Изгой. Глава 14

Игорь Срибный
Глава 14

     Ольга не успела прочесть книгу за ночь, хотя сюжет увлек ее с первых строк. Но усталость взяла свое, и девушка уснула, уронив «Изгоя» на пол. Ей приснилась бедная Анастасия, едущая на край света за своей любовью, которая наверняка не принесет ей ничего, кроме горя…

     Проснулась Ольга разбитая и не в самом лучшем настроении.

     Проходя по залу, она увидела человека, внешность которого и его жесты показались ей смутно знакомыми, хотя она никак не могла вспомнить, где встречала его. Он был похож на персонажа, сошедшего с гравюр какого-нибудь первопечатника - такой же мрачный и будто согбенный непосильной ношей. Посетитель, увидев Ольгу, одарил ее приторной улыбочкой и взял первый попавшийся том с книжной полки.

     - Сколько букв, а? - сказал он. – Невероятно!

     - Это книга, - Ольга пожала плечами. - В книгах обычно бывает много букв. Я могу вам чем-то помочь?

     Человек вернул книгу на место, рассеянно качая головой и явно игнорируя ее вопрос.

     - Мне кажется, читают те, у кого много времени и кому нечего делать. Например, женщины. Кто работает на заводах и шахтах, тому не до сказок. Как, по-вашему?

     - Ну, на этот счет у каждого свое мнение! Вы ищете какую-то книгу?

     - Это не мнение, девушка, это факт. Слишком много бездельников, вам не кажется?

     - Не знаю. Я не знакома с этой проблемой. А здесь, как вы уже, наверное, заметили библиотека, а не площадка для проведения собраний. Скажите мне, что конкретно вы ищете, и я помогу вам.

     Человек сделал шаг к ней, и Ольге стало не по себе от его пронизывающего взгляда.

     - Я ищу книгу Кондрата  Федорова «Изгой»! – сказал он зловещим полушепотом. – Издана в Москве, в типографии Т.Износова в 1812 году.

     - У н-нас н-нет такой к-книги, - Ольга от волнения начала заикаться.

     - И очень хорошо, что нет! – радостно вымолвил незнакомец. – Но вот все дело в том, что она есть у вас дома. Лежит на прикроватной тумбочке с закладкой, которую вы вышили еще в школьные годы на уроке труда. Или я ошибаюсь?

     - Н-нет! Все так и есть.

     - Да не нервничайте вы так, Ольга! – незнакомец попытался улыбнуться, но из этого ничего не вышло – его лицо расползлось в зловещей гримасе. – Я не хочу вам зла. Хочу только предупредить… Вы ведь не прочли книгу до конца?

     - Не успела, - Ольга, наконец, взяла себя в руки. – Мне, как плохому студенту, не хватило ночи.

     - Вы сделали себе большое одолжение, Ольга! Не читайте ее до конца. Остановитесь. Я не буду вам ничего объяснять, но прошу: послушайтесь меня. Оставьте книгу.

     - Но почему? Я увлеклась ею…

     - Потому! – незнакомец невежливо перебил ее. – Потому, что кончается на «у»! Если вы прочтете книгу до конца, вас ожидают большие неприятности, если не сказать больше! Ольга, просто без лишних вопросов сделайте то, о чем я вас прошу.
 
     - Но мне интересно…

     - Чем закончится роман? - незнакомец снова перебил девушку. - Извольте: Анастасия – эта невинная душа, поедет за своим Ванькой-душегубом в Сибирь, на каторгу. По дороге ее настигнет страшная болезнь того времени – чахотка. У нее откроется кровохарканье. Анастасия умрет в дороге, не доехав до Ванькиного поселения какой-то десяток верст. Вы удовлетворены?

     Ольга вдруг схватилась за лицо обеими руками.

     - Я ведь знаю вас! – воскликнула она. – Вы уже были у нас, и после вашего ухода исчезла книга Василия Жуковского. Вы - Касьян Черняк!

     - Книга, прославляющая гений Кондрата Федорова, не имеет права на существование! – жестко сказал Черняк. – Она сгорела, испарилась, растаяла в воздухе! Ладно, чтобы вы не держали зла на меня, я прочту вам прощальное письмо Анастасии, адресованное Ваньке, которое он так и не получил. Согласны?

     Ольга кивнула головой.

     - Ну, тогда слушайте. «Дорогой мой, бесконечно любимый Ванечка! Я ухожу из жизни, так и не увидев  тебя перед своей смертью. Но хочу, чтобы ты знал: я полюбила тебя с первой нашей встречи и все еще люблю тебя, сейчас даже больше, чем когда-либо, хотя это теперь не имеет никакого значения.

     Не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь мои слова. Но если это произойдет, и ты будешь держать это письмо в руках, верю, что ты поймешь и не осудишь меня за то, что я устремилась вослед за тобою в это бесконечное путешествие, так печально закончившееся для меня. Пока я пишу эти строки, я, словно наяву вижу тебя во время нашей первой встречи, терзаемого мечтами, с душой, раненной предательством, бегущего от самого себя и от всех нас.
 
     Я прошу у судьбы только одного: чтобы ты был счастлив, чтобы все, о чем ты мечтаешь, стало реальностью, и, хотя со временем ты меня забудешь, хочу, чтобы однажды ты понял, как сильно я тебя любила».

     - Боже мой, какие проникновенные слова! – воскликнула Ольга. – Такое мог написать только очень талантливый писатель, ибо эти слова нельзя, невозможно просто выдумать!

     - И вы туда же! – с горечью сказал Черняк. – Кондрат Федоров был страшным человеком, погубившим не одну невинную душу. То, о чем он пишет, происходило на самом деле. Каждое свое любовное приключение, даже то, которое еще не состоялось, он ложил в основу нового романа, и ни одна из его героинь не нашла своего счастья, а только горе и печаль. Они либо умирали с разбитым сердцем, либо заканчивали жизнь в ужасной нищете и позоре. Да, он был талантлив! Но его талант зиждился на реальных переживаниях реальных людей. Он просто использовал их, как используют глину, чтобы лепить свои характеры и сюжеты. И это страшно! Ольга, я совершенно серьезно говорю вам: не читайте роман до конца! Только так вы сможете уберечь себя от горя, которое он вам причинит!

      - Хорошо! – Ольга все еще находилась под впечатлением от письма Анастасии. – Я принимаю ваш совет. Но почему, в таком случае, Егор дал мне книгу? Неужели он не знал о ее силе и столь пагубном воздействии на читателя?

      - Ольга, вы первая, кому я рассказал об этом. Егор, возможно, догадывается, но он не знает того, что знаю я. К тому же, совершенно интуитивно, он не стал читать «Изгоя» до конца, оставив чтение на полпути к финалу. А, пока книга не прочитана владельцем, она не может причинить вреда, а я не могу отнять ее.

      - Но для чего? – глаза девушки округлились. – Для чего вам эта книга?

      - Чтобы сжечь ее, и пепел пустить по ветру! – Черняк резко развернулся и, сильно хромая, пошел прочь…

Продолжение следует -