Страстная неделя. Пасха

Александр Мишутин
 
  «…в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской; и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное…  И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» скажите: это пасхальная жертва Господу…»           (Исход, гл. 12)


  В память об избавлении от египетского рабства (исхода) был установлен ветхозаветный праздник  Пасхи. Само слово «пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение» - «переход». Переход евреев из земли Египетской в землю Израилеву, из рабства – в волю; а праздник Воскресения Христова – переход из смерти к жизни. Да и переход из жизни земной в жизнь вечную, с земли – на небо, тоже, в сущности, пасха.

  Неделя, предшествующая воскресению Христа, в православии и на Руси называется Страстной. А каждый день этой недели называется Великим. Великий понедельник, Великий вторник и т. д. до воскресного дня, который величается просто: Велик день или Светлый день – Пасха.

  Для церкви и для верующих каждый день Страстной недели наполнен глубоким смыслом. А для простого невежественного люда не все дни этой недели равновелики. С понедельника начинала Русь мыться-чиститься, готовиться к встрече Светлого праздника. Во вторник делали «соченное молоко»: брали конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли, разводили водою. Добавляли это «молоко» в пойло скотине, обязательно на ранней зорьке и тайком от мужиков: «иначе никакого толку не будет от лечения скотины». Вот так! В Великую среду обливали водой, натаянной из снега, собранного по оврагам и посоленной прошлогодней  «четверговой» солью, домашнюю скотину. На всякий случай. Из предосторожности. Эта вода целы год предохраняла двор от всякого «напуска».

  А вот Великий четверг – день особый. Начинали-то мыться-чиститься с понедельника, но, как повелось на Руси, всё откладывали на последний день. А последний день этих «мероприятий» - четверг. После четверга не метут избу и не убираются до Светлого дня Пасхи – грех. Великий грех. Вот и стал четверг в народе «чистым». Чистый четверг.

  Можжевельником, с молитвой взятым в лесу до восхода солнца, окуривали избу и постройки изнутри и снаружи, окуривали скотину и даже бочки для солений. Мыли, чистили избу, украшали её чистыми занавесками, скатертями, коврами- половичками.

  Омовение (очищение водой) в различных формах завершало и заключало идею Великого поста: очищение от скверны и греха. Умывались «с серебра» (вот по какому такому наитию знали об «очистительных» свойствах серебра?!); погружались в воды реки, а то и в прорубь, обливали речной водой каждого члена семьи, купались-мылись в банях, обливались водою под куриными насестами для собственного здоровья. А так как для крестьян в понятие «здоровье» входили телесная и духовная чистота, то обряды омовения были искренними и важными.

  В Великий же четверг готовили знаменитую «четверговую» соль. Так как соль в своё время, на Тайной вечере, была осквернена прикосновением нечистых рук «нечестивого Иуды», её пережигали, калили, чтобы очистить от скверны. Затем толкли, просеивали, и соль становилась настолько «чистой», что ей приписывались целебные и даже чудодейственные свойства.

  Большое значение предавалось и четверговой просвирке (белой круглой булочке), освящённой в церкви. Такое же значение, как и Благовещенской   (7 апреля): измельчённую в крошки, её смешивали с посевными семенами, добавляли в корм скоту.

  Многое в великочетверговых обычаях связано с оберегами животных и хозяйства. Петухов кормили с печной заслонки, чтобы они отгоняли (?!) чужих петухов; золу относили  в курятник, чтобы куры лучше неслись; а чтобы они не теряли яиц и неслись в своём дворе, их кормили зерном, насыпанным в круг обруча. У лошадей и коров подрезали хвосты, а по клочку обрезанной шерсти затыкали под матицу (главную балку потолка), чтобы скотина не теряла дорогу домой. С этой же целью мальчишки с колокольчиками на шее с раннего утра бегали вокруг деревни. Хозяйки до восхода солнца надевали на огородные колья горшки и кувшины с выбитым дном для предохранения кур от хищных птиц. Хозяин же до восхода солнца потряхивал соху, чтобы лучше хлеб родился.

  В этот же день первый раз стригли волосы годовалому ребёнку: «до году – грех», а девушки расчёсывали свои волосы под яблонями и подрезали кончики волос, чтобы хорошо коса росла.

  Долгого светового дня не хватало для совершения всех обрядов, и свечи от четверговой всенощной приносили утром в пятницу. Пламенем свечи наносили кресты на двери и притолоки. Кресты предохраняли от нечисти. А пламя этой свечи, зажжённой в грозу, оберегало дом от громовых ударов.

  В Великую пятницу соблюдался особенно строгий пост: многие верующие в течение всего дня ничего не ели и только пили воду. Работать было запрещено, потому мясо, холодцы куличи – всё приготовлено до пятницы. У кого не было средств и продуктов, те покупали их у разъездных лавочников. Кто и этого не мог себе позволить, тому помогали родственники посостоятельнее, а то и посторонние из чувства христианского милосердия.

  В Страстную же, Великую пятницу из алтаря церкви выносилась лежавшая на престоле плащаница (покрывало с изображением снятого с креста Иисуса). Плащаницей покрывался стоящий посредине церкви стол, то есть «гроб». Это действо символизировало погребение Христа.

  В Великую субботу православным напоминалось о пребывании Христа во гробе телом. Душою же Христос сошёл в ад, силою своей сокрушив адские ворота. Там «Он связал и поразил Сатану, вывел из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков и сел на престоле с Отцом и Духом Святым».

  В течение всего дня Великой субботы в храмах шли богослужения. К вечеру освящались куличи, крашеные яйца, творог, масло. В 10 часов вечера начиналась полунощная. По окончании её плащаницу с середины церкви вносили в алтарь и клали на престол.
  Ровно в полночь начинался праздник  Светлого Христова воскресения, то есть Пасхи. Священнослужители поют пасхальный канон «Воскресения день…», а священник приветствует людей в храме возгласом: «Христос воскресе!». На что верующие дружно отвечают: «Воистину воскресе!».
  «Как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю». (С.В. Максимов)

  Вокруг церкви, на колокольне, везде расставлены смоляные бочки, фонари, плошки. Всё горит. Вид впечатляющий! Палят из ружей. Общее ликование и умиление. Люди начинают христосование: обнимаются, целуются, дарят друг другу крашеные яйца. «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

  Именно с утра Светлого воскресения (не с понедельника!) начинается Святая неделя – Пасха, на всю неделю наполненная  радостью, праздностью и весной.

  Звонят колокола! И целую неделю, до следующего воскресенья, будут звонить. Любой желающий может взобраться на колокольню и подёргать верёвки языков колоколов.

  А у девушек в пасхальную неделю свои заботы: они не берут соли, чтобы руки не потели; умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становятся на топор, чтобы быть крепкими и т. д.
  Христос воскрес!

  А вон крестьянин вернулся с заутрени, стучится в избу.
  «Хозяйка, не отворяя дверей, спрашивает: «Кто там?» - «Я, хозяин твой, - отвечает муж, - зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» - «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». – «А клопы-то чем?» - «А клопы клопами». Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы испугаются и убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят» (С.В. Максимов)
  Ах, эти клопы да тараканы – вечное проклятие России!
  Христос воскрес!

  Крестьянин не всегда знал, а вернее всего не знал и вовсе истинного символического смысла красного яйца: мир, обагрённый кровью Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Но он верил в фантастическую силу пасхального яйца. Верил, что это яйцо, сохраняемое три года, лечит от всех хворей; брошенное в пожар – меняет направление его, а то и гасит пожар; освящённое священником и зарытое в семенное зерно, обеспечивает прекрасный урожай. А хлеб – всему голова!
  Христос воскрес!