Реформы государственного управления первой четверт

Ольга Карабашина
План.




1. Введение.
2. Предпосылки государственных преобразований Петра I.
3. Реформы Петра I: их содержание и противоречивость.
4. Заключение.










1. Введение.

Оценка личности Петра I и всей его деятельности началась современниками сразу же после его кончины и продолжается более трехсот лет – вплоть до настоящего времени. Восхваление в честь великого императора перемежалось с критическими оценками, проводимых Петром I реформ.
Выдающийся историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» посвятил шесть томов царствованию Петра I, а в публичных чтениях о Петре Великом, изданных к 200-летию со дня рождения царя  в 1872 году, в более кратком виде изложил  свой взгляд на данную проблему. Он доказывал, что реформа Петра I исторически обусловлена и необходима. С.М. Соловьев рассматривал историю и  состояние России того времени на  фоне европейской истории. Соловьев стремился доказать, что «Петр был занят одной мыслью:  преобразованием внутреннего устройства государства, а война со Швецией была лишь средством к этому преобразованию».
На примере Петра I С.М. Соловьев утверждал, что деятельность великого человека немыслима без деятельности народа, без прошлой его деятельности; народ в великом человеке находит своего полного представителя».
Эта мысль была развита и дополнена историком более позднего времени В.О. Ключевским. Он считал, что во второй половине XVII века в стране уже существовала целая «программа преобразований», что «уже до Петра начертана была цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформой Петра, а в ином шедшая даже дальше ее».  Далее он продолжал: «Реформа сама собой вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно прочувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизвестным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве».  Каждый из этих ученых оценивал роль Петра и реформ, им проведенных в России, своеобразно и далеко неоднозначно, тем более в разные периоды своей научной деятельности.
Какова же была объективная необходимость преобразований в России?




















2. Предпосылки государственных преобразований Петра I.

В конце XVII века экономически Россия значительно опережала такие страны как Польша, Пруссия, султанская Турция, Иран. С точки зрения своей политической организации Российское централизованное государство шло  впереди феодальных раздробленных таких стран, как Германия и Италия. Но по сравнению со странами, в которых к тому времени уже произошли буржуазные революции, – Нидерланды и, особенно, Англия – Россия значительно отставала в области развития промышленности, внешней торговли, флота и прочих. Сохранение отсталости являлось серьезной угрозой для независимости России и всего ее дальнейшего развития.
Начиная со второй половины XVII века, русские экономисты, представители части дворянства и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии требовали реформ. Поэтому В.О. Ключевский отмечал, что пришедший к власти в 1689 году Петр застал в русском обществе преобразовательные настроения.
Одним из способов борьбы с экономической отсталостью было промышленное строительство, развернувшееся в первой четверти XVIII века. Его инициатором являлось само государство. 43% промышленных предприятий, основанных в конце XVII –   были построены на казенные средства, при этом 51% предприятий составляли металлургические и металлообрабатывающие предприятия, а также открывались суконные, кожевенные, парусинные и прочие мануфактуры.
Особенно большое значение приобрел Уральский металлургический район. К 1725 году в России выплавляли до 800 тысяч пудов чугуна. С 20-х годов XVIII века начался вывоз в страны Европы первоклассного российского чугуна. Одновременно строились медеообрабатывающие заводы, закладывались серебряные рудники.
Постепенно правительство стало передавать казенные предприятия частным лицам. Русская буржуазия формировалась под покровительством феодальной монархии. Исторически это определило в дальнейшем нереволюционность русской буржуазии, которая поддерживала феодальное правительство и стремление к соглашению с ним.
Особенностью российской промышленности было использование труда крепостных крестьян.
Некоторые сдвиги происходили и в сельском хозяйстве. Крестьяне осваивали новые районы Поволжья, Сибири, степной зоны на юге. Широко распространилось трехполье. Особым указом была введена уборка зерновых культур косами вместо стародедовских серпов. Расширялись площади под новыми культурами: лекарственными травами, виноградом и табаком. Начали сеять кормовые травы, разводились новые породы скота. Возникли первые конные заводы. Однако основными, орудиями труда по-прежнему оставались соха и борона. Очень редко встречался плуг. Земля обрабатывалась плохо, зарастала сорняками. Этим объяснялась низкая урожайность, нехватка семян для посевов, постоянная бедность крестьян.
Правительство поощряло развитие торговли, предоставляло купцам огромные ссуды. Стараясь развивать отечественную промышленность, царизм проводил политику протекционизма, которая получила отражение в Таможенном уставе 1724 года. Предусмотренный Уставом налог облагал большую часть ввозимых товаров высокой пошлиной.
Таким образом, социально-экономическое развитие страны, тяжелые войны, восстания крестьян диктовали необходимость серьезных реформ в России.






3. Реформы Петра I: их содержание и противоречивость.

Программа Петра I по проведению реформ зависела от государственных нужд, неотложных и всем очевидным.
Война была важнейшим из этих условий. Петр ,почти не зная мира, весь свой век  воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Из 35 лет его царствования только 1724 год прошел вполне мирно, а из других лет можно набрать   не более 13 спокойных месяцев.
Петру достались от предшественников решение двух важнейших задач, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства. Во-первых, надо было завершить объединение русского народа, во-вторых, предстояло обеспечить безопасность границ, особенно с юга и запада. В целях укрепления международного положения страны внешняя политика была направлена на превращение России в могущественную морскую державу.
Таким образом, Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом царя. Реформа военного дела шла наиболее продолжительно и была самой тяжелой как для Петра, так и для народа. Эта реформа велась не только для эффективного ведения войны, но оказывала влияние на весь дальнейший ход событий.
Перед реформой московское войско было в полном расстройстве. Оно состояло в основном из сбродного ополчения, воинов иноземного строя ,казаков. Ведение Северной войны показало, что наскоро собираемые полки  быстро таяли в боях, от голода, болезней, массовых побегов, ускоренных передвижений на огромные расстояния, а между тем расширение театра военных действий требовало усиления численного состава армии. Отсюда возникла необходимость в другом комплектовании армии.
В 1705 году был произведен первый рекрутский набор. Рекрутов распределяли по «станциям»- сборным пунктам, назначали им для обучения капралов и ефрейторов. С пунктов рассылали туда , куда требовалось: на «упалые» места и для формирования новых полков. Рекрутов набирали по одной норме для всех: по одному с 20 тяглых дворов. Так была создана регулярная армия. К концу царствования Петра I, всех регулярных войск, пехоты и конницы числилось от 196 до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков и другой неурегулированной рати.Была   создана  новая вооруженная сила, незнакомая прежней Руси –  флот.
С началом Северной войны азовская эскадра была заброшена, а после потеряно и Азовское море. Все усилия Петра обратились на создание Балтийского флота. Еще в 1701 году он мечтал иметь 80 больших кораблей на Балтике. В 1703 году было спущено на воду 6 фрегатов. Эта была первая эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования Петра  флот насчитывл в своем составе 48 линейных кораблей, до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. Для управления флотом, комплектования, обучения, содержания, обмундирования был создан сложный военно-административный механизм с Военной, Адмиралтейской и Артиллерийской коллегиями. Кроме того, была создана Провиантская канцелярия, сюда надо прибавить Генеральный штаб во главе с князем Меньшиковым и графом Шереметевым. В   организации военных сил России  произошли такие перемены: порядок комплектования войск стал регулярным, шел через рекрутские наборы, в соотношении родов оружия дано преобладание пехоте над конницей; исполнен окончательный переход к казенному содержанию вооруженных сил.
Петр принял меры к поддержанию регулярного строя сухопутной армии и флота. Воинская повинность была распространена на неслужилые классы, на холопов, тяглых людей – городских и сельских, на вольных – гулящих и церковных, что придавало новой армии  сословный состав.
Дворянству, составляющему главную массу прежнего войска ,приходилось занять новое служебное положение. Холопы и крепостные крестьяне теперь стали не слугами, а такими же рядовыми, какими начинали службу  сами дворяне. С 15 лет дворянин должен был служить рядовым в полку. Молодежь знатных фамилий записывалась в гвардейские полки, победнее – в армейские. По мысли Петра: дворянин – офицер регулярного полка, но для этого он непременно обязан послужить несколько лет рядовым. Полки, где служили дворяне, стали школой для офицерства. Дворянин – гвардеец жил как солдат, получал солдатский паек, исполнял все работы рядового.
Итак,  служебное положение дворянина – офицер или секретарь коллегии.
Для содержания новой регулярной армии нужны были деньги. Поэтому после усиления армии, Петром были приняты меры для пополнения казны.
Были определены права и обязанности трех основных классов общества: люди служилые, посадские, торгово-промышленные и уездные. Т.е. крестьянство подразделялось на крепостных, черносошных, государственных, с которыми слились дворовые. Между этими  категориями стояли представители разных сословий, которые не служили, большей частью были праздным людом. Петр желал весь люд пристроить к настоящему делу, использовать в интересах государства. По всей стране царь велел  провести  подушную перепись, чем «он произвел генеральную чистоту обществ, упрощая его состав».  В 1724 году Петр  ввел  подушный сбор с населения.
Подушная перепись довершила упрощение общества. Крестьяне все были втиснуты в две группы: крепостные крестьяне и государственные.
Подушная перепись нашла для казны новых податных плательщиков.
Промышленность и торговля –это  области, о которой заботился Петр I после армии и флота. Петр затронулсвоим вниманием  все отрасли народного хозяйства: земледелие, скотоводство, конезаводство, овцеводство и т.д. – всего коснулась рука царя.
Более всего он потратил на развитие промышленности, мануфактур, особенно горного дела. Познакомившись с Западной Европой, он был покорен ее достижениями.
Петр принял ряд мер к развитию промышленности. Вот они:
- вызов иностранных мастеров и фабрикантов;
- посылка русских людей за границу для обучения мастерству;
- пропаганда государственной пользы ремесленных и промышленных занятий;
- способствовал созданию промышленных компаний, которым предоставлял льготы, ссуды, субсидии.
Для расширения источников государственного дохода (он хорошо понимал, что налоги являются средством для обогащения казны), Петр обратился к, так называемым, прибыльщикам для составления «прожитков». Прибыльщики проявили изобретательность, придумывая все новые виды налогов.
Совершенно особым источником дохода послужили земельные богатства церкви. Сбором доходов с монастырских вотчин ведал Монастырский приказ. Ему были подчинены люди и вотчины, патриаршие и архиерейские.
К прежним казенным монополиям добавились новые: монополия государства на соль, табак, мел, деготь, рыбий жир и… дубовый гроб.
Реформа дала казне Петра дополнительный доход.
Однако, многие современники оставили воспоминания о том, что у Петра были враги общего блага и полной казны. Это дворяне и чиновники. Те и другие были порождением власти, которой они  так плохо служили.
Чиновники изображаются истинными «виртуозами своего ремесла. Средства для взяточничества неисчерпаемые».
Но едва ли не самую большую помеху накоплениям поставил сам Петр. Чего стоила постройка бездонного Петербурга.
«Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательской деятельности Петра I».
Административная реформа имела подготовительную цель – создать условия для успешного исполнения остальных реформ. Однако реформа управление запоздала. Приступили к ее исполнению, когда финансовая и военная реформы были уже на полном ходу. В стране уже вовсю шло выполнение реформ, а в управлении государством ничего не менялось. Боярская дума заседала, старые московские приказы продолжают выполнять роль министерств. Появились новые приказы. Преображенский – для флота,  Военный морской – для наемных моряков.Постепенно
коренным образом изменялось управление страной. В 1708 году была  перекроена  вся  карта  страны:  созданы округа, которые назвали губерниями. Их было восемь: Московская,  Ингерманландская (потом назвали Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская,  затем появилась Воронежская. Распланировав географически губернии, предстояло разложить по ним военные  силы, высчитать сумму военного расхода и рассчитать какую долю его может принять на себя каждая губерния. Это было основной целью реформы.
Губернская реформа  положила  поверх местного самоуправления густой новый административный пласт. При губернаторе состояли вице-губернатор, его помощник, ланфриатор для дел судебных, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и разные комиссары.
Цель реформы была исключительно фискальная. Ключевский В.О. писал: «Губернские учреждения получили отталкивающий характер процесса для выжимания денег из плательщиков; меньше всего  думали о благосостоянии населения.
Пришло время сменить Боярскую думу, которая  стала тормозом для реформ Петра. Был учрежден Сенат. Указ царя был коротеньким: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления».  Сенат создавался на время. Царь возлагал на Сенат обязанности надзора за судом, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений. Затем из временного состояния Петр его перевел в постоянный орган, с постоянным составом.
Одним из первых актов Сенату было предложено создать орган контроля. Указом 5 марта 1711 года Сенату было предписано избрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он не был. В последствии сеть фискалов расширялась.
Сенат, как высший блюститель правосудия располагал неудовлетворительными подчиненными органами - приказами. Поэтому встал вопрос о создании коллегий, своеобразных министерств. Сначала их было создано девять: 1) чужестранных дел; 2) камор, ведомство государственных денежных доходов; 3) юстиции; 4) ревизион – счет доходов и расходов; 5) воинский коллегиум; 6) адмиралтейский; 7) коммерц, ведомство торговли; 8) берг и мануфактур, ведомство горнозаводской промышленности; 9) штабс – контр-ведомство расходов.
Коллежское деление отличалось от приказного. Дела распределялись по ведомствам, действия всех учрежденийвелись  на всем пространстве страны. В ведении дел был наведен порядок.
Кроме реформ в основных областях Петр провел ряд реформ в местном самоуправлении, образовании и др.
 В  деле образования Петр завел в Москве Высшую морскую (Навигацкую школу). В ней впервые в России стали преподавать математические науки. Позже эту школу перевели в Петербург, преобразовали в Морскую академию. В провинции были открыты особые арифметические школы. Устроены были школы для обучения грамоте, математике, морскому и инженерному делу, счетоводству, медицине. Обучение имело практический характер.
Петр дал приказ основать Академию наук (1724г.). Он был выполнен после его смерти.
При Петре стала выходить в России печатная газета, появился первый театр.
После первого заграничного путешествия Петр приказал придворным оставить длиннополое русское платье и носить короткое, европейское. Бороды приказано сбрить. На приеме в селе Преображенском Петр сам стал стричь бороды бояр и обрезать полы длинных русских кафтанов.
Было введено европейское летоисчисление.
 До этого счет лет велся от «сотворения мира». При Петре велено было считать, как в Европе, от «рождества Христова», то есть ввели тот счет лет, которым мы пользуемся сейчас.
















4. Заключение.

Мое мнение таково, что с именем Петра I, неразрывно связаны его преобразования.
Успехи, которых добился Петр, приобретались ценой отрицательных фактов – поражений в военных сражениях. При нем война стала школой для дальнейшего развития реформаторской деятельности. Но это неестественное соединение войны и реформы породило и круг, из которого не было выхода. Реформа затягивала войну. А война становилась тормозом реформы. Это было вызвано существенными противоречиями, ошибками, колебаниями, бесчеловечной жестокостью царя, слабостью гражданских чувств, невоздержанностью. В то же время у Петра I была беззаветная любовь к Отечеству, преданность своему делу, широкий взгляд на свои задачи, смелые планы. Такая двойственность   личности царя отразилась в политике Российского государства.
Отсталость России не была преодолена преобразованиями Петра, но она уменьшилась и подорвала старые устои старой Руси. Россия продвинулась вперед, хотя сама оставалась еще феодально-крепостной страной. Было сделано немало. Россия стала империей, морской державой, укрепилась на берегах Балтийского моря. У нее появилась хорошая армия и флот развилась промышленность и торговля, улучшилось внутреннее государственное устройство и просвещение. Западноевропейские страны стали считаться с сильной Россией, искать союза с таким могущественным государством.
Петр I укрепил национальное государство дворян и купцов, которое служило интересам этих классов.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Анисимов Е.В. Время петровских времен. – Л.: Лениздат, 1989.
2. Валишевский К. Петр Великий. – М.: Квадрат, 1993.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Мысль, 1989.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1991.
5. Ключевский В.О. Курс Русской истории. Т.IV. – М.: Мысль, 1988.
6. Наше Отечество. Опыт политической истории. – М.: Тера, 1991.
7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 3, 14. – М.: Наука, 1960.
Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. Очерки социально-экономической и политической истории. – М.: П