Живописный уголок

Наталья Вялкина
«Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причём покой небытия, а бытие остаётся и переходит в то, что он сотворил». Эти слова вошли в состав художественного завещания, написанного великим русским живописцем Василием Дмитриевичем Поленовым.

 В его имение и направилась наша экскурсия 29 марта этого года. Поездку жителям села Липицы подарил глава администрации Серпуховского района Шестун Александр Вячеславович.

Вместе с сопровождающим экскурсоводом, представителем туристического информационного центра «Окская долина», более двух десятков жителей села посетили этот по-настоящему красивый уголок Тульской области, размер которого составляет 870 гектаров. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова является одним из крупнейших в России мемориальных музейных комплексов. Его территория включает подлинный Дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в селе Бёхово, построенные в конце 19-начале 20 веков по проектам самого Василия Дмитриевича Поленова, могилу В.Д. Поленова, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы леса, луга, сельскохозяйственные угодья. К настоящему времени территория музея-заповедника представляет относительно мало изменённый участок естественной природной и историко-культурной среды. Воистину, всякий раз поражаешься красоте Окских просторов, которая не оставила равнодушной и этого великого мастера-художника. С 1892 года в центре усадьбы расположился белый Дом-музей, с осмотра которого началась наша экскурсия.

В первой комнате, в так называемой портретной, мы познакомились с биографией этого талантливого человека. Василий Дмитриевич родился в 1844 году в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Родители стремились воспитать в детях любовь к прекрасному, давая им первые уроки живописи. Весной 1871 года В.Д. Поленов окончил Университет со званием кандидата прав, а осенью того же года – получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». В 80-ые годы Поленов активно занимается педагогической деятельностью. Уроки ваяния и зодчества в Московском училище живописи служат становлению таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Иванов. Кстати говоря, путешествуя однажды на пароходе из Серпухова в Алексин с К. Коровиным, Василий Дмитриевич присматривает место для своего будущего имения. Ещё в 1887 году Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим; как мы там заживём; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека. Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописная мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В 1890 году В.Д. Поленов приобретает участок в селе Бёхово. Однако, вкусам художника отвечало место, находящееся поблизости, на высоком холме над Окой, носившее название «Борок». Полюбившаяся земля, с её великолепным пейзажем, находилась во владении крестьянской общины и не подлежала продаже. Поэтому в июне 1891 года была совершена сделка по обмену части Бёховских земель на Борок, что было взаимно выгодно. В то время Поленов писал своим друзьям, что его желание, наконец-то, осуществилось, когда ему удалось соорудить на берегу реки такой замечательный дом, в котором могут разместиться огромные коллекции. Поленов мечтал о настоящих экскурсиях, которые он будет проводить по своему музею. Вокруг своей усадьбы Василий Дмитриевич разбивает красивый парк, в котором собственноручно высаживает редкие сорта деревьев. Сегодня, проходя по аллеям этого парка, мы можем видеть все эти насаждения. Верхушки столетних сосен устремляются ввысь в небеса, а практически ручные белочки мелькают в их ветвях.

Из портретной наша небольшая группа направилась в библиотеку, большую часть которой занимал потрясающей красоты камин. Следует отметить, что на протяжении всего времени своего существования он ни разу не реставрировался и не ремонтировался. Камин украшен росписями, выполненными женой Марией Васильевной Якунчиковой, а позднее – старшей дочерью художника Екатериной Васильевной. Отличная тяга каминной трубы не подвела ни разу. Отблесками пламени освещается геральдика гербов каминной росписи, зодиакальные знаки на ней. Отражение пламени яркими бликами ложатся на зеркально-гладкий паркет пола библиотеки. Если в предыдущей комнате на стенах можно было увидеть множество фотографий и картин, то здесь они перемежевались с большим количеством старинных книг по искусству и живописи.

У основания дубовой лестницы работы Минаева находятся две двери, одна из которых ведёт в столовую. Её Поленов оформил, как музей прикладного искусства и народного творчества. Большинство предметов, находящихся в ней, декоративного характера. Аналоги их предназначались для продажи на ярмарках и базарах столицы и провинции. Наряду с представленными русскими поделками нашему взору явилась шикарная восточная коллекция, купленная Поленовым на Нижегородской выставке. По правую сторону от окна, на полке, стоят баварские кружки начала прошлого столетия и посуда Абрамцевского гончарного завода. Экспозиция, украшающая эту комнату, работы Мамонтова, Врубеля и самого хозяина данной усадьбы. Особенно трогательны тарелочки «12 месяцев года» мастерски исполненные сестрой художника Еленой Дмитриевной.

Интерьер Кабинета, следующей комнаты, которую мы посетили, отличался простотой. Но той изысканной простотой, которая позволяет говорить о безупречном художественном вкусе. Эту комнату в доме часто называли «Музыкальной»: здесь устраивали домашние концерты, музыкальные вечера. В Кабинете два музыкальных инструмента – фортепьяно и фисгармония. Не имея музыкального образования, Василий Дмитриевич сам сочинял оперы и романсы. В доме художника сложилась традиция ежегодно приглашать к себе деревенских ребятишек, устраивать для них театрализованные представления и Новогодние ёлки. Отметить также хочется присутствие в Кабинете уникальных коллекций оружия, археологических и палеонтологических древностей, а также бабочек, представительниц Тамбовской губернии.

Ведущая на второй этаж дубовая лестница, украшенная по стене полотнами западноевропейской живописи, ввела нас в Святая Святых художника, в его мастерскую.

Это самая большая комната во втором этаже, с двумя итальянскими окнами на северо-запад и северо-восток. В мастерской Поленова в настоящее время находится графический вариант его картины «Христос и грешница», выставлены подготовительные материалы к живописному варианту и материалы к евангельскому циклу его работ. По поводу предстоящей работы, превращения графического изображения в живописную картину в 1889 году Поленов писал: «Трудная задача передо мною – непосильная, но я не в состоянии от неё отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нём. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как он сам себя постоянно называл, а по величию духа – Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».

Заключительная комната, которая венчала нашу экскурсию по музею, была представлена пейзажами и этюдами, вышедшими из-под кисти гениального мастера, владельца здешних мест. Чудесный вид из окна открывает всё великолепие окружающей природы и всего того, что было талантливо спроектировано в своё время В.Д. Поленовым.

Примечательно то, что музей Поленова – один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года. В 1924 году усадьба «Борок» была предоставлена В.Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР. В настоящее время директором музея является Наталья Фёдоровна Поленова, правнучка художника. Музей Поленова особенно ценен тем, что до наших дней в нём удалось сохранить мемориальную обстановку такой, какой она была при жизни художника. Все комнаты дома сохранили названия, данные им Поленовым.

В здании Адмиралтейства расположена одна из последних задумок – Диорама. Именно туда направилась наша экскурсия после осмотра Дома-музея. Диорама – значит прозрачная картина, её изобрёл французский художник Дагерр. Картины меняются в зависимости от направления освещения спереди или сзади. Над диорамой художник начал увлечённо работать в 76 лет. Он говорил: «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть… И вдруг – кругосветное путешествие!» Он работал, и одна за другой появлялись новые картины. Эффект диорамы, созданной художником в 20-ые годы, и до сих пор продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама оставлена в мемориальном виде, только свет керосиновой лампы и огарков, которыми пользовался Поленов, заменён электрическим светом.

Поленов мечтал о том, что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное – это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. На тот момент, когда в Адмиралтействе была наша экскурсионная группа, выставлялись работы двух художников из Новомосковска. Иными словами, и в этой части мечты художника получили реальное воплощение. И поныне экспозиции современных авторов сменяются тут ежемесячно.

Затянувшаяся зима в нынешнем году, изобилуя своими снежными покровами, не позволила нам пройти на смотровую площадку, с которой открывается великолепный пейзаж Окских земель.

За год до смерти в 1926 году Василий Дмитриевич получает звание Народного художника республики, что на тот момент было самым почётным званием в области изобразительного искусства. Он завещал похоронить себя на древнем кладбище рядом с церковью. Могила его удивительно проста – дубовый крест и камень. Нет ни памятника, ни плиты, да они и не нужны, ведь рядом стоит самый лучший памятник – храм. И, конечно, потрясающие пейзажи: природа хранит покой мастера, умевшего передать её на полотнах.

В 1939 году наследники В.Д. Поленова передали в дар государству усадьбу со всеми находящимися в ней художественными ценностями.

Каждый из экскурсантов смог увезти домой частичку Поленовского великолепия в виде сувенира, купленного в небольшой лавке. Лично для меня ими стали самовар, книга, рассказывающая об истории музея, памятные открытки с видами этого живописного уголка.