Пряничное милосердие

Ольга Пылаева
По мотивам фильма Ларса фон Триера "Догвилль"


Это было давно, в период новоначальности. Несмотря на то, что этому периоду устанавливаются определенные сроки - год, три, пять лет, отголоски умиротворенной радости в сердце, память о том периоде, когда сам Господь носит на руках каждого из тех, кто пришел к Нему с верой, сохраняются в памяти очень долго.
Вместе с чистой радостью сохраняется и горячность, потребность поделиться этой радостью, надежда привести к своей Вере любимых... как часто эта надежда не оправдывается. Потому что только сам Господь может коснуться сердца человека и привести его к вере. В месте с радостью сохраняется и некоторый религиозный максимализм, и состояние это хоть радостно, но не безопасно, так как от него может быть несколько шагов до неверных выводов и заблуждений, до сознания своей избранности и превосходства, а значит - и до корня всякого зла - гордыни.

Зимой я посетила мой любимый и самый дорогой моему сердцу монастырь. Сейчас все изменилось - за последние годы это Святое место привлекло внимание общественности, были вложены большие деньги, проведен ремонт... к счастью, с новыми стенами и одеждами суть осталась прежней... в этом удивительном месте по-прежнему Господь и Божия Матерь очень близко к каждому посетившему этот светлый край. И нередко с нами происходит там то, что мы заслуживаем.

Хотя нередко смысл происходящих событий так и остается неразгаданным.

В то время все еще было "по старому", и монастырь был не защищен ни от странного люда ни от бродячих животных.

На удивление жизнь за стенами монастыря была страшной: разруха, голод, пьянство, наркомания - большинство местных жителей было неверующими и относились к паломникам в лучшем случае с удивлением, в худшем - с глухой злобой.

Руководители паломнических поездок предупреждали "сестрам запрещается ходить по-одной по наступлению темноты" ... в этом был смысл, безусловно, хотя...

Нищих, настойчиво просящих милостыню, было очень много, иногда они встречались практически на каждом шагу, а мелких денег было не много.

И тогда я решила купить пряники, пакет пряников. Это казалось очень удобным. Целый пакет пряников решил бы проблему на все время паломничества - не было бы недовольных и порой злобных взглядов просящих, и денег бы хватило на свечи и на записки в монастыре.

Конечно я купила пряники, и с этим пакетом радостно отправилась в монастырь. Мое "пряничное милосердие" казалось отличной идеей, и я слегка гордилась собой...

На монастырской территории ко мне подошла бродячая собака... она выглядела голодной, уставшей, но настрой ее был не очень решительным... и она могла бы уйти. Однако я, все еще радуясь своему решению проблемы милосердия, решила дать ей пряник. После того как я вынула пряник из пакета и бросила собаке произошло очень неожиданное и неприятное ... со всех сторон ко мне бежали бродячие собаки, их оказалось много, невероятно много... Я боюсь собак с детства, даже добрых. А эти собаки смотрели злыми глазами, глухо рычали... и я поняла, что еще мгновение - и они разорвут меня на части.

Как ни странно, выход был найден - собрав все силы я бросила весь пакет как можно дальше от себя - собаки кинулись на пряники, а я убежала...

Странно, но я мало что поняла и тогда и потом... жизнь научила меня гораздо позже. Научила тому, о чем, видимо говорится в известной русской пословице: "сунь палец в рот - и всю руку откусит". Люди устроены так, что если ты подставляешь свою шею, то на нее непременно сядут. А когда ты это поймешь, не надо так страдать от боли, надо признать свою вину и не мстить, а просто уйти.
Потому что это ты сам подставил свою шею, сам дал себя использовать.

Милосердие выживает тогда, когда добрые дела совершаются Христа ради... об этих делах лучше сразу забыть и не ждать награды от людей и не бояться, что вместо благодарности получишь удар. Милосердие не смотрит на лица, оно смотрит только на руки.

Любое другое милосердие может оказаться в сущности своей высокомерием. И человек, формально творящий добро, может попасть в сети горькой обиды, сердечной боли, и может даже дойти до мести за неоцененные по достоинству дела своей любви.

Но и христианское милосердие в миру требует мудрости, ответственности и осторожности. Прежде всего, творя милосердие нужно понять, не нарушаешь ли ты заповеди. Если ударят по щеке - подставь другую... возможно, это значит, что Бог просит нас прощать личные обиды нашим обидчикам, но не более...

Очень верно сказал Прп. Никодим Святогорец:
 
"Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих ограничениях, то она может удалить тебя от любви к Богу, причинить тебе большой вред, ввергнуть тебя в пагубу. Воистину, должен ты любить ближнего, но так, чтоб чрез то не причинить вреда душе своей. Делай все дела свои просто и свято, не имея в виду ничего другого, кроме одного благоугождения Богу, и это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. В делах сих самое важное есть способствование спасению ближних. Но тут нередко вторгается ревность не по разуму, которая ничего не приносит, кроме вреда и ближним и себе".
 
(Невидимая брань. Гл. 19. О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного.


Обсуждение:

http://www.stihi.ru/comments.html?2013/03/03/7151