Пробудившаяся совесть О романе-реквиеме Каменные с

Александр Таронский
Пробудившаяся совесть. О романе-реквиеме "Каменные сны" азербайджанского классика Акрама Айлисли

   В декабрьском номере журнала "Дружба народов" за 2012 год опубликован роман-реквием Акрама Айлисли, который дал страшную взрывную волну негодования по всей территории Азербайджана лишь потому, что семидесятипятилетний единственный живой классик азербайджанской литературы рискнул написать правду о геноциде армян, связав события в Нахичевани в далеких двадцатых годах двадцатого века с дантовским адом конца двадцатого века в Сумгаите и Баку, когда в одночасье были уничтожены десятки тысяч невинных армян, ещё граждан великой державы по имени СССР.
   Я не думаю, что в этом возрасте маститый прозаик, до этого пользовавшийся всеми льготами , привилегиями национального классика,как в советские времена, так и ныне, хотел своим "скандальным" романом взбаламутить азербайджанское общественное мнение и завоевать имя Рушди или Памука, просто роман,написанный кровью сердца, есть результат его гражданской совести, его мужественной позиции среди подлого болота мракобесия и режима оболванивания масс, взятого на вооружение нынешним хозяином Азербайджана по наследству от отца.
   Самое интересное, что автор, будучи родом из небольшого азербайджанского села Айлис (бывший цветущий армянский город Агулис, отсюда и псевдоним автора)не только обожает свою малую родину, но перед всем миром раскрывает предысторию этого волшебного края, который был когда-то одним из центров армянского христианства с 12 прекрасными Церквами, искусно возведенными гайканскими мастерами древнего города Агулиса.
    Главный герой романа - знаменитый актер бакинского театра Садой Садыглы, фактически альтер эго автора и его тесть - известный доктор Абасалиев, тоже родом из Айлиса, люди незаурядного ума и интеллекта, по крупицам исследуют историю своего родного края, и не только исследуют, но даже стараются логически правильно объяснить географические названия мест, имеющих древнее армянское происхождение:" По рассказам доктора Абасалиева, в своё время в Айлисе было целых двенадцать церквей.Самую древнюю из них называли Истазын. Даже сейчас в Айлисе почти никого невозможно убедить, что в действительности это не Истазын, а Аствацатун, что на армянском означает "Божий дом", и эти развалины, от которых целыми остались лишь две стены да два подвала, были некогда для армян их Меккой и Мединой". Также автор объясняет искаженные названия других Церквей: Вурагырд - Вардакерт (изваянный из роз), Ванга -ванк (церковь по-армянски).
    Будучи творческой натурой от природы, главный герой трепетно относится к истории своего села и постепенно приходит к выводу,что народ, оставивший после себя такие величественные сооружения, не должен быть забыт лишь потому,что тогдашний вершитель судеб азербайджанского народа, "Хозяин земли азербайджанской", отец нынешнего президента,старался белое представить черным, а черное - белым, а это, как известно, привело к трагическим событиям, разыгравшимся в Сумгаите, Баку, Кировабаде и в других районах Азербайджана, населенных армянами.Вот какого мнения о Гейдаре Алиеве главный герой:"Банной водичкой себе друзей зарабатывает. Даёт каждому что-то, отнимая самое главное в человеке - его достоинство.Кастрирует душу народа, чтобы сделать всех тихими и послушными." Конечно же, это не понравилось нынешнему наследнику Хозяина, и он поспешил тут же лишить известного классика известных льгот, звания Народного писателя и даже персональной пенсии и поднял против него невообразимый вой националистических партий и зверствующих толп фанатиков, что делает дальнейшее пребывание Акрама Айлисли на родине смертельно опасным и может привести даже к фатальным последствиям.Тем более, что лидер республиканской партии "Современный Мусават" Хафиз Гаджиев с ведома самого президента Азербайджана дал торжественное обещание наградить премией в 10 000 манат(около 15 тысяч долларов) того, кто отрежет ухо писателю и даже утешает его тем, что это будет безболезненная операция, так как тут же наложат на рану вату и остановят кровотечение.Чего же можно ожидать от "гуманной светской страны", где официально признают национальным героем трусливого и шакалистого преступника, убившего топором в будапештской гостинице спящего армянина-офицера.О времена, о нравы, - воскликнул когда-то благородный оратор Цицерон,за менее мелкие прегрешения римского патриция.
   Сюжет романа несложен.Главный герой Садой Садыглы,известный актер театра и любимец публики,встал на защиту невинного пожилого армянина, зверски избиваемого еразами (азербайджанцами, переселенцами из Армении) на улицах Баку, но его настигла та же участь, и он попал в больницу в тяжелом коматическом состоянии.Врач Фаргали, прооперировавший его, кстати, он долгие годы работал в Москве, в больнице Склифософского,делает очень мудрый вывод, что"только от больного зависит, будет ли он дальше жить или нет:захочет - вернется, не захочет - останется там."
   Я помню, как после смерти Фрунзика Мкртчяна, его брат высказал очень оригинальную мысль:"Фрунзик Мкртчян умер, потому что он не хотел жить." Именно поэтому главный герой Айлисли не вернулся к жизни, он остался в своих прекрасных КАМЕННЫХ СНАХ, ибо действительность, насаждаемая двуличными убийцами, не могла дальше привлекать его, и он не был готов продолжить жизнь, которая не соответствовала принципам его человеколюбия.
    Трагедия главного героя нарастает ещё до столкновения с убийцами, он под влиянием своего тестя профессора Абасалиева всё больше и больше увлекается красотой своей малой родины и приходит к выводу, что армяне, населявшие его Айлис были трудолюбивыми людьми, которые все свои сбережения тратили на благоустройство своей родины, создавали гармоничную жизнь и для постройки каждого из церквей пожертвовали не меньше тонны золота.Он весь вр аздумьях о своем родном крае, и эти раздумья он связывает с совестью и Богом:"Никогда более не видел Садой Садыглы, чтобы мир был озарен столь невообразимым ярким светом, но никогда не переставал верить, что в Айлисе существует какой-то другой свет, принадлежавший только Айлису...И если бы люди, воздвигшие когда-то на этом крохотном клочке земли двенадцать церквей и создавшие райский уголок возле каждой из них, не оставили после себя хоть немножко своего света, то зачем тогда нужен человеку Бог?"
  Интересна и позиция доктора Абусалиева, тестя Садоя, имея огромный опыт в научном мире, он утверждает, что все айлисцы, кто ныне обитает в домах убиенных ещё в двадцатых годах армян, психически больные, в основном классической формой шизофрении, нет ни одного исключения. Бог не настолько забывчив, чтобы простить такую чудовищную подлость."Потому что эта болезнь неизлечима.Я думаю, это не болезнь даже, а кара. Кара, ниспосланная человеку Богом за его непростительное поведение."
   В своих прекрасных снах главный герой всё время вспоминает двух добрых армянских женщин, которые были последними армянами Айлиса, и именно воспоминания о них приводят его к выводу, что он не может возвратиться к жизни, хотя для этого есть все предпосылки. Он как бы впитывает в себя все грехи своих соплеменников и хочет своей жертвенностью спасти их грешные души. Но ещё до этого, до попадания в больницу с тяжелыми травмами, он решил пойти на подвиг души."Желание отправиться в Эчмиадзин,чтобы с благословения самого католикоса принять христианство, навсегда остаться там монахом и молить Бога простить мусульманам зло, которое они совершали над армянами, неожиданно возникло в душе Садоя Садыглы, в одну из ночей после событий в Сумгаите.
   После прочтения романа остается тревога, что всё, о чем пишет Акрам Айлисли, продолжает процветать и в наше время, а весомые неудачи в Нагорном Карабахе довели  недальновидных политиков Баку до белого каления и к абсурдным поступкам, говорящим о неспособности здраво мыслить и примириться с тем, Что Карабах-Арцах строит свою новую жизнь и никогда не согласится стать новой жертвой унижений и физического уничтожения там армянского населения.И вражда, которую сеют между народами организаторы Баку и Сумгаита, не может долгое время продолжаться. Нужны такие чистые и талантливые люди, как Акрам Айлисли, чтобы наконец раскрыть ту ложь, которая диктуется официальным Баку, ложь, которая мешает дружбе двух братских народов Закавказья - армян и азербайджанцев и увлекает их в бездну ненависти и непонимания. Держись, дорогой Акрам Айлисли!