Болото

Иван Москвин
Почему неприятности, происходят стремительно  как удар молнии? Человек даже зажмурится, и то не успевает. Идет себе на работу, по тихой улице, вдруг бац! Его сбивает черный внедорожник. Перепуганный водитель выскакивает из машины, смотрит на пострадавшего. Тот стонет от боли, водитель пытается его приподнять, стон сменяется криком. Водитель отдергивает руки как от огня. Начинает беспомощно озираться. А возле них, как мотыльки у лампочки, собираются люди. Первое время они нерешительно топчутся, тихо переговариваясь. Но заметив состояние водителя, который не может найти торчащие из кармана сигареты, берут инициативу в свои руки. Вот приезжает кем – то вызванная скорая помощь следом за ней полиция. Врачи увозят пострадавшего, полицейские водителя и свидетелей ДТП. Народ расходится, перебирая по дороге варианты рассказа этой истории на работе. И до первого дождя, пятна крови на асфальте, будут напоминать, что неприятности происходят неожиданно.


Экстренные совещания в компании «Ковер самолет» были не редкостью. Сотрудники давно привыкли к тому, что директор может собрать их по любому поводу, в любое время. Причины могли быть какие угодно, начиная от государственного праздника и заканчивая окурком, брошенном не в том месте. Вот и сегодня, в самом начале обеда, всех оповестили о собрании. Сотрудники, вздыхая, закрывали контейнеры с домашней едой и нехотя шли в большой зал. Люди  переговаривались между собой, обсуждая причины такой спешки. Кто – то высказал предположение, что в этом месяце зарплаты не будет. В толпе прачек вспыхнул спор, который не оставил равнодушными других работников. Напрасно главбух уверяла, прижимая руки к груди, что все в порядке. Недовольство возрастало. Скандал был уже готов набрать обороты, когда в зал вошел директор. Шум в рядах сотрудников постепенно утих, все смотрели на Николая Павловича. Директор высокий седой мужчина в белой рубашке вышел на середину полукруга. Засунув руки в карманы, он окинул взглядом сотрудников – Все здесь?
Люди стали переглядывается. Шеф, не дождавшись ответа начал – Так вот, я с главного… наш доставщик Олег сейчас в больнице. Сбила машина… машина сбила да? – Николай Павлович повернулся к секретарю, та утвердительно кивнула головой. Начальник продолжил – Сами понимаете, клиенты ждать не могут, кто может пока Олег не поправится за него поработать? – Директор многозначительно посмотрел на мойщиков ковров, молодых парней, которые поняв к чему все идет опустили глаза. Ни кому не хотелось быть доставщиком, это разборки с клиентами, разборки с бухгалтерией, наконец, разборки с ними, с мойщиками ковров. Но Николай Павлович стоял на своем твердо. Он скрестил руки на груди – Олег у нас работает давно. Парень старательный – Директор, оглянулся, призывая всех подтвердить его слова – Не повезло в жизни, родителей нет. Один работает… но! – Шеф поднял указательный  палец – Не унывает, хочет поступить учится и заработать на квартиру – Николай Павлович достал носовой платок в клеточку, и вытерев пот со лба продолжил – Сейчас мне кажется, мы должны его поддержать. Лично я – директор показал на себя пальцем – Со своей стороны обещаю, что пока Олег в больнице, а это около двух месяцев, зарплата ему будет идти как обычно. Никакого ущемления со стороны компании.
Первой зааплодировала главбух за ней остальные. Директор нахмурился– Не надо, не надо. Тут дело такое, грех не помочь – Шеф опять вытер вспотевший лоб  - Но и вы должны понять, что надо его на какое – то время подменить. Доставка ковров останавливаться не должна. – И к мойщикам – Ну что ребята? Кто решится?
 Вышел высокий парень – Давайте… я буду – Нерешительно предложил он.
Главбух снова зааплодировала первой, за ней остальные вместе с директором. Решив щепетильный вопрос, Николай Павлович поднял тему о звонках клиентов с жалобами, затем всех успокоил, зарплату выдадут в срок, и пожелав всем успехов в работе покинул зал.
Весь оставшийся день говорили о Олеге. Прачки, сидя за чаем переговаривались. Толстая женщина, дробя зубами сушку, вспоминала – Такой парень вежливый, всегда здравствуйте, пожалуйста. О чем не попросишь, всегда поможет.
- Даа – Тянула вторая с маленькими бегающими глазками – Не пьет, не курит, молодец мальчишка. Ноо – заканчивала она вздыхая – Не везет в жизни.
Третья женщина замахала на нее руками – Да главное сам жив остался – Оглядев собеседниц поверх очков, добавила – По телевизору какие страсти показывают. Сбивают насмерть, уезжают с места. Тут слава Богу обошлось, просто в больнице. – Она отпила чаю. Уверенно добавила – Выходится, организм молодой, сильный.
И мойщики ковров в курилке, и офисные работники, все в этот день вспоминали достоинства Олега. Все его искренне жалели. Желали скорейшего выздоровления. Кто – то запустил мысль о том, что -  бы помочь Олегу деньгами. Большинство идею поддержало, но вспомнив, что зарплата через неделю, решили пока это дело отложить до лучших времен.


В приемной директора компании «Ковер самолет» секретарша Ира, сидя за столом, бездумно смотрела на воробьев за окном. Она поднялась со стула решив открыть форточку подышать воздухом, послушать веселое птичье чириканье. В это время в дверь постучали. Ира опять села за стол – Войдите –
Дверь открылась, и в комнату вошел Олег. После больницы он был худ и бледен. Однако Ире сразу бросилось в глаза то, что одет он был как с иголочки. Так одеваются люди, которые покупают одежду в дорогих магазинах, а не на барахолке. Олег поздоровавшись, поинтересовался у себя ли Николай Павлович. И остановившись посередине комнаты, стал рассеяно разглядывать туфли. Ирина ответила, что шеф сейчас освободится, пригласила присесть, не переставая разглядывать туфли, пальто, ловить носом, дорогой запах парфюма. Олег не успел дойти до стула,  дверь в кабинет директора открылась, разговаривая по телефону вышла главбух. Она кивнула Олегу не узнав его, но разглядев, осмотрела с ног до головы изумленным взглядом и улыбнувшись кивнула.


Николай Павлович сидел за массивным столом, углубившись в какие – то документы. Подняв голову он посмотрел на Куаныша и поднялся на встречу, протягивая руку – Кого я вижу! Олежа! Выздоровел –на все комнату гремел директор – Ну садись, садись, рассказывай как дела, как здоровье.
Олег присел на  край стула, робко улыбаясь, тихо ответил – Все хорошо. Спасибо Николай Павлович. – Он замялся, посмотрел под ноги, но собравшись с духом, поднял глаза – Николай Палыч… –
 - Да, да – Директор внимательно смотрел на Олега.
 - Я… -Олег разгладил складки на брюках – Я… у меня тут такое случилось –
 - Ну, расскажи. Тут все свои – Директор ободряюще улыбнулся.
Олег заговорил – Вы же знаете, у меня мать с отцом давно разошлись. Воот… мама еще два года назад умерла а отец где – то в Павлодаре. Мы с ним не общались. Воот – Олег помолчал и продолжил – А когда я в больнице лежал, ко мне пришел адвокат. Пришел и говорит, что отец умер. Ну а он оказывается какой – то бизнесмен, и оставил мне в наследство кучу денег. Там около пятисот тысяч долларов. – Олег посмотрел на директора как – бы оправдываясь что ему отец столько денег оставил.
Николай Павлович пожал плечами – Ну и ты к чему? Поздравляю. Богатый наследник теперь, поздравляю. Очень рад  - Директор на минуту прервался, сузив глаза, посмотрел на Олега – Так ты что… увольняться пришел, так что – ли?
- Ну, понимаете – Олег покраснел – Я теперь могу учиться поступить, квартиру куплю, женюсь. Но главное – Олег мечтательно улыбнулся – Можно по миру попутешествовать. Посмотреть Париж, Лондон, понимаете.
Понимаю, понимаю – недовольно проговорил Николай Павлович, не глядя на Олега – Нуу, ладно, иди, пиши заявление, и в добрый путь как говорится.
Олег поблагодарил  Директора. Он почему – то чувствовал неловкость от того что увольняется, и как – будто подставляет компанию. Он встал со стула – Ну я пойду? –
- Ага, давай – Николай Павлович даже не поднял голову от документов – Только у дверей он окликнул Олега – Подожди! Мы тут тебе, пока ты в больнице лежал зарплату начисляли. Ты как, забирать будешь?… или, раз у тебя денег куча, оставишь. – Николай Павлович убрав документы в стол, закончил – А мы их… между рабочими разделим. Ну как?
Олег сказал, что денег ему не надо. Даже почувствовал какое – то облегчение. Что может хоть как – то загладить свою вину. И попрощавшись, вышел из кабинета.
На следующий день на работу приняли нового доставщика. А еще через три дня было производственное совещание по поводу задержки зарплаты. Николай Павлович долго распространялся на счет покупки оборудования, которое необходимо фирме. А в конце совещания решил представить всем нового доставщика – Вот хочу вам представить, кто не знает, новый доставщик ковров – Директор защелкал пальцами, вспоминая имя – Вася… Вася да?
Парень в полосатой футболке кивнул.
Николай Павлович, обрадованный тем что быстро вспомнил имя, улыбнувшись, продолжил – Надеюсь наше сотрудничество, будет более плодотворным… чем с прежним доставщиком – Директор опустил голову – Я не буду сейчас рассказывать как он поступил… каждый! – Николай Павлович обвел рукой сотрудников – Каждый, для себя выводы сделал. Мы были ему нужны до тех пор, пока давали возможность заработать на кусок хлеба, а когда он разбогател, он просто пришел и кинул нам в лицо заявление. Наплевал на хорошее к нему отношение, на всех нас наплевал!
Рабочие дружно закивали, соглашаясь с директором. Все находящиеся в зале осуждали Олега. Так с ними поступить, после всего, что они для него сделали. Предательство. Что именно они сделали, никто ясно не представлял, но каждый был уверен, что очень много.