Коррупционеры

Анатолий Аргунов
Илья Медунов, а точнее врач Илья Аркадьевич, сидел на приеме в своей поликлинике и ни о чем таком не помышлял.  Пришел за 15 минут до приема, надел мятый, не первой свежести халат, тапочки, достал из ящика стола фонендоскоп, взял шапочку и подошел к зеркалу, чтобы посмотреть на себя.
В это время в кабинет ворвалась румяная от весеннего свежего воздуха  медсестра Маргарита. В руках у нее  был скромный букетик  цветов из синих ирисов, а в центре желтые нарциссы.
- Илья Аркадьевич, вы уже здесь. Ну, вот опоздала, - на ходу протараторила медсестричка. И не раздумывая, тут же сунула букетик цветов доктору. – Поздравляю Илья Аркадьевич с днем рождения! Счастья, здоровья и повышения зарплаты – все так же, не останавливаясь ни на секунду, Маргарита чмокнула его в щеку ярко накрашенными, полными губами.
- Спасибо Рита, ты первая, кто меня поздравил сегодня. Какой красивый букет, где же ты такие цветы взяла? – нюхая букетик, растроганно проговорил Илья Аркадьевич.
- Места надо знать. Далековато, чуть- чуть не успела раньше вас... Но, это не важно. Главное,  что вам понравились. Голубой цвет, символ мужской верности и любви. Так было в древней Греции, а вот желтый цвет – к богатству, исходит от цвета золота.  Так, что помимо всего, желаю вам, Илья Аркадьевич, еще любви и богатства.
Доктор стоял посреди скромно обставленного кабинетa с букетиком цветов и не знал, что ему делать дальше.  Медсестричка, его боевая и очень расторопная помощница, поздравила, и сказала все, чтобы он хотел бы услышать в этот день для себя. Конечно, будут поздравления от родителей, сухие отцовские напутствия, материнские охи и вздохи: - Как же ты там без меня? Сестренка, та тоже,  что-нибудь  в этом роде скажет про «мужское достоинство»... А вот так искренне и просто, как сделала медсестричка Маргарита, Рита, пожалуй – никто.
- Рита, можно я тебя попрошу об одном одолжении.
- Конечно, Илья Аркадьевич. Какие вопросы? – Уже раздетая и в нарядной, яркой блузке, накидывая халатик на плечи, охотно отозвалась Маргарита.
- Хочу попросить тебя купить тортик, ну такой, чтобы понравился тебе,  и мы устроим чаепитие в буфетной. Пригласим заведующую, моих коллег по поликлинике, в общем всех  с кем общаемся...
- Да, без проблем. После приема,  где-то ближе к двенадцати, сбегаю за тортиком. Тут рядом в магазинчике отдел есть, так и называется «Лакомка», тортов  море, выберу самый-самый... Всех приглашать не советую, Илья Аркадьевич.  Ну, наш круг,с кем работаем,само-собой заведующую отделением, Лионеллу  Саркисовну, рентгенолога Юрия Леонидовича. Ну, конечно же, нашу врача-лаборанта Татьяну Сергеевну. Кстати, Илья Аркадьевич, она на вас глаз положила  - вспомнила, как бы невзначай, медсестричка, озорно стрельнув глазами на доктора.
- Да, ладно тебе, Рита... Не делай поспешных выводов, - смущенно ответил Илья Аркадьевич.
Разговор был прерван первым посетителем. Мужчина лет пятидесяти, в мятом костюме, без стука ворвался в кабинет.
- Уже восемь тридцать пять, а вы еще не начали прием! Я спешу, с работы отпросился, - начал, было, возмущаться  мужчина.
Но, Маргарита быстро взяла ситуацию в свои руки.
- Тихо, тихо гражданин, прием уже  идет, ровно, как пять минут. Врач для этого подготовил все необходимое,документы, инструменты, так что проходите к доктору... Где ваша карта? – протянула руку  медсестра.
- Не нашли, но была, я давно состою на учете у терапевта. А где моя карта не знаю – пожал мужчина плечами, садясь напротив доктора.
- Вы раздевайтесь, и рассказывайте, что вас привело ко мне? – вежливо попросил доктор пациента, показывая на стоящую рядом ширму. Медсестра сходит в регистратуру и попытается найти вашу амбулаторную карту, если не найдет, заведет новую. Так, что не нервничайте – успокоил пациента Илья Аркадьевич.
 Одним словом рабочий день доктора Медунова начался и продолжался в стрессовом ритме почти до обеда. Посетителей было много, пятница, последний рабочий день недели  и народ спешил  в поликлинику. Кто обзавестись рецептом, кто больничный продлить, а кто просто проверить давление.  Последней вошла в кабинет женщина бальзаковского возраста, его давнишняя пациентка, пряча, что-то за спиной.
- Наталья Леонидовна, здравствуйте! Что случилось? – спросил доктор женщину.
Одетая во все сиреневое, Наталья  Леонидовна подошла к столику врача и неожиданно выкинула руку из-за спины, с букетом цветов, перевязанной розовой ленточкой.
- Илья  Аркадьевич, позвольте поздравить вас  с днем рождения и примите мой скромный букет, как знак уважения и признательности к вам лично и вашей профессии.
- Спасибо – растерянно ответил Илья Аркадьевич. Он давно знал   эту женщину.  Она несколько раз вызывала его на дом из-за повышенного давления и головных  болей, одним словом сердечница.
Илья Аркадьевич взял букет и  положил его на столик.
- Вы хотите, чтобы я промерил вам давление?
- Да, нет, сегодня оно у меня в норме. Просто зашла поздравить вас, вот  и все!
- Тогда большое спасибо,  не стоило вам тратиться на цветы – начал, было, говорить Илья Аркадьевич, не зная, как себя вести дальше. Маргариты  не было, она убежала накрывать  стол в буфетной для чаепития.
- Ну, это еще не все. Я узнала, что вы не пьете крепкие спиртные напитки, поэтому для вас взяла бутылочку настоящего французского «Божеле», урожая прошлого года,  - и дама достала из сумочки через плечо, бутылку французского вина.
- Ну, это уж точно ни к чему, – еще больше смутился Илья Аркадьевич.
- Никакие возражения не принимаются, это всего лишь маленькая признательность к вам, как врачу и мужчине. И женщина загадочно улыбалась, поставив бутылку с вином рядом  с букетом цветов.
Выручила доктора как всегда, незаменимая медсестричка. Она впорхнула в кабинет и тут же оценила ситуацию.
- Илья Аркадьевич, вас срочно вызывает главный врач, вы должны  подписать квартальный отчет. И не давая даме опомниться,  шагнула в ее сторону. – Извините, Наталья Леонидовна, но доктору нужно срочно идти.  Вы разрешите, он приведет себя в порядок и переоденется... И она всем своим полным телом с большой грудью, вытеснила посетительницу из кабинета.
- Слушайте Рита, вы меня спасли, я прямо не знал, что мне с ней делать. Принесла букет цветов, бутылку французского вина.
- А конфеты?
- Что конфеты? – не понял Илья Аркадьевич.
- Конфеты она не принесла?
- Нет!
- Ну, вот и я не купила – взволновалась Маргарита. Ладно, в нашем киоске напротив я видела «Коркунова», сейчас по пути забегу. А вы идите прямо в буфет, там все готово. Я  провожу вас, а то эта сексопильная дама, еще на вас наброситься. Я знаю, таких невростеничек, у нее на лице написано, что она вас домогается.
- В каком смысле? – уставился на медсестру Илья Аркадьевич.
- В каком, каком – прямом. Но, увидев растерянное лицо доктора, Маргарита поняла, что перегнула. – Да, шучу,  я шучу, Илья Аркадьевич.  Вино и цветы захватите, они будут кстати – проговорила Маргарита.
В буфетной  Илью Аркадьевича уже ожидали коллеги, с которыми доктор  Медунов тесно сотрудничал.
- Ну, вот друзья, сегодня мы собрались на служебную пятиминутку в обеденный перерыв, чтобы поздравить нашего коллегу, доктора Медунова Илью Аркадьевича с днем рождения, - сказала заведующая отделением.
Все захлопали в ладоши. Хлопнула пробка от  шампанского в потолок и пенящееся вино разлили по чашкам. Посыпались тосты, поцелуи, поздравления. Илья Аркадьевич окончательно смущенный вниманием, кивал  головой и повторял:
- Спасибо!
Потом пили чай с Пражским тортом, рассказывали веселые истории из своей врачебной практики, от души смеялись,  и обеденное время пролетело незаметно.
- Коллеги! – властно проговорила Лионелла Саркисовна, посмотрев на часы. – Пора на рабочие места, прием никто не отменял, обед закончен. Спасибо, Илья Аркадьевич за угощение.
Когда все разошлись, и они остались вдвоем, Лионелла Саркисовна вдруг предложила:
- Может, проводите меня Илья Аркадьевич до автобуса?
- Да, да конечно. Сейчас оденусь и я готов.
- Хорошо, буду ждать внизу в холле.
Они вышли на улицу и направились к автобусной остановке. Неожиданно  им навстречу попалась его пациента, Наталья Леонидовна. Илья Аркадьевич увлеченный разговором и что греха таить, красивой и обаятельной женщины, шедшей с ним под ручку, не замечал ни ее и  ничего вокруг. Он был счастлив от сегодняшнего дня, от близости красивой женщины.
В понедельник,  придя на работу с головной болью после двух дней празднования с друзьями, Илью Аркадьевича ждала неприятность.
- Вас вызывает главный врач – ошарашила его с порога медсестра Маргарита.
- Зачем?
Маргарита пожала плечами.
- Не знаю, даже не догадываюсь.
- Ну, ладно, я тогда пошел – ответил Илья Аркадьевич. А прием?
- У нас сегодня с обеда, а до обеда работа по вызовам и оформление документации.
- Хорошо, я пойду...
- Стоп. Илья Аркадьевич, можно я за вами поухаживаю и вот еще, возьмите это. Маргарита протянула мятную жвачку.
- Зачем?
- Затем! Запаха не будет...
- Да?
- Да, да. Прическу нужно поправить. Дайте расческу.
Илья Аркадьевич послушно достал из кармана  пиджака расческу, и Маргарита ловко уложила волосы, смочив их предварительно водой из под крана.
- Вот теперь другой коленкор – ответила довольная проведенной работой Маргарита.
-  Ну, чтобы я без тебя делал, Риточка – растроганно ответил Илья Аркадьевич.
- Ладно, не об этом сейчас разговор.  Слушайте шефа и не спорте, это первое правило – наставляла  Маргарита. Во-вторых, смотрите в глаза, но не улыбайтесь, шеф этого не любит. Ну, и, в-третьих, если что-нибудь будет говорить о выпивке в рабочее время, никаких признаний. Чай и только чай! Запомнили?
Илья Аркадьевич кивнул головой
- Ты думаешь, кто-то донес?
- Ничего не думаю. Идите...
В кабинете главного врача, седовласого опытного человека, никого постороннего не было. Это хорошо, почему-то сделал такой вывод Илья Аркадьевич.
- Вот, что коллега. На вас поступила жалоба – после слов приветствия, перешел к делу главный врач.
Илья Аркадьевич промолчал, вспомнив напутствия  Маргариты.
- На вас пожаловалась гражданка Исаева Наталья Леонидовна. Знаете такую?
- Да, это моя пациентка с третьего участка.
- Так вот она, ваша пациентка, написала заявление в милицию, где утверждает, что вы взяли взятку в виде букета цветов и   бутылки вина, на общую сумму 535 руб.17 коп. Как это случилось? Объясните мне, Илья Аркадьевич.
От удивления Илья Аркадьевич не сразу смог понять: шутка это или серьезное обвинение.
- А никак.  В пятницу Наталья Леонидовна пришла поздравить меня с днем рождения и подарила мне  букет цветов и бутылку французского вина.
- Подарила? – Переспросил главный врач.
- Да, вошла в кабинет и подарила, - все еще не веря в произошедшее, ответил доктор.
- Свидетели есть?
- Нет.
- А медсестра?
- Она вышла куда-то, - ответил Илья Аркадьевич.
- Ну, вот, я так и знал. Придется отвечать по законам нынешнего времени – не то с усмешкой, не то серьезно ответил главный врач.
- А что за время такое? – не понял доктор.
- Борьба с коррупцией, вот, что за время.
- Ну, какая же это коррупция Михаил Давыдович? – возразил Илья Аркадьевич.
- Вот, когда вас вызовут на допрос, тогда узнаете, – коротко ответил главный врач.
Илья Аркадьевич опять промолчал, а потом спросил:
- Что же мне делать?
- Что делать? Раньше нужно было думать.  В таких  юридических вопросах много всяких тонкостей. Есть тело – есть дело! Так что ответ один, возьмите опытного юриста и без него никаких показаний не давайте. Все, Илья Аркадьевич, можете идти...
Илью Аркадьевича вызвали на допрос через пару дней. Молодой следователь лениво  переспросил данные о докторе Медунове, записывая их в протокол.
- Предупреждаю вас, дача ложных показаний несет за собой уголовную ответственность. Будете сотрудничать с нами?
Илья Аркадьевич, забыв все советы главного врача, закивал головой. Да, и что может сделать это еще зеленый лейтенант, явно младше его, и Илья Аркадьевич все подробно рассказал.
- Куда вы дели вино?
- Выпили.
- С кем?
- Со всеми.
- Подробнее, кто конкретно пил?
- Ну, я точно не видел... Мы чокнулись бокалами с Лионеллой Саркисовной и выпили, а остальное не знаю – честно ответил Илья Аркадьевич.
- Кто такая Лионелла Саркисовна? – уточнил следователь.
- Заведующая отделением.
- Так, значит заведующая, так и запишем...
После получасового допроса, следователь подвинул листок протока:
- Распишитесь своей рукой: с моих слов записано верно и мною прочитано, ваша подпись и дата.
- Что мне будет за это? – уточнил при выходе от следователя Илья Аркадьевич.
Тот пожал плечами:
- Не знаю, начальство решит. Может штраф.
Выйдя из милиции, Илья Аркадьевич почувствовал облегчение, будто груз свалился с плеч, и он решил выяснить, зачем же его пациентка написала на него заявление.  Илья Аркадьевич набрал номер телефона, так как наиболее сложные пациенты давали свои номера ему, как лечащему врачу, чтобы он мог контролировать их состояние. Телефон какое-то время звенел прерывистыми гудками, наконец, прозвучал ответ:
- Доктор, я вас слушаю.
Илья Аркадьевич узнал голос своей обидчицы.
- Наталья Леонидовна, что я вам  такого сделал, что вы написали заявление, будто я взял  от вас взятку?
- Илья Аркадьевич, но взяли же? – услышал он ехидный ответ пациентки.
- Но, я же у вас ничего не просил во-первых, а во-вторых, за что же вы дали мне взятку?
- Илья Аркадьевич, я к вам пришла со всей душой поздравить, принесла цветы, а вы, а вы… - женщина взволнованно повторила несколько раз слово «вы», не находя других  для продолжения мысли.
Илья Аркадьевич не решался перебивать женщину…
- А вы, мои цветы, мое вино, отдали какой-то лахудре.  Вы предали мое чувство, вы просто  ловелас и бабник. Я вас больше не хочу знать и перехожу в другую поликлинику, –  и женщина отключила телефон.
Илья Аркадьевич стоял оглушенный:
- Надо же, он не ответил на чувства женщины, которая годится ему в матери. Да, дела…
 А дело тем временем приобрело скверный оборот. Руководству милиции, как воздух нужен был отчет о результатах борьбы с коррупцией. А тут, какой-то доктор сам во всем сознался. Но при всей нелепости ситуации, объявить доктора  в коррупции не очень было логичным. Но, начальник милиции повернул  дело по-другому. 
- В этой поликлинике целая система вымогательства, зав.отделением зная про подарок, не отреагировала , не вернула обратно, а сама пила это вино и букет цветов присвоила.
Причем, происходило это в служебном помещении и в рабочее время, на лицо сговор, и все признаки коррупции. Вот если  бы доктор принес к себе домой вино и цветы, это был бы проступок, а так явные признаки преступного сговора.  Кстати, что врачи в этой поликлинике берут подношения и раньше сигналы поступали, так, что оформляйте дело в суд – дал он указания молодому следователю.
И суд состоялся. Доктора Илья Аркадьевича Медунова признали виновным в получении   взятки, в виде вина и цветов и присудили штраф на сумму пять тысяч  362 рубля, кроме того возмещению судебных издержек в  десять тысяч 372 рубля. Руководству поликлиники суд вынес частное определение о бесконтрольности  за персоналом и предупреждение об ответственности   при повторных случаях, вплоть до уголовной.
Илья Аркадьевич сильно переживал случившееся  и даже хотел наложить на себя руки. Но, его вовремя остановила Лионелла Саркисовна. Она так прямо и сказала:
- Да пропади все пропадом и поликлиника эта долбанная. Я пятнадцать лет  на нее горбачусь за гроши,  а тут еще тебе коррупционером признали.  Все, мое терпение лопнуло, ухожу, завтра же подаю заявление. Жаль коллектив, главного врача, он мужик нормальный.  Но, слушать бред по местному радио и телеящику и читать в газете, что мы взяточники – не желаю. Мне давно работу предлагают в фармацевтической компании, ухожу туда. Кстати, если хочешь, о тебе переговорю.
  Илья Аркадьевич с легкой руки Лионеллы Саркисовны ушел из участковых терапевтов и перешел в фармацевтическую фирму, менеджером по лекарственным препаратам, с зарплатой пятьдесят тысяч рублей, автомашиной для разъездов и десятью тысячами свободных денег  на представительские расходы. Еще ранее туда ушла Лионелла  Саркисовна, на должность руководителя отдела и куда более высокую зарплату.
Главный врач, подписывая заявление об уходе Ильи Аркадьевича, очень расстроился:
- Вы же меня без ножа зарезали. И так некому работать, а вы сразу вдвоем надумали уйти. Ну, ладно Лионелла Саркисовна, та давно уже присматривала себе другую работу, а вы-то, Илья Аркадьевич, врач по призванию и уходите. Если  из-за этого нелепого случая, то забудьте. Никто в коллективе  вас не винит. Да, откровенно говоря, не за что… Все пройдет… Оставайтесь работать. Я вас на учебу в Москву пошлю, там отдохнете и с новыми силами за работу…
Но, Илья Аркадьевич замотал головой.
- Нет, это только начало. Нас всех подозревают априори – раз обслуживаешь за нищенскую зарплату людей, значит, берешь взятки. Мне об этом следователь прямым текстом сказал: - Всех вас пересажаем! Не хочу больше в таких условиях работать. Извините, но не могу. Спасибо, что меня в беде не бросили, характеристику хорошую дали, защищали, как могли.

P.S. Илья Аркадьевич сделал успешную карьеру в фармацевтической фирме, женился на Лионелле Саркисовне, у него родилось двое детей-близняшек: мальчик и девочка. Но, проезжая мимо своей поликлиники, Илья Аркадьевич невольно притормаживал, и у него щемило сердце. Да, он неплохой менеджер, но в душе он был и остался врачом.   А откаты, которые он давал чиновникам для продвижения лекарственных препаратов,  не шли, ни в какое сравнение  с его копеечной «взяткой»,  из-за которой он попал под суд и  ушел из врачей.
У Натальи Леонидовны  случился инсульт, новый участковый не смог во время поставить диагноз и она умерла... Так закончилась эта очередная антикоррупционная акция в их тихом провинциальном  городке...