19 апреля

Маргарита Школьниксон-Смишко
     Несомненно важнее, как принимает человек судьбу, не­жели какова она на самом деле.      

                Тумбольдт.
      

   
      
       Малые страдания выводят нас из самих себя, великие же возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глу­хой звук: разбейте его на две части -- и он снова издает чис­тый звук.      

                Жан-Поль (Рихтер).
      

   
      
       Сила и благодать религии в том, что она объясняет чело­веку смысл его существования и его конечное назначение. Когда же (как мы все сделали это в наш век науки и умствен­ной свободы) мы откинули все основы нравственности, выте­кающей из религии, нет уже никакого средства узнать, зачем мы явились в этот мир и что нам в нем делать.
       Тайна судьбы обнимает нас со всех сторон своими могу­щественными вопросами, и, действительно, надо совсем не думать, чтобы не чувствовать мучительную, ужасающую бессмысленность жизни. Телесные страдания, нравственное зло, боли души, счастие злых, унижение праведного -- все это можно было бы перенести, если бы можно было понять внутренний порядок устройства мира, если бы можно было пред­полагать в этом провидение. Верующий радуется на свои раны, он терпеливо переносит несправедливости и насилия своих врагов; грех, даже преступления не лишают его надеж­ды. Но для человека, в котором погашена всякая вера, зло и страдания теряют смысл, и жизнь представляется только как отвратительная шутка.

                Анатоль Франс.