Золотой голос Гавриила Лагея

Любовь Царькова
Гавиил Ильич Лагей,  известный оперный ненецкий певец, родился 8 апреля 1965 г. в Байдарацкой тундре на Ямале, сын потомственного оленевода.
Окончил дирижерско-хоровое и вокальное отделения Кировского училища искусств, Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, где учился у выдающихся педагогов Нины Серваль и Киры Изотовой. Служил в ансамбле песни и пляски Советской Армии в Москве.
 
Исполняет песни Семёна Няруя на ненецком языке, произведения П. Чайковского, Ф.Глинки, С.Рахманинова, современных композиторов.

В 1999 году выпустил компакт-диск «Зов. Музыка Севера», в 2004 году –  компакт-диск с произведениями «Фигаро», «Love Me Tender», «Бубен шамана» в сопровождении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, дирижер Василий Петренко.

Вышел в свет сингл Гавриила Лагея “Фигаро” на музыку великого Россини, а на экранах появился одноименный видеоклип.

Гавриил Лагей живёт в Санкт-Петербурге, работает по контракту в оперных театрах Италии и Франции. Певец говорит: “А сегодня я могу назвать себя человеком мира, потому что география моих концертных выступлений достаточно велика: я выступал во Франции, Италии, Испании, Японии, Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии. 

 "Я свободный человек – достиг такого уровня мастерства, что могу спеть всё, что хочу. Это такое блаженство - свобода пения, когда берешь любое произведение, и оно у тебя звучит...". 

Лагей поёт на итальянском, французском, английском языках, и конечно – русском, ненецком, хантыйском и др. Баритон с широким диапазоном голоса.
Певец объездил с концертами весь Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Не раз выступал Лагей в европейском Заполярье - в Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа. На Гала-концерте конкурса ненецкой песни “Сава сё-2013” «ДИВНАЯ МЕЛОДИЯ» он  спел три песни.

В интервью после концерта он сказал:
“Я вот сяду дома в Санкт-Петербурге за рояль и могу три часа играть романсы.
Представляете, что я из чума, из тундры, и могу играть на рояле!  Мне только сейчас стало понятно, как можно играть Рахманинова... Я не пианист-профессионал, не могу эти краски вытащить на инструменте, а голосом – могу. Пришёл такой период: делать программы, записывать; записывать, потому что через 20 лет я не буду, возможно,  в этой форме, а  сейчас есть возможность записать всё, что наработано: старинные романсы, неаполитанские песни, потом  у меня есть диск  «Романсы Рахманинова» в оригинальной интерпретации. Старинные итальянские арии буду записывать. Хочу снять клип на вокализ Рахманинова, если удастся, с голливудскими режиссёрами.

 Рахманинов – самый исполняемый композитор во всём мире. Буду без слов петь, вокалиссимо… Но это всё мечты, это не значит, что завтра всё это так и будет. Но это мои планы, я иду с чистой душой …для этого я должен ещё дорасти, поучиться, поразмышлять,  не гастролировать”.


Нарьянмарские зрители встречали Гаврила Лагея восторженно: такая энергетика!
 Артист в прекрасной физической форме.

Фрагменты интервью:

И.К.:  Перед концертом специально посмотрела ваше «Фигаро», интересно тоже – и современность, и тундра, всё вместе - и медведи, и чумы, и вы тут – так, то в костюме Фигаро. Замечательно снято. Где этот фильм снимался?
Гавриил Лагей: Снимался в Санкт-Петербурге, Швейцарии, Италии, Москве, в разных студиях. Один наш режиссёр, другой -  французский. Над "Фигаро" работал известный финский рэпер Томми из Don Johnson Big Band, группа "Deaдушки" и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Получилась знаменитая оперная ария одного из самых сложных в техническом и творческом отношении произведений - каватина Фигаро из оперы Россини - в новой оригинальной аранжировке.

И.К.: Но по-большому счёту вас надо слушать живьём, нужно прочувствовать вашу энергетику.

Гавриил Лагей: Без микрофона.

И.К.: Но вы сейчас на минуту отняли микрофон, голоса-то вам хватит.

Гавриил Лагей: Но это для того, чтобы показать, что без фонограммы я пою. Если я в следующий раз привезу программу итальянскую, то, что сейчас сделал, там бельканто будет полностью. 45 романсов, уникальный диск издаётся, потому что ни одна малая народность не издавала романсы, да ещё так много.
То, что я делаю на концертах – это шоу, потому что людям это надо тоже, свои корни, поэтому я занимаюсь полу-эстрадной музыкой и классикой. Соединяю этническую музыку и классику. Ищу песни национальных композиторов.

И.К.: Роль случая в вашей жизни?

Гавриил Лагей:  Считаю, что Бог захотел и это произошло, что предначертано. Я ведь в пять лет остался сиротой. Из чума приехал в училище, не знал, как соединить ноты, плакал, когда в первый раз коснулся рояля. А я ненец – гордый человек. Ненец не знает, как терцию играть? –  и вот я плакал над этим, пока не добился. В 13 лет ноты впервые узнал. Я ведь до училища только пел: в Кремле выступал – пел национальные песни, в Азербайджане Алиеву пел, меня возили как чудо какое-то. У меня не было выхода, я рано лишился родителей, а надо было утвердиться как-то.
Конечно,  трудолюбие. Учился в Кировском училище. Благодаря педагогам в 4 утра вставал, шёл на занятие,  и – до 9 вечера, потом в полночь ложился, в 4  утра пешком шёл… и так каждый день четыре года подряд, пока, наконец, не закончил музыкальную школу по классу фортепиано.
Я даже хотел композитором стать, но я не владею фортепиано так, как хотелось бы. Об одном только жалею в этой жизни, что не владею фортепиано профессионально, как Горовец. Когда я приезжаю к себе домой в Санкт-Петербург, на весь дом включаю Горовца, и вот он играет, а я подпитываюсь от музыки великого человека. 

КОРР: На «Сава сё» в Нарьян-Мар вы ещё прилетите?

Гавриил Лагей:  Если будет возможность какая-то, то я готов  приезжать постоянно, потому что от этого зависят многие вещи. Я хочу быть примером, хотя и не считаю себя великим человеком, гением, звездой. Я свободный человек, для меня свобода дороже.

КОРР.: На каком языке вы думаете?

Гавриил Лагей: Думаю на том языке, на котором говорю. Только когда говорю по-английски, думаю по-французски.

КОРР: Вас тепло принимали, естественно - такая энергетика, зритель чувствует корни, которые в вас живы. Пусть ваши планы и мечты сбудутся!

Примечания:
Пост на блоге ЧУМотека http://www.chumoteka.ru/2013/04/blog-post_5.html#more
(там можно послушать и посмотреть Гавриила Лагея).

Под именем «КОРР.» - объединены вопросы нескольких людей.

Автор фото - Сергей Ладыкин