Диалекты

Александр Андриевский
В самом начале шестидесятых годов в наш небольшой сибирский посёлок приехала семья Федотовых. Глава семьи, Анатолий Васильевич, сразу же стал работать в лестранхозе шофёром, а его жена, Антонина Петровна, там же, десятником. Она производила все необходимые расчёты при заготовке леса и пользовалась в нашем посёлке большим уважением. В их семье были трое детей – два парня и девчонка. Парней звали Анатолий и Евгений, а их сестру Люба. В тот, 196..., год она ещё не училась в школе. Анатолий был старше меня на два года, а Евгений был моим ровесником. Вот с ним и пришлось мне несколько лет учиться в нашей деревенской школе. Между собой, мы одноклассники, называли его Жека. Учился он хорошо по всем предметам, но вот с русским языком иногда возникали недоразумения. А всё дело в том, что он довольно интересно разговаривал. Иногда он говорил такие слова, что мы покатывались над ним со смеху. Анастасия Михайловна, наша учительница русского языка, сразу же нам сказала о том, что эти, непонятные нам, Женькины слова называются диалектом. Мы не совсем понимали, что это такое, но слова эти звучали очень забавно. Но как-то раз, на одном из уроков русского языка мы проходили тему «диалекты», и после этого мы уже не смеялись над нашим одноклассником.

Теперь мы твёрдо знали о том, что диалекты - это слова или выражения характерные для жителей определённых районов или областей, смешного в этих словах ничего нет. Понимать-то мы понимали, но, тем не менее, когда в очередной раз слышали смешное для нас слово – это невольно вызывало улыбку и даже невольный смех, когда такие слова не только произносились Женькой, но и иногда были написаны на классной доске. Анастасия Михайловна в таких случаях говорила ему: «Федотов, ты пишешь, как дышишь. У нас есть единый для всей страны русский литературный язык. Для того, чтобы нам правильно пользоваться великим и могучим языком, у нас есть предмет, который мы изучаем в школе. Женя, ты пишешь неправильно всегда, когда ты волнуешься или думаешь неизвестно о чём. Главное, чтобы ты думал над тем, что пишешь. Если будешь следовать этому золотому правилу, то никогда не будешь делать ошибок».

Случай, о котором расскажу, произошёл тогда, когда мы учились в пятом классе.
Первым уроком по расписанию в этот день был русский язык. Русский язык и литература, были моими любимыми предметами. Эти предметы я знал хорошо, а потому мои одноклассники, частенько обращались ко мне за помощью, если у них возникали какие-нибудь вопросы.

- Дима, - мой сосед по парте Женька Федотов, легонько толкнул меня: - Я не готов к уроку. Вчера сходил в кино, как обычно, вечером гулял на улице и забыл про то, что задавала по-русскому Анастасия Михайловна. Я ни одного правила не повторил.

- Сегодня, ребята, мы с вами повторим и ещё раз поговорим о главных и второстепенных членах предложения. Тему вы знаете. На предыдущем уроке, вы записали в дневники домашнее задание. Кто желает отвечать у доски? - Анастасия Михайловна улыбнулась и посмотрела на нас с Женькой, когда открыла классный журнал.

- Димка, выручай! - ткнул меня локтем Женька: - Руку тяни! Просись к доске. Ты же знаешь все, ответишь по - любому.

Но помочь или не помочь моему однокласснику зависело не от меня. Увидев, как я настойчиво тяну руку и хочу отвечать у доски, Анастасия Михайловна сказала: «К доске сейчас выйдет Федотов Женя».

- Женя, - сказала она, когда мой сосед по парте с мелом в руке уже стоял у доски: - Слушай меня внимательно. Я буду диктовать предложение. Ты его напишешь, а потом, мы его разберём по членам предложения. После этих слов, Анастасия Михайловна начала диктовать предложение по слогам:-

В де-ре-вне Ли-по-вке ла-я-ли со-ба-ки. Точка. Женя. ты написал предложение?

- Написал. - Он повернулся к классу . Несколько секунд, в классе стояла полная тишина, после которой раздался громовой смех.

На классной доске было написано: «У дерёуни Липовти лаили собати».