Несколько слов об Утиной охоте А. Вампилова

Виталий Годы
   Становясь взрослыми, мы постепенно предаем все: любимых, друзей, себя, идеалы молодости, ожидания и надежды окружающих, свою мечту...Что это - стечение обстоятельств или результат нашего свободного выбора? Как не растерять главное? Где та невидимая точка невозврата от вчерашнего легкомыслия к завтрашнему отчаянию? Можно ли избежать мертвящей инерции жизни или неумолимая коррозия бытия разъедает даже самый благородный металл? Как остановить бег времени? Когда жить - в прошлом, будущем или постоянно ускользающем настоящем? Нужно ли бежать от своих проблем? Где выход?

 Предупреждение. Данное толкование является сугубо субъективным восприятием известного литературного произведения и не претендует на его полное объяснение либо безошибочность трактовки.


   Написанная рукой автора, которой водил Дух, пьеса "Утиная охота" есть  не что иное, как описание страданий души самоубийцы, проходящей сорокадневные мытарства после её насильственного разлучения с телом ("этот дождь будет идти сорок дней..однажды, говорят, так уже было").
Описание это дано в символической форме через ряд воспоминаний главного героя и носит метафизический характер, хотя и изложено бытовым, разговорным, легким языком.


   Символы, которыми насыщена вся пьеса, говорят сами за себя: прерванный сон в начале;  замкнутое пространство квартиры, очень похожее на склеп;  траурная мелодия, переходящая в свой развязный вариант и наоборот;  вращение сцены по кругу, да ещё и под шум дождя - чисто "дантовский" символ;  подаренные на новоселье плюшевый кот вместо настоящего и кладбищенская скамейка;деревянные утки, которыми украшает себя неудачливый охотник;венок для могилы, который преподносится как жестокая шутка сослуживцев; планетарий на месте бывшей церкви; пепельница, полная потухших окурков вместо букета цветов; аборт Галины, отчасти спровоцированный легкомысленным отношением Зилова к деторождению - появление Мальчика, приносящего венок; закрытая дверь; телеграмма о смерти отца; телеграмма  от друзей с соболезнованиями по поводу преждевременной кончины самого Зилова; дважды повторяемая сцена похорон; лодка как символ переправы "на тот берег"; дождь, который идет сорок дней и сорок ночей; загадочные слова, которые то и дело роняет Кузаков: "жизнь, в сущности, уже проиграна"; словоформы "пьян мертвецки", "умираю от смеха" и т.п.; адрес новосёлов Зиловых - улица Маяковского, 37, квартира 20 (как известно, Маяковский застрелился в 37 лет, а 20 - в православии число мытарств, ожидающих душу после смерти); ружье, как орудие убийства и обсуждение охоты, как процесса убийства.

   Как видим, всё это ясно и недвусмысленно говорит о превращении живого в неживое. Кроме того, Зилов как бы постоянно существует в безвременьи: он либо в будущем, либо в прошлом. Времени нет только на том свете, стало быть, речь идет об уже умершем человеке. Смерть Зилова - свершившийся факт. Но поскольку душа не умирает, а продолжает мучаться дальше, ей предъявляются поступки, совершенные при жизни. При этом стоить заметить, что каждое из воспоминаний, как и положено при мытарствах, носит подчеркнуто негативный характер - вспоминается только всё самое плохое, что в итоге заставило Зилова спустить курки.

   Дождь, который используется драматургом как нескончаемый фон и служит непреодолимым препятствием для отправления на Охоту, символизирует прохождение мытарств. Охота - это Рай ("это как в церкви, даже почище чем в церкви"). Зилов с самого начала не может поверить в собственную смерть, он пытается выйти на связь со знакомыми, друзьями, сослуживцами, любимыми - и вполне понятно, почему ему это не удается сделать: он уже мертв. Кроме двух персонажей: Официанта и девушки из бюро прогнозов погоды. Официант - это демон, вся функция которого при жизни Зилова заключается в незаметном обслуживании его сиюминутных желаний, при обличении своей сущности он демонстрирует сдержанную ярость, как и положено демону, но он и только он в итоге играет решающую роль в переправе на тот свет. Девушка из прогноза погоды - это ангел смерти: Зилов нетерпеливо спрашивает, когда закончатся муки (дождь....)и его душа сможет отправиться в рай ("кому это известно? Господу Богу?")

   Не менее важную смысловую нагрузку несет Мальчик. В начале пьесы он приходит к Зилову с повесткой на тот свет как его неродившийся сын, вернее, погибший в результате аборта, а в конце - как детское альтер эго Зилова, которое он предал во взрослой жизни и прощается с ним - не зря его зовут Витькой, т.е. так же как и Зилова. Во второй сцене похорон (которые "происходят так, как если бы это было на самом деле") Мальчик шествует первым, неся венок - здесь он уже представляется не кем иным, как ангелом.

   Закономерен вопрос: что же побудило Зилова к такому поступку как самоубийство? Этот вопрос звучит неоднократно и даже превращается в назойливый лейтмотив: "чего тебе не хватает? молодой, здоровый, женщины тебя любят, работа есть, квартира, друзья, живи да радуйся". Сразу стоит отметить, что тщательно выстроенные внешние злоключения, посыпавшиеся как из рога изобилия на голову Зилова (уход жены, смерть отца, угроза увольнения с работы,непонимание окружающих, проблемы с женщинами, жестокая шутка друзей с венком, удар кулаком по лицу и тд)не имеют особого значения. Герой саморазрушается изнутри.

   Ответ так же заключен в самой пьесе - Зилов теряет Веру. Его основные слова, говорящие об отношении к религии: "Бога не было, но церковь была..снаружи церковь, а внутри планетарий" применимы к нему самому. Снаружи человек , созданный по Образу и подобию, а внутри диплом о высшем инженерном образовании. Нет Бога, значит - нет любви. Нет любви - человек труп. И все блага, которые для других персонажей представляют огромную ценность, теряют для него смысл. Вера (как персонаж)уходит от циничного и пренебрегающего ею Зилова к простодушному Кузакову. Поруганная, но не побежденная. И дальше герой начинает искать мнимой святости в юной Ирине, искушать ее вопросами на предмет, верит ли она в Бога, но понимает, что это уже не то. Если же говорить о жене, то Галина - это жена для галочки, страх потерять которую приходит только с осознанием этой потери. И в знаменитом монологе перед закрытой дверью последовательно появляются исповедь, покаяние и надежда. Но всё это рушит, нивелирует низводящая трагедию до фарса и даже бытового анекдота подмена адресата   - в этом трагический момент пьесы, в итоге по всем законам классической драмы влекущий к дальнейшей развязке и катастрофе.

   Далее следует сцена скандала в кафе, в которой Зилов высказывает окружению наболевшее и фактически остается один, и сцена самоубийства, прерываемая появлением Кузакова, Саяпина и Официанта. Квартиру герой готов отдать, швырнув ключи тому, кто больше всего в ней нуждался - Саяпину, который первым делом обращает внимание на рассыхающиеся полы и отвалившеюся штукатурку. Далее, по мнению Зилова, происходит и остальной прижизненный передел его имущества между друзьями.  То есть здесь остро ставится еще и проблема привязанности души  к вещам. Строго говоря, проблема привязанности души проходит красной нитью вообще через всю пьесу: интересен, например, драматургический "мостик" между полушутливыми высказываниями гостей и жены на новоселье, на тему что больше любит Зилов, друзей, работу или женщин, и его собственным искренним монологом, произносимым в пустоту, что этого ничего нет, и что он, по сути, абсолютно один.

   В итоге жизнь настолько теряет для Зилова ценность, что он готов выстрелить не только в себя, но и в Кузакова, пытающегося отобрать ружье, и в Официанта, цинично предлагавшему заменить патроны на более надежные. Дальше происходит самое интересное: оставшись один, Зилов больше не играет (не перед кем)и (это зависит от вашего вкуса) то ли плачет, то ли смеется.

    Последний разговор с Официантом закольцован с первым, поэтому это не открытый финал, как традиционно принято считать, а лишь отсылка в начало пьесы. Если принять подобное прочтение пьесы, все её мнимые "странности" исчезают, и все мозаические детали  складываются в стройную (хотя и довольно жутковатую) картину.
Если же в финале допустить мысль о демонстративном и в итоге не состоявшемся суициде (как это обычно и принято считать), то все произведение автоматически теряет всякий смысл и, в лучшем случае, оставляет ощущение досады и скепсиса.

   На самом же деле, имея (на первый взгляд) явным намерением показать некий "коллективный портрет" потерянного поколения, через личную драму своего героя автор подводит нас к вечным вопросам. И, конечно же, пьеса написана душой, которой диктовал Дух.



Фото со спектакля "Утиная охота", премьера состоялась 8 декабря 2012 г.

Зилов - Виталий Годы
Кузаков - Илья Хотин
Саяпин - Николай Некипелов
Кушак - Александр Езерский
Ирина - Ульяна Антонова
Галина - Маша Слобожанина
Вера - Елена Ащеркина
Валерия - Валерия Савельева
Официант - Максим Шведов


Режиссеры: засл. артист РФ Василий Реутов, Светлана Ваганова.
СПб театральная школа-студия "Народные артисты"

Фотография  - Денис Сидоров.