, к самоубийству!

      - Да? А я вот, читая «Изгоя», почувствовала себя нехорошо. В том месте, где Анастасия перед отъездом в Сибирь, нашла в семейной библиотеке, укрытой от посторонних глаз в глубоком подвале, книгу Мейстера Экхарта, из которой почерпнула довольно странные мысли о том, что существует абсолютный разрыв между Богом и его творениями. И только душа человека занимает промежуточное положение. И чтобы добиться спасения, человек должен умереть для мира и погрузиться в себя для соединения с божественным!

       - И что страшного или странного в этих мыслях? – Егор удивленно посмотрел на Ольгу.

       - Ты не дослушал! – глаза Ольги сердито блеснули под стеклами очков. – Так вот:   прежде всего, умиранию эго способствует страдание, мучительное умерщвление плоти! Далее автор говорит: «Самое быстрое животное, которое привезет вас к совершенству — это страдание».

      - Я все еще ничего не понимаю, - Егор беспомощно развел руками.

      - Ты просто забыл, что это читает девушка, пережившая немыслимые муки: только что похоронившая своего ребенка, потерявшая горячо любимого человека, который и был для нее тем самым совершенством! Понимаешь, для нее - в ее горе не Бог был совершенством в то время, а Ванька-Изгой!
 
      - То есть, Анастасия ринулась вслед за Ванькой в свое безумное путешествие, стремясь в страданиях умертвить свою плоть? Ты это хочешь сказать?

      - Да! И тем самым соединиться с совершенством – с убийцей и разбойником, державшим в страхе всю Москву! Вот тебе и еще одна загадка: Анастасия среди тысяч книг почему-то выбрала именно эту! И выбрала именно в тот момент, когда решала, ехать ей в Сибирь, или это смерти подобно. Вот и получается, что книга Экхарта только утвердила ее в этом самоубийственном решении.

      - Так вот, значит, почему старик ждал того, кто сам, по своей воле станет обладателем томика Федорова. Вот почему он сказал, что все проданные книги этого автора, рано или поздно возвращаются обратно: они не выбрали того, кто им нужен! Черт, мистика какая-то!

      - Егор, не поминай черта, иначе, Черняк сейчас явится здесь!

      - Вряд ли! – Егор с сомнением покачал головой. – Я ведь еще не прочел «Изгоя».

      - Не совсем верный посыл! – Егор испуганно повернулся.

      Черняк поставил свой стул рядом и, не мигая, уставился в глаза Егора.

      - Ты не унимаешься, Егор! – проскрипел Черняк. – Более того, ты привлекаешь к своим изысканиям новых и новых людей… Скажи, в чем виновна пред тобою Ольга? Зачем ты втягиваешь ее в дела, в которых никто не может разобраться без участия и более высоких сил, чем ты – жалкий совслужащий?! Я же предупредил тебя о возможных последствиях!

      - Черняк, ну почему ты не оставишь нас в покое?! – простонал Егор.

      - Оставлю! Только прочти и отдай мне книгу! И больше ты обо мне не услышишь никогда! И не упоминай имя черта всуе – накличешь на свою голову…

      - Ты разве не черт? Я думал…

      - Надо же! – воскликнул, скривив рот в нехорошей ухмылке, Черняк, и взглянул на Ольгу, будто призывая ее в свидетели.- Он еще и думает! «Я - только смутное виденье миров далеких и глухих». Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Удовлетворен ответом? Давай-ка перейдем к «нашим баранам»… Когда я получу книгу?

       -  Я прочту ее за ночь. И завтра ты ее получишь. Хочу сказать, что я укладываюсь в срок договора.

       - Между нами нет и не может быть никаких договоров! – Черняк был зол. Очень зол. – И прошу тебя, оставь в покое Ольгу! Я не хочу, чтобы с нею произошло что-то ужасное!

       Черняк медленно поднялся со стула и ушел, хромая больше, чем обычно…

       - Оля, прости меня! – Егор был угнетен, раздавлен. – Я не могу понять, кто этот человек, но он явно сильнее меня! Я это ощущаю кожей!

       - Ничего, Егор! – Ольга ласково погладила его руку. – Ничего… Завтра ты отдашь ему книгу, и все забудется! Он никогда больше не появится в твоей жизни…

       - Хотелось бы верить! Вот только одно меня смущает…

       - Что же?

       - У меня две книги Федорова – «Изгой» и «Зеркало»! Но Черняк в данный момент требует, чтобы я отдал ему всего одну! Это при том, что мы знаем: до этого он уничтожал все (!) книги Федорова, без разбору!

       Тетя Вера сидела за столом выдачи и листала газетную подшивку.

       - Тетя Вера! – окликнул ее Егор. – Тот человек, что сейчас подходил к нам…

       - Человек? – тетя Вера удивленно посмотрела на Егора поверх очков. – Я уж минут сорок, как закрыла библиотеку и сижу здесь в гордом одиночестве, ожидая пока вы окончите свои беседы.

       Егор и Ольга недоуменно переглянулись…

Продолжение следует -