VI. Лувр, или пир духа

Александр Штурхалёв
         

                “Есть две вещи, которые нельзя отнять –
                то, что увидел и то, что съел”.
                Китайская поговорка.

"Даже тиф в Париже и то шикарный: парижане его приобретают от устриц."

                В. Маяковский, 1922 г.


                * * *



          Не пугайся, любезный читатель, тифа, чумы и сибирской язвы, слава богу, во Франции мы не застали.  Маяковский пришёлся к  слову лишь потому, что действительно, как-то по-особенному, благородно и мягко, с особым достоинством, переносится  в Париже даже банальное похмелье.

         Итак,  сон в первую ночь пребывания в столице Франции был крепок, но краток.  В 6 утра глаза мои открылись  на доступную ширину, и с интересом стали вглядываться в иноземную темень… Первые три минуты было интересно.
Затем, стараясь не потревожить супругу и Париж, я  просочился к маленькой кухне. Эх, не врут французы, - вода из-под крана, в самом деле, самая чистая и вкусная в Европе. Да что там водопровод, -  раз в месяц мэр Парижа, демонстрируя чистоту Сены, на глазах у всех выпивает стакан воды, взятый прямо из реки!.. Правда, злые шершавые  языки  клевещут, что перед этим он выпивает  аналогичную порцию виски. Но я не верю.  И вы не верьте!..
        Контрастный душ из самой чистой в Европе воды, полностью привёл меня в чувство,  Пронзительно захотелось горячего французского хлеба и каких-нибудь зрелищ.  И не мудрено, - на далёких родных широтах близился полдень.

       Наскоро одевшись, я выскользнул из номера, прошуршал в прозрачном лифте до нулевого этажа,  миновал дремлющего портье, и оказался один на один с Парижем. Одуванчики фонарей чуть рассеивали густоту ночи, было таинственно и интересно. Даже такому взрослому и циничному дядьке. как я, легко можно было представить  себя и крадущимся мушкетёром с  нежно побрякивающими подвесками в кармане камзола, или напротив, гвардейцем кардинала с длинной шпагой, внушительным  носом,  и не менее длинной фамилией: Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак.  С той же легкостью  я  представил  себя  и юным  Жюлем  Верном,  семенящим в столь ранний час с учебником юриспруденции на утренний семинар,  или другим студентом, спешащим на подготовительные курсы   Военно-морского лицея Сен-Луи, студентом по имени  Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. А вот ни одним из художников вообразить себя на парижских улицах я не смог, как ни тужился… Художники всего мира в это время видят не последний сон, - это у них профессиональное…
       
             Обойдя несколько кварталов, и не обнаружив ни единого  дворника, сбивающего с ритма парижан,  я отправился на маяк ярко освещённого входа в отель.  Почти сразу подкатил фургончик «Ситроен» из пекарни. Невыносимо аппетитно запахло горячими  круассанами,  багетом, и  прочими  непередаваемыми  печёными прелестями!..   Остаться в стороне я просто не мог!...
 Используя слова на букву «Х», так гармонирующие с этим чудным утром, - «Hotel»,   «Help»,  и  несколько непереводимых русских идиом,
я добился понимания!.. Помощь моя была принята с благодарностью и вознаграждена  воркующими «мерси» и парой горячих круассанов…
      Завтрак был шикарный, как оно и должно в Париже!...  Не обошлось, правда, и без  лёгких международных конфликтов.  Туристы из  Англии,  стран Балтии, Израиля, России, неспешно рассаживались за столиками, джентльмены уточняли у дам  их вкусовые пристрастия, и в меру  сил приносили требуемое!...

      Идиллия длилась недолго…  Автоматически раздвигающаяся дверь распахнулась в улыбке, и  застыла в гримасе… Толстое туловище делегации из Поднебесной зловеще вползало в ресторан… Почему-то вспомнился Киплинг:: «Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись.»…  Мускулистые кольца  туго оплетали столики и стойки с круассанами, сыром, беконом, йогуртами, напитками и, спустя мгновение,  оставляли за собой пустыню…

       Но не будем о грустном. а скорее, - забавном, до поры до времени…
Благостное ощущение изысканной сытости сгладило все углы, и теперь, для достижения гармонии требовалась божественная и обильная пища для души!

 В Лувр, любезный читатель!.. Непременно, в Лувр!!!..

   Пробегающие за окнами автобуса виды ласкали глаз, а названия, - слух!.
Набережная Рапе, - бульвар Бастий, -  ул. Лион, - площадь Бастилии, -
Ул. Сен-Антуан, -  ул. Риволи,  - и вот он дворец  монархов и вместилище прекрасного!!!..

    Не буду пересказывать википедии и путеводители, постараюсь передать лишь ощущения. Поэтому рассказ мой может показаться в чём-то сбивчивым, в чём-то спорным..

    По-хорошему удивила подземная парковка Лувра, не тесная и для двухэтажных автобусов, да и, пожалуй, самолётов средних размеров. Именно отсюда и началось восхождение в Лувр… Мягко говоря, и сам музейный комплекс имеет исполинские размеры, - больше 100 000 квадратных метров,  примерно как
20 футбольных полей, - если так наглядней!

   Знаменитая и новомодная стеклянная пирамида смотрелась  помпезно, но на мой взгляд, не особо органично в окружении древних стен и шедевров…
Обыскивали нас тщательно, у одного из поэтов обнаружился в барсетке крошечный перочинный нож, что серьёзно задержало нашу группу… Им, болезным, не понять, что  представить русского поэта  на чужбине  без пистолета,
или, на худой конец,  ножичка, невозможно…

     Поразили скульптуры, виденные ещё в  глубоком детстве  на чёрно – белых плёнках диафильмов. Кто помоложе, скорее всего и понятия не имеют, - что это за «зверь» такой, - фильмоскоп!.. Позже, конечно видел и Афродиту ( Венеру Милосскую,)  и Викторию Самофракийскую (Нику), и Амура с Психеей, и прочие шедевры  на хороших репродукциях,  в документальных фильмах, но  то первое впечатление пятилетнего пацана осталось самым сильным!.. И вот они воочию!..

    Да простит читатель мою дремучесть, но только в Лувре узнал я  следующий факт, - оказывается,  в той первозданно-мраморной наготе, в коей  сейчас
предстают перед нами эти великолепные скульптуры,  в пору их появления на свет, мог наблюдать лишь сам скульптор, да неизбежные подмастерья…
Публика того времени любовалась  скульптурами, густо покрытыми слоями краски.  Васильковые и рубиновые тоги спускались с торсов телесного цвета,
глаза и волосы также имели свою окраску,  румянец покрывал мраморные лики!..

    Не стоит забывать  и о том, что  Лувр, в конце концов, - старинный королевский замок, перестроенный во дворец,  гордость Франции, место действия романов Дюма, и  эхо шагов известных с детства персонажей до сих пор гуляет под высокими роскошными сводами…

       Всего в Лувре 7 отделов, или департаментов, как их называют французы.
«Нельзя объять необъятное», -  совершенно справедливо заметил как-то наш известный российский мыслитель. Поэтому я  даже не упомяну об отделе  Древнего Востока,  с россыпью экспонатов  из Ассирии, Шумера, Вавилона, Персии, Урарту  и так далее…  Обойду молчанием и департаменты  Древнего
Египта,  Отдел Древней Греции и Рима, и прочие…

      Тянет сказать несколько слов про самый большой департамент Лувра, -
Отдел живописи и рисунка!..  Эпитет «самый», - наиболее точно подходит при его описании! Самое большое в мире собрание  имён и полотен, занимающее основную часть музейного комплекса, - 2 и 3 этажи.

    Несметное количество «шедёвров» (франц.,  chef-deuvre) j, обрушивается
со стен и простенков лавиной красок на хрусталики, колбочки и палочки  посетителя!..   Да даже просто от  перечисления  легендарных  имён впадаешь
в ступор:  Рубенс, Рафаель, Боттичелли, Эль Греко,  Рембрандт,  Дюрер, Босх,  Делакруа, Тициан, Пуссен,  и ещё десятки не менее достойных, но менее раскрученных фамилий!..

    « Не тяни», -  если и не скажет, то наверняка подумает нетерпеливый читатель. и будет прав.  Конечно же, я намеренно не упомянул Леонардо да Винчи. О нём, а точнее  о его легендарной, сверхпопулярной «Джоконде» (она же «Мона Лиза»),-
хочется сказать отдельно…
   
     Среди многочисленных полотен кисти Леонардо да Винчи, -  «Мона Лиза» далеко не лучшее по замыслу и исполнению…  Однако только ей отведена отдельная стена в зале, и только у неё всегда толпы народа…  Сто лет назад точно также предки этих людей толпились  у пустой стены,  предварительно заплатив..
Им было важно посмотреть на стену, на которой до этого висела «Джоконда»…
Именно в её честь  немецкий композитор Макс вон Шиллингс написал целую оперу, именно её репродукции дважды слетали в космос…

    «Святой Иоанн Креститель», «Мария с Младенцем и со святой Анной», 
«Мадонна в скалах»,  «Прекрасная Ферроньера», - вы можете спокойно любоваться в Лувре этими шедеврами Леонардо да Винчи, не чувствуя дыхания за  спиной и острых локтей соседей… 

     Поэтому, пожалуй, следом, напишу отдельную крохотную главку-приложение, посвящённую  небольшому полотну, размером 77 на 53 сантиметра, и его феномену…
    Да простит меня читатель, если всё вышесказанное и нижеизложенное было ему давно известно..
Искренне надеюсь, что это не так!!!...

***