Розыгрыш

Ади Гамольский


Да не обращайте вы внимания на заголовок. Я и сам не очень люблю эту телепередачу. Иной раз, когда смотришь её, то, скажу честно, по серьёзному опасаешься за жизнь и душевное состояние объектов розыгрышей. Вообще-то нормальный розыгрыш – это не так уж и плохо. Согласитесь, что у каждого в жизни бывали ситуации, когда он неожиданно сам становился объектом розыгрыша, а иногда и наоборот. Это уж как повезёт. А вот в жизни моей как- то так уж сложилось, что вечно не везло мне с этими шуточками. Ну не везло, хоть ты тресни! И по сей день приближение Первого апреля ожидаю с некоторым трепетом.
Ну, что было в детские годы как-то не помнится, только, думаю, что всё-таки и в эту золотую пору попадался на всевозможные  розыгрыши. А как же? Это уже судьба такая. Планида!
 Наверное, один из самых старых розыгрышей случился еще в студенческую пору.. Зимой было дело. Накануне зимней сессии. Пошел в институтскую библиотеку сразу после обеда и на заметил, как засиделся до темна. В ту пору еще не было летнего и зимнего времени. Вот так тогда люди и жили: знали, что в зимнее время  утром светает поздно, а вечером – темнеет рано. По часам – вроде бы вечер, а за окнами темнота, хоть глаз выколи. Совсем, как будто бы раннее зимнее утро. Выходит, пора уже  возвращаться мне в общежитие. На улице фонари зажглись, засветились окна в домах, короче – вечер. Настоящий зимний вечер. Подхожу к своей комнате, открываю дверь, а там -  какая-то невероятно активная суета. Один постель застилает, второй полуголый на кровати сидит и кричит третьему (а нас в комнате семь человек жило): «Ты мне очередь займи в столовке!» А двое вообще уже одетые, в дверях стоят. Стою – не пойму что делать: вроде бы только что был на улице и там ещё был вечер, а вошёл в комнату – тут уже наступило утро. Настоящее зимнее утро в студенческом общежитии. Опять же, до того, как выйти на улицу, я вроде бы в библиотеке занимался…вечер вроде бы был… Что за чертовщина? Опустился на стул, расстегнул куртку, сижу, пытаюсь мозги собрать – где я, и когда я? Вчера я или уже сегодня я? Ну, потом ребятам надоело комедию ломать, расхохотались и рассказали, как дело было. Оказывается, увидели меня в окне и решили разыграть: Быстренько организовались – кто и что будет делать. Времени много не понадобилось, даром, что студенты-технари! Ну, а потом весь этот спектакль разыграли. А я чуть было умом не тронулся!
Ну, а уж, сколько розыгрышей было потом, всех, разумеется, и не упомнишь. Когда учился в аспирантуре, помнится, разыграли меня по высшему разряду. Случилось это первого апреля – в этот день, как говорится, сам Б-г велел всех разыгрывать.
Заскакивает ко мне в лабораторию с утра пораньше коллега-аспирант  и с порога громко объявляет, что меня вызывает зав. кафедрой. А он на одну минуточку, ещё и мой научный руководитель. Кстати, мне давно нужно было с ним встретиться, да всё как-то не получалось. Ну, я быстренько собрал всё, что нужно было для разговора, и предстал «пред ясны очи». Шеф смотрит так на меня удивлённо, говорит: «Слушаю тебя. В чём дело?» Вот тут-то до меня дошло! Извинился, выскочил из кабинета … А все вокруг стоят радостные такие. «С первым апреля!» кричат. Ну, думаю, сегодня надо быть поосторожнее: разыграли раз, разыграют и вторично. Для ровного счёту. Как в воду глядел!
Продолжаю трудиться. Вдруг звонок – «Вас приглашает зайти проректор по науке». Голос вроде бы незнакомый, наверное, говорит его секретарь. Думаю «Зачем это я ему понадобился?», но на  приём всё же пошел. Такие приглашения игнорировать не рекомендуется. А проректор наш мужик был демократичный и принял сразу же. Разве, что посидел немножко в ожидании. Захожу. Здороваюсь. Он предлагает присесть. Спрашивает в чём проблема. Я ему, мол, Вы же сами меня пригласили. Он вызывает секретаря и, я бы сказал, что с некоторым таким напором, при мне ей и говорит: «Прошу Вас запомнить, что именно сегодня я никого к себе не приглашаю».
Возвращаюсь к себе и чертыхаюсь про себя. Ну, нет бы проверить, так попёрся! Только вошел, залетает  девочка-лаборантка с другой кафедры и передаёт мне просьбу ректора университета, академика Академии наук и прочая и прочая, подняться к нему в его лабораторию. Дело в том, что ректор наш потому и стал академиком, что не гнушался экспериментальной  работы, а как раз надо мною располагалась лаборатория, в которой он трудился. Ну, я, разыгранный сегодня уже дважды, решил на этот раз не поддаваться. И лаборантке этой говорю: «Сегодня я вот так же был на приёме у зава кафедрой и у проректора по науке! С меня достаточно на сегодня! Передайте уважаемому Леониду Михайловичу, что, если у него есть такое желание лицезреть меня, то дверь не заперта. Я его всегда с удовольствием приму! Всё! Точка! И, кстати. - с первым апреля!» Девочка вышла, не сказав ни слова. Через некоторое время отворяется дверь и на пороге – наш ректор! (А был он, кстати, исключительно интеллигентный человек.) И, войдя, говорит мне: « Извините меня, пожалуйста. Я как-то даже не помыслил, что Вы можете быть заняты. Но мне хотелось бы, чтобы  Вы уделили мне немного Вашего времени и рассказали об устройстве воздушного термостата Вашей конструкции». Вот тут-то я чуть на пол не грохнулся. Объясняю ему ситуацию. А он так спокойно и умиротворённо: « Ах, эти первоапрельские розыгрыши! Из-за них вечно всяческие казусы случаются. Не принимайте близко к сердцу. Пустяки!»
Пустяки, оно, может быть и пустяки, а только первоапрельские розыгрыши постоянно преследуют меня по жизни, словно злой рок. Правда, в Израиле, куда я  репатриировался,  к первоапрельским розыгрышам отношение, я бы сказал, более суровое. Значительная часть населения, всё-таки, исповедует ту или иную религию и живет сообразно указаний священных книг и религиозных авторитетов. Хотя вот уже несколько лет именно 1 апреля в Хайфе устраивают День смеха. И все-таки, здесь я бы не рекомендовал выдавать шуточки типа «у Вас вся спина белая!», как шутили на географической родине.
Во-первых, у местных довольно своеобразное чувство юмора и вас могут просто не понять. Бывало так, что иногда пошутишь в смешанной ивритско-русской компании – «русские» со смеху умирают, а иврито-язычные только вежливо улыбаются. Начинаешь объяснять – и получается точно, как в сценке «Авас», что разыгрывали когда-то Аркадий Райкин и Роман Карцев: то, что нам смешно – им не смешно. А потом ещё и пресловутый «языковый барьер»: пока вспомнишь нужное слово или найдешь его в словаре, столько времени уйдет! А ведь прелесть шутки именно в мгновенной реакции
 А, во-вторых, не пытайтесь здесь шутить с особами женского пола: могут ваше поведение расценить, как сексуальные заигрывания, воспринять, вообще, за сексуального маньяка и, разумеется, вызвать полицию. Это в лучшем случае.
Тем не менее, помнится, несколько лет тому назад, в средствах массовой информации, как бы невзначай, промелькнула своеобразная «утка». Так, мельком. Будто бы именно 1-го апреля, только один день, в аптеках больничных касс будут раздавать по 1 кг кошерной ( ! ) свинины. Но! Только один день, только по одному килограмму и только по рецепту семейного врача. И вот первого апреля с самого раннего утра аптеки больничных касс буквально штурмовали толпы дважды соотечественников, изможденных кашрутом. У всех была единственная просьба – отпустить вожделенный килограмм кошерной свинины, в виде исключения, без рецепта семейного врача. Парадокс заключался в том, что свинья по определению,  не кошерное животное, а мясо её, естественно, также не кошерно. Интересно отметить, что поток страждущих не прекращался еще и два последующих дня.
Да что тут говорить? Жизнь это такая своеобразная штука, что порою трудно предугадать в какой роли можешь сам оказаться. Или, как говорится, «со щитом», или «на щите». Это уж как карта ляжет. И мне, честно говоря, иногда случалось избежать   роли жертвы розыгрыша.
Буквально недавно было. Сижу в своей больничной кассе перед кабинетом физиотерапии, ожидаю, когда врач вызовет. А рядом со мною, представьте себе, большое такое комнатное растение, вроде  пальмы небольшого формата. И, само собой разумеется, вокруг – лужа воды. Просто полили пальму эту от всей широты души. Открывается дверь кабинета и выходит давняя моя знакомая. Естественно, оба мы обрадовались встрече. Слово за словом, я что-то там пошутил, она расхохоталась. И как-то обратил внимание на то, что она всё время топчется в этой луже и невольно оставляет грязные следы на светлых плитах пола. Говорю ей, мол, смотри, чтобы о тебе чего-нибудь не подумали – ишь, грязь какую развезла! Она увидела всё это, ойкнула, быстренько со мною распрощалась и отошла к стойке, за которой восседала секретарша, очередь на прием, чтобы заказать
Вышла врач, разумеется, обратила внимание на грязь и лужу, спрашивает, что здесь сучилось. Тут я, как-то, совершенно непреднамеренно и разыграл знакомую свою. Отвечаю врачу, вот встретились, мол, давно не виделись, начали вспоминать всякие смешные случаи. Вот она, знакомая моя, так хохотала, что, извините, слегка не удержалась. Да вон она сама у стойки стоит. А она от стойки видит, что мы с врачом о чём-то беседуем, и оттуда кричит: «Извините меня! Извините меня, пожалуйста! Это я нечаянно наделала такое!» Тут уж у врача глаза на лоб полезли, говорит: «Всякое приходилось в жизни видеть, но такое…» Потом пригласила санитарку, чтобы та всё прибрала. И только, спустя некоторое время, разобрались, что именно произошло. Бывает. Но похохотали от души! Втроём уже. Розыгрыш!