Про червонец

Вениамин Зайцев
Было это в замечательном городе Капустин Яр-1, индекс: 416500, если не изменяет память. Это знаменитый ракетный полигон затерянный в Астраханских степях, где очень мелко-дисперсная пыль поднимается клубами, когда идешь по дороге, об этом мне как-то напомнил мой друг ашомец Валера Котельников, с которым мы в середине 80-х выпускали самиздатовский поэтический сборник и один из выпусков был посвящен 100-летию великого Велимира Хлебникова. Он написал стихо, где каждое слово в строфе начиналось на звук "П". Я спросил, а почему на "П"? -Ты же жил там и помнишь когда идешь по проселку пыль от подошв "пых-пых"... ответил Валера. Дело в том, что Хлебников провел в этих краях значительный отрезок своей удивительной жизни.

Шел я по улице Ленина из школы домой, учился я тогда то ли в 3 кл., то ли в 4, домой особо не хотелось и решил я зайти в "Детский мир", там на 1 этаже продавали газировку, сироп был в таких стеклянных конусах, а из крана с журчанием наливали воду с газом, за 3 коп., вкусно однако было. И вот стою я в очереди, впереди человека 4-5 и тут я замечаю планирующий красненький червонец, как мне показалось его уронила одна из двух женщин стоящих у прилавка. Я впился глазюками в десятку, сердце учащенно забилось, в мозгу стали возникать образы игрушек, которые я куплю. Потом я было дернулся, чтобы сказать женщинам, "не они ли уронили", но это малодушие я подавил быстро и думал только о том, чтобы никто не заметил его кроме меня. Червончик мирно покоился на досках деревянного пола покрашенного коричневой краской, не очень бросаясь в глаза. Подошла моя очередь, я наступил ногой на купюру и стал доставать мелочь из кармана, случайно уронив пятачок, я вытащил из под подошвы деньжищу и сунул в карман. Счастью моему не было предела, выпив лимонад я полетел домой. Влетев в квартиру, мама была дома, я стал ей рассказывать, что нашел 10 рублей. Это была роковая ошибка. Мама выслушала мой рассказ, в котором я опустил подробности про женщин и сказала, -"ну нашел и нашел, купишь себе чего нибудь".
На следующий день мать пришла с работы и стала мне рассказывать слезную историю про ее клиентку, которая пришла сегодня к ней кабинет и плача в три ручья поведала ей страшную историю о том, что вчера она где-то потеряла 10 руб. и теперь не знает как ей прожить до получки и что дети ее будут голодать. Сопоставив в своей 10 летней башке тот факт, что я не говорил, что его уронила женщина, я пришел к выводу, что это правда и отдал маме деньгу. Счастье меня покинуло, а горе обуяло.
Через два дня мне маманя рассказывала счастливую историю о том, как она отдала деньги этой женщине и та безмерно была рада и очень меня хвалила и что теперь ее дети не умрут от голода. Меня рассказ удовлетворил и я почувствовал гордость за то, что спас маленьких спиногрызов.
А на выходные я, папа и мама поехали в село на рынок, и родители купили килограмм 5 клубники и деревенскую сметану, и я целую неделю уплетал клубнику со сметанкой и сахарком.

Прошло 30 лет. Сидим мы на даче, на пленэре, у фонтана и вдруг я спрашиваю маменьку. -Мам, а помнишь я нашел 10 руб. и ты их отдала тетке, которая их якобы потеряла? -Помню, ответила мама. -А ведь ты меня обманула, не было же никакой женщины с голодными детьми? - Ну не было, зато ты целую неделю ел клубнику, смеясь ответила мама.