Иван-Дурак XIX

Никита Ломоносов
XIX

Имеющаяся информация относительно мировых сказаний показывает образ Ивана-Дурака с примечательным постоянством и появляется не только в русских сказках. В самом сюжете сказки «Конек-Горбунок» использовались схожие мотивы сказаний других народов.

Известна норвежская сказка «Семь жеребят», в которой младшему сыну, пасшему королевских коней, также помогает волшебный жеребенок. У немцев распространена сказка «Ханс дурак», у итальянцев «Пьетро дурак», а у французов сказка «Женитьба Жана идиота».

Уверены, приведенные примеры не единственные и при желании можно найти и другие.

Вообще сказания об Иване-Дураке, существующие более тысячелетия, содержат многое общее с многочисленными сказками иных сюжетов. В таких сюжетах неприметный герой, преодолевая многочисленные трудности, женится на царской дочке. Обычно в конце истории герой занимает царский трон. Ярким примером может служить русская сказка «Царевна-Лягушка».

Несомненно, подобный сюжет настойчиво повторяет определенную загадку для толкования не только в связи с Дураком. Об этом мы упоминали в «Христианстве и мистериях».

В объективном отношении не должно иметь значение начало пункта в исследование. В этом мы принимаем помощь одного из авторитетных исследователей сказки В. Проппа в утверждении, что не всегда сюжет сказки развернут полно. Сказания различных народов могут частично дополнять общий сюжет, наполняя его некоторыми неизвестными деталями. При таком подходе толкование может стать разносторонним.

Иными словами, если данных, необходимых для толкования Дурака, будет недостаточно относительно сказки «Конек-Горбунок», такую информацию можно позаимствовать из других похожих мифов, сказок и фольклора. Это может оказаться вспомогательным толчком в попытке толкования, когда некоторый элемент может принять относительность искомого.

Пока пойдем простым путем с самого поверхностного значения образа относительно нашего исследования. Сразу выскажем свои предположения, чтобы впоследствии коснуться этого момента только мельком.

Поскольку похожие сказки характерны не только для России, внешний смысл Ивана-Дурака в виде особенности русской черты удовлетворить нас не может. Нас не оставляют сомнения в том, что смысл Дурака несомненно должен находиться гораздо глубже.

Добавим, что многие исследователи считают образ гонимого героя пришедшем в волшебные сказки из более древних мифологических народных преданий. Именно поэтому распространенный образ имеет присутствие нечто общее и объединяющее героев сказок многих стран.

Продолжая очевидную мысль о "всеобщем" Дураке обнаруживаем скрывающеюся общечеловеческую гипотезу, актуальную до настоящего времени. Теория о русском менталитете, представляется, всего лишь в незначительной степени дополняет некую общую основу особенной характеристикой русского народа.   

Подобная распространенность сюжета о Дураке определенно может навести на мысли о поверхностно связанным с этим русским менталитетом, с его ленью и глупостью, выражающейся в непонимании реального мира или просто уклонения от него.

В этом направлении можно продолжить мысль и сказать, что любое отклонение от реального мира трактуется, обычно, как безумие.

Вспомним Библейские сказания, о которых мы говорили в нескольких последних работах, которые гласят:

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».

Теперь, при поддержке религиозных постулатов, можно смело говорить о не принципиальности русского менталитета. Такая гипотеза имеет право на существование и затрагивает лишь незначительные моменты. Однако подобную гипотезу можно не принимать во внимание при общем рассмотрении, поскольку такая особенность не отражает искомого глубинного смысла образа Ивана Дурака.

О соотношении безумия и мудрости мы надеемся поговорить в "Христианство и мистерии", а также в начинающемся цикле статей о толковании Священного Писания.

Учитывая вышеизложенное, первый пункт приведенной таблицы можно считать подходящим лишь в относительной и довольно поверхностной степени. Стремление к более глубокому проникновению во всемирный образ Дурака рождает желание продолжать поиск более скрытого смысла рассматриваемого символа.

                Продолжение следует ...