Израиль нейтрализовал иранскую угрозу

Михаил Ошеров
Израиль нейтрализовал иранскую угрозу.

Одна из стратегических целей израильской глобальной политики, – нейтрализация иранской угрозы, - сейчас успешно выполнена.

2 апреля 2013 года.
"Верховный руководитель Исламской республики Иран аятолла Али Хаменеи принял решение не переходить в ядерных разработках установленных Израилем границ. Об этом сообщает Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных представителей США, Израиля и европейских стран."

http://www.newsru.co.il/mideast/02apr2013/iran_a203.html

Это – капитуляция. Не полная, не безоговорочная, но стратегическая капитуляция.
Иранская угроза Израилю состояла не в прямой угрозе нападения после реализации Ираном двух программ – ракетной и атомной. Иранская угроза состояла в том, что наличие реальной угрозы со стороны Ирана вынудило бы Израиль согласиться на ситуацию стратегического баланса в регионе. Теперь же, после ликвидации иранской угрозы у Израиля, по сути, серьезных региональных стратегических противников не осталось.

Правда, для ликвидации этой иранской угрозы государству Израиль пришлось сделать очень много. Были потрачены громадные денежные средства, причем, судя по некоторым косвенным данным, финансирование военных приготовлений против Ирана шло за счет скрытых расходов бюджета, которые были обнародованы только в конце 2012 года (те самые 50 млрд. шекелей), а также за счет примерно 10-тилетнего залезания в карманы самых обездоленных граждан Израиля – в деньги "Битуах Леуми", откуда израильским правительством было изъято примерно 180 миллиардов шекелей. Эти деньги, скорее всего, были потрачены на формирование и деятельность нового армейского командования дальних (стратегических) операций, на тайные прямые, в том числе специальные, операции против Ирана, на организацию радиоэлектронного слежения территории Ирана, на дополнительные учения авиации на предельных дальностях полетов, на подготовку аэродромов и авиационных баз в других странах и так далее.

Также Израилю и лично Беньямину Нетаньяху пришлось извиниться перед Турцией за нападение на судно "Мави Мармара" в 2010 году. Это нужно было сделать давно, сразу же после неудачно организованного нападения в нейтральных водах в условиях международно непризнанной блокады. В этом случае не было бы дальнейшего 3-х летнего ухудшения турецко-израильких отношений. Но тогда вряд ли Беньямин Нетаньяху смог бы выиграть эти парламентские выборы января 2013 года с хоть каким-либо значимым результатом.
Урегулирование израильско-турецких отношений устранило последнее препятствие перед возможным израильским нападением на Иран, о чем я писал в нескольких своих статьях. Израилю была нужна Турция как транзитная территория для пролета самолетов. После урегулирования израильско-турецких отношений у руководства Ирана, возможно, не осталось сомнений в реальности угрозы израильского нападения – и иранские аятоллы капитулировали.
Одержав стратегическую победу над Ираном, Израиль совершил тактическое отступление перед Турцией. Турецкая сторона будет настаивать на выполнении всех своих требований –а) извинение б) компенсации в) деблокада Сектора Газа.

Дальше возникает два вопроса –насколько серьезна для Израиля угроза полной деблокады Сектора Газа и что в итоге хочет добиться Беньямин Нетаньяху?

Давайте попробуем сформулировать для себя, зачем Нетаньяху  так активно боролся именно против иранской угрозы? Ответ простой – Биби боялся не столько иранского нападения, столько того, что Иран вынудит его вести переговоры с палестинцами на равных. На основании того самого стратегического баланса, о котором я писал выше. Теперь же этого не произойдет. Сектор Газа, по сути, нейтрализован и отдан под какой-то неформальный совместный протекторат Турции и Египта, но зато у Биби и у нового правительства, в котором доминируют поселенцы, развязаны руки в отношении Западного берега реки Иордан. После "арабской весны" и зачистки всего, что могло представлять угрозу Израилю по контуру – Египта и Сирии, а теперь после стратегической капитуляции Ирана и худого мира с Турцией, серьезно, на стратегическом уровне возражать против любых действия Израиля на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан просто не кому. Абу Мазен сейчас может опираться только на Иорданию, с которой недавно (31 марта) после срочного визита в Амман им был заключен договор "О защите Иерусалима и святых мест". Это может быть свидетельством того, что администрация Палестинской автономии хочет иметь возможность  самороспуска с возложением на Израиль всей политической ответственности за это. Как правоверные мусульмане, руководство Палестинской автономии не может просто так оставить Израилю право контроля над святыми мусульманскими местами в Иерусалиме. Это право в свое время уже было у Иордании. Мусульманскими святынями на Храмовой горе иорданская администрация управляла с 1948 года, а с 1993-го года – ими управляли еще и представители Палестинской национальной администрации. Это может также означать неуверенность палестинской администрации в реальности создания независимого палестинского государства в ближайшем или в не очень ближайшем будущем.

С другой стороны, продолжение давления Турции до полного выполнения Израилем всех требований по снятию блокады с Сектора Газа, может привести к его формальной полной независимости. Возможно, именно на такую конфигурацию в итоге нацелен Беньямин Нетаньяху  - международный контроль над фактически независимым от Израиля Сектором Газа и израильский – над Западным берегом реки Иордан с последующим выдавливанием оттуда палестинцев и итоговой аннексией. Без выдавливания оттуда арабов Палестины Израиль по факту превратиться в двунациональное государство, чего нынешние власти Израиля не могут и не хотят допустить. Единственным способом реализации этих израильских планов и является принудительное выдавливание палестинцев с Западного берега реки Иордан и одновременное ускоренное заселение этих территорий израильскими поселенцами.  В нынешней ситуации противопоставить этому плану ни арабским странам, ни Ирану, ни мировому сообществу просто нечего. Два миллиона палестинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан, сейчас, с учетом прихода к власти в Израиле нынешнего пропоселенческого правительства, по сути, исторически обречены. Насколько морально будет дальнейшее продолжительное израильское насилие над палестинскими арабами, что будет происходить на оккупированных территориях, какими методами будет происходить выдавливание большого количества людей с их нынешних мест проживания, как это скажется на всем комплексе отношений Израиля со всеми окружающими странами и на менталитете самих израильтян, которым предстоит одобрить это насилие, можно примерно догадываться уже сейчас.