Лоскутки счастья. Вовка и Колька - пацаны из СССР

Владимир Сергеевич Мусатов
Великая Отечественная война закончилась - Боже, какое это счастье.

                ******
- Колька, смотри, избушку бабы Марфы совсем завалило, откапывай крыльцо, а то у меня полные карманы конфет и пряников, даже в пимы мне насовали, вот, какие добрые люди в Златополе.
- Вот это Рождество, вот это сугробы, - Колька сунул Вовке за пазуху, завернутый в бумагу, кусок сала для одноногого дяди Миши, и принялся разгребать снег. - К Марфе - то мы должны обязательно пробиться, она одна осталась, всех своих  сыновей на войне потеряла, - бубнил Колька, разгребая снег.
- Потом зайдем к дяде Мише,  домой к рассвету  вернемся, и  на печку греться и пряники с молоком… - Вовка представил большую русскую печку, и ему стало сразу теплее.
- К одноногому солдату  зайдем обязательно, ему мама наказала передать кусочек сала, а я, может быть, пыхну  разок, другой из его козьей ножки.Ну, и самосад у него! Знаешь, какой  крепкий!? - Колька стал стучать в дверь бабы Марфы.
                ********
- Эх, Голота, ты зря не гуляй-ка, разобьют Украину паны! -
Вовка ехал верхом на корове Пеструхе и, размахивая деревянной саблей, крикнул Кольке,-   подхватывай,  «Ты коня своего поднимай-ка на защиту своей стороны».
Колька изобразил лихого казака и врезал своей "саблей", по ляжке годовалой телки.
Телка взвилась, как ошпаренная и побежала со скоростью ветра, Колька чудом удержался «в седле», однако на беду «казака» впереди была широкая канава, и телка остановилась, как вкопанная.
«Лихой казак» перелетел через голову телки и приземлился  в канаву.
- Вовка – обратился он к, подъехавшему  хохочущему брату, - дерни – кА мне за руку, кажется, я отвоевался, плечо вывихнул.
                *********

Вовка лежал в прохладном чулане на деревянной лежанке, и ему было так радостно и приятно, что они построили свой дом, окружили штакетником свой просторный двор, и что в огороде у них теперь растет все, что он так любит поесть.
На улице все изнывали от жары, яркое солнце палило так, что в огороде все бы уже давно засохло, если бы они с Колькой не поливали грядки  каждые три часа.
- Эх, у каждого свое счастье, вот пойду сейчас сорву в огороде пару огурцов, малины, несколько красных морковок, пучок зеленого лука из колодца достану  холодного квасу, кусок хлеба отхвачу от, испеченного мамой, каравая, да как наверну все это, ну чем не жизнь.  Колька, словно, прочитал его мысли:
- Вовка, пора огород поливать, но если ты приготовишь окрошку, то я один полью, только свари четыре яйца и картошку, а я нарву  огурцов, лука, достану сметану из колодца…..
- Ладно, Колька, квасу тоже достань, пусть он немножко согреется.
Да, хорошо иметь свой огород, корову, куриц, собаку с кошкой,- размышлял Вовка. Вот позову сейчас Феньку Кирлюкову - невесту мою, ей десять лет исполнилось, вместе-то мы живо окрошку приготовим - не жизнь, а малина.
                *******.
- Какое счастье, что у меня  много братьев и сестренок, - думал Вовка.  И что мне до  какого-то там миллионера Рокфеллера, вот и  папка  любит  говорить маме: « Марусь ты у нас мать-героиня, мы с тобой теперь богаче Рокфеллера» - А все потому, что  мама родила десять детей  - это ж какое богатство.
Приедет  Алька из института, и мы пойдем в турпоход по нашим горам.  В наших горах летом так хорошо;  растет малина, вишня, белые грибы, всюду дикие розы.
В голубых  озерах  окунь, чебак, щука,  плавают, в горных лесах маралы, козы бегают, белки совершенно не боятся людей, с руки орешки берут, красота – то какая!
Турпоход, по нашим горам – это такое счастье,  что ни в сказке сказать, ни пером описать! – Вовка  обмакнул ручку в непроливашку и красиво  написал, родная земля - наше счастье.
                *******
- Колька, Колька, ты посмотри, какую я лыжу нашел, посмотри, как она гнется, вот это лыжа…. она никогда не сломается….
- Ни фига себе, настоящая лыжа с креплением, где это ты такую лыжу отхватил? – Колька недоверчиво посмотрел на Вовку.
- На речке в овраге, я в него на санках свалился, смотрю, а рядом со мной лыжа валяется,
 теперь у меня две лыжи, и  я могу идти на горы  кататься, счастье – то, какое!
- Ну, Вовка ты – везунчик, смотри, на ней надпись фабричная, ты и на своей самодельной  лыже тоже напиши, «Спорт», пацаны от зависти сдохнут.
                ******
- Юрка, пошли на озеро,  возьми хлеба, а мы с Колькой возьмем графин квасу, да огурцов, что там еще? -  спросил Вовка брата.
- Вареных яиц возьми, - крикнул Колька.
- Я тоже хочу  на озело, -  Танька вытирала слезы своими кулачками.
- Ты за нами не поспеешь,  отстанешь на перевале, ну, ладно, я тебя в связку возьму, но ты же нырять с большого камня боишься.
- А я буду бомбой падать.
- Хорошо, только сандалии возьми с собой, а то на перевале острые камни.
- Урра, - у Таньки моментально высохли слезы, и она побежала в дом за сандалиями.-
                *******
- Колька, я тоже хочу на лошади…..
- Успеешь, ну, Монголка, пошла, - Колька, в одних трусах сидел верхом на лошади и голыми пятками лупил Монголку по бокам.
Он носился на лошади, как угорелый целый час, потом вдруг неожиданно остановился, слез с лошади и, неестественно переставляя ноги, подошел к Вовке.
Повернувшись к нему задом, он нагнулся и спустил трусы до колен.
- Вовка, посмотри, что у меня там на заднице?
На его ягодицах было два кроваво-красных пятна.
- Все, откатался, иди и смажь  задницу дегтем, - радостно сказал Вовка.
                *******
- Пацаны, кто мою заявку  повторит? – Вовка скрутил «солнце» на турнике.
Все пацаны боялись, но не таков Колька,- Хах, видали мы таких гимнастов, я скручу! – и Колька полез на турник, а Вовка встал на страховку. Колька крутанул солнце, сорвался, сбил Вовку с ног,  оба свалились в опилочную кучу.
- Скрутииил, ха-ха-ха,- пацаны умирали со смеху.
                *******
- А кто мою заявку повторит!? – Колька взял длинную жердь, разбежался по крыше сарая, и решил перелететь на крышу дома, до которого было четыре метра. До крыши он не достал, а грохнулся об стену дома, жердь переломилась пополам, а Кольке хоть бы хны… - Не даром у меня по арифметике двойка, не рассчитал маленько, - все покатывались со смеху...
                *******
Пацаны, умоляю, не  стреляйте в птичек, - Вовка спрятал свой поджиг (самодельный наган) в карман солдатских галифе.
Ладно, Вовка, я не буду, - Колька тоже спрятал свой трехствольный поджиг...
Рыжего Саньку, как будто кто-то кольнул в задницу  стилетом, - А я буду!
- Ну и дурак! – Вовка привалился к лежащему любимому бычку , которого он пас в степи вместе с коровой.
Рыжий Санька залег в траву и прицелился в трясогузку.
- Чтоб тебя самого так, Вовка матюгнулся.
- Да он все равно не попадет, у него же ствол у поджига кривой - Колька презрительно сплюнул.
Раздался выстрел.
- Ааа, - заорал  Рыжий Санька, - у меня ствол разорвало!
Он вскочил, глаза его были  закрыты, все лицо было усыпано пороховыми песчинками. .
                *******
Колька запрыгнул в идущий товарняк первый и, стоя в тамбуре, ждал Вовку.
Тамбур вагона, идущего на подъем, товарняка поравнялся с бешено бегущим Вовкой.
- Хватайся за скобу! – заорал Колька.
Вовка толкнулся левой ногой и намертво вцепился в железную скобу двумя руками, его ноги отбросило назад, все его худое, жилистое  тело вытянулось, но через мгновение он резко подтянул колени к груди и встал на железную подножку.
- Молодец, - Колька быстро по скобам полез на крышу вагона, Вовка не отставал, они поиграли в войну, перепрыгивая с одного вагона на другой,  вскоре товарняк пошел на подьем и сбавил скорость.
Братья смело спрыгнули и  покатились по насыпи вниз, отряхнувшись, полезли на горный перевал, где на маленьких кустиках поспела сочная горная вишня.
Вот это жизнь, «ешь, не хочу», Вовка, тихо, смотри белка на скале сидит и в лапках шишку держит, ну, до чего красивая,  давай поймаем и домой принесем.
- Ну ты даешь, а вдруг ее детки дожидаются, здесь  ее владения, смотри, какая она счастливая.
                ******
Вовка, пошли на переезд, скоро машины с пшеницей пойдут в Загот-зерно, надо немного пшеницы добыть, - Колька натянул куртку с накладными боковыми карманами.
- А если шофер поймает
- Пока он остановиться, мы успеем убежать,  не поймает, не дрейф, а то с голодухи уже живот к позвоночнику присох. Горстей десять бы и хватит, пожарим и поедим, да Вальку с Танькой  накормим. Главное, не висни долго за бортом, спрыгивай, пока машина не разгонится. А то я вчера завис,  а шофер как дал газу, я спрыгнул,  да поздно, меня понесло,  бегу, что есть силы, все равно упал на пузо, - Колька задрал рубаху,  пузо у него было все в кроваво- красных полосках, - и как назло, почти вся пшеница из кармана по дороге просыпалась.

                *******
Вовка и Колька, 12ти и 14ти лет пацаны, после учебы собирают  железо, сдают на приемный пункт, зарабатывая себе на пшенную кашу и кусок черного хлеба,  они помогают отцу прокормить, одеть, обуть   мать и семерых детей.
Они несколько месяцев  ежедневно откладывали по пятьдесят копеек из этих скудных  денег и, накопив пятьдесят рублей, купили на эти деньги  три тома  произведения Карла Маркса «Капитал»,  два складных ножичка с двумя лезвиями,  и у охотника Пострелялова купили немножко пороху для своих поджигов.
Как-то за  обедом отец спрашивает, - ну, что там пишет Карл Маркс про капитализм?
- Ой  у Карла  Маркса все так запутано и нудно,  мне больше нравится читать книжку «Дети капитана Гранта», - скал Вовка,  а Колька сказал, - мы лучше подарим эти  книжки старшему брату Альке, он у нас студент и самый умный, уж он то разберется с этой проклятой прибавочной стоимостью..
                *******
Слюнтяй ты сопливый, Серикпай, сколько я тебя тренировать буду?
- Вовка взял свой носовой платок, и стал вытирать Серикпаю разбитый нос, - смотри, у тебя зеленые сопли стали красными, если ты сейчас Султану нос не расквасишь, ты мне больше не друг.
Колька, начинай второй раунд, «Степной Беркут» готов доказать  «Горному  Орлу», что он не слюнтяй.
                ********
- Вовка, отойди, я сейчас  взрыв устрою, жахну по петарде кувалдой из-за угла.
- Нее,Колька, не пойдет,  если хочешь стать инвалидом, можешь жахнуть.
- А чо делать?
- Сделать к кувалде кривую ручку, а лучше положить петарду на рельсы, чтобы паровоз на нее наехал.
- Точняк,Вовка, пошли к железнодорожному мосту.
                *********
- Вовка, а ты можешь залечь между шпалами и пропустить через себя товарняк?
- Могу, но не хочу.
- Боишься, я  бы залег, да не умещаюсь между рельсами..
- Я не трус! Я.. я - Александр Матросов, - Вовка выбрал самую глубокую ложбинку между шпалами и залег.
Фенька испугалась за своего жениха  и  выдала   затею пацанов путевому обходчику.
- Фенька, ты предательница, и никакая мне больше не невеста, - Вовка посмотрел на Кольку.
- Ее нужно расстрелять! – Колька полез в карман за трехствольным поджигом.
- Ладно, пусть живет,  порох нужно экономить, - Вовка посмотрел на Феньку, - свою вину искупишь в бою. 
                ********
Интересно сравнить пацанов разных поколений, разных стран, разных укладов и условий жизни.
Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Пацаны  вкалывали по черному, однако  жили не тужили. Возраст пацанов 12-15 лет.
                ******
- Вовка,   что ты  копаешься под вагоном, бросай все пошли в пекарню, сил моих больше нет, руки околели, ну и мороз сегодня.
- Не могу же я бросить работу, габарит еще не готов, - Вовка, согнувшись под вагоном в три погибели, бросал уголь вверх, а он, как проклятый, катился обратно.
- Мне еще лопат тридцать осталось выбросить, и я приду, - крикнул Вовка.
- Ну ладно, мы пошли, ты нас догонишь, ну и ночка выдалась, чтоб ее…- Колька смачно выругался.
Ребята двинулись к хлебопекарне, в которой, к счастью для пацанов, работала мама Шурки Крючкова.
Вовка догнал ребят, когда они уже заходили в кочегарку хлебопекарни. Сбросив рваные рукавицы, он уселся на топчан поближе к топке.
- Какое счастье, Кирюха, работать в тепле, открой-ка заслонку, я ноги погрею,  - Вовка протянул  к топке  ноги в дырявых пимах.
- Да ты пимы – то сними, у тебя там снегу полно, - Кирюха – кочегар, чуть постарше Вовки стянул с него начинавшие подтаивать примороженные валенки и вытряхнул из них снег вместе с соломенными вкладками.
- Какое блаженство, спасибо, Киря,  - Вовка вытянулся на топчане.
- Держи,  гостинец от мамки, - Шурка  протянул Вовке горячий, прямо-таки с пылу с жару, кусок черного хлеба. Колька и Витька Гладких и сам Шурка уже с упоением жевали, как им казалось, вкуснейший в мире  российский, черный хлебушек.
- Какое счастье, Шурка, что у тебя мама здесь работает, передай ей огромное спасибо, - сказал Вовка другу.   
- Да! - поддержал Колька – а для Кирюхи вдвойне счастье – в тепле и с хлебом, налей-ка мне кипяточку, Киря, нам ведь до утра еще один вагон угля выгрузить надо.               
                *******
               
Вовка вылезай из своего шалаша, - махнем на крышу, прыгать  будем  на смелость, надо тренироваться, вдруг снова война будет.
- Сейчас, -  откликнулся Вовка, - только дочитаю книжку, " чуть–чуть" осталось, беляк  М аксимов,  наконец – то попал в плен к красным, сидит в сарае.
- Пошли, ясно, что теперь они его грохнут! – Уверенно сказал Колька.
- Вот гад, ушел, обманул молодого красноармейца и  ушел,  это ж надо, еще и молодого бойца зарезал, - Вовка хлопнул по книжке ладонью, - ушел!
Колька, я иду, правильно ты говоришь, надо тренироваться.

                ********
- Ну, сорванцы рассказывайте, что хорошего увидели, услышали, прочитали, Марусь, положи-ка мне груздей, люблю я ими похрустеть с вареной картошкой, -  отец  поощрял за обедом неспешные разговоры о жизни.
- Вовке не терпелось рассказать про Павку Корчагина.
- Рассказывай, опять, "небось" читал до утра? – тихо сказала мама.
- Знаете, как ловко Павка Корчагин отбил у петлюровца пленного Жухрая! -  начал Вовка
- Это который Жухрай? – Колька перестал снимать кожуру с картошки в мундирах.
- Который учил Павку драться, помнишь, я тебе рассказывал, - повернулся Вовка к Кольке.
- Ага, вспомнил, упор на левую  ногу,правая нога полусогнута и удар правой рукой снизу в подбородок.
- Точно, - сказал Вовка и продолжил, - но здесь Павка бить не стал, потому что петлюровец, конвоировавший Жухрая, упирался винтовкой   ему в спину,   так что при ударе она могла выстрелить.
Поэтому  Павка  схватился за винтовку  и рванул ее,  винтовка выстрелила, но мимо, а Жухрай, не долго думая, мощным  ударом  нокаутировал конвоира, и они вместе с Павкой дали ходу.
- Молодец Павка, я бы тоже не испугался напасть на петлюровца, - сказал Колька.
- Отец одобрительно улыбнулся.
                *********

- Как я люблю сосновый лес, наверное, он самый полезный в мире, а какой в горах чистый воздух, да мы просто счастливчики, никакие богачи во всяких  там столицах  не имеют такого воздуха, – Вовка  удобно устроился на сосновых ветках, и  перед сном его потянуло пофилософствовать.
- Ты прав - сказал старший брат Алька, приехавший из института на каникулы, - у нас в Ч Челябинске, как подует с заводской зоны, так все задыхаются от смога.
- А Колька  добровольно травит себя папиросным дымом, сел к сосне привалился и скорей за папиросу,  - продолжал Вовка, - ишь смолит и помалкивает.
Аааа.! - Вдруг заорал, заснувший с зажженной папиросой,  Колька, - горюю! – Он вскочил и стал неистово срывать с себя телогрейку, в которой дымилась дырка, прожженная  папиросой.
Алька схватил  бутылку  и быстро залил  дымящуюся дыру водой.
- Опасность миновала, снимай телогрейку и рубаху  и повесь сушить,- Алька еле сдерживался от смеха, Вовка же хохотал во всю.
- Вам хорошо, смеетесь, а мне эта зараза и рубаху прожгла и на груди метку оставила
- Смех, смехом, а ведь засни мы все, так можно и пожар в лесу устроить, какую красоту можно уничтожить и счастья лишить всяких там жуков, букашек, бабочек….- Вовку снова потянуло пофилософствовать.      
                *******               
- Ребята расскажите кратко, какое событие в сентябре для вас было самым значимым–  Прасковья Михайловна многозначительно посмотрела на Вовку.
- Рассказывай, Вовка, за всех, давай, - сказал Сашка Рябинин и все в классе повернулись и воззрились на своего  вожака.
- Работа в колхозе на уборке урожая,  верно, ребята?
- Верно, верно! – поддержали Вовку все.
- Урожай убирали  бесплатно, кормили нас тоже бесплатно.   Работали  от зари до зари,  иногда спали прямо в соломе на току.  Селяне нам были очень благодарны. 
- Молодцы ребята! Я сейчас зачитаю благодарственное письмо Райкома комсомола в адрес школы за помощь колхозам  в уборке урожая. Погода была не на вашей стороне, дожди, ночные заморозки на почве, несмотря на это, вы справились с поставленной задачей.
                **********
Пацаны, - Колька легко перерубил толстый  сосновый сучок и бросил оставшийся обрубок в кучу, -  я на спор за сегодняшний день нарублю пять кубометров дров.
- Сложишь поленницу в пять кубометров? – удивленно спросил Шурка.
- Да, изрублю столько сучков, что хватит уложить поленницу в пять кубов.
- Не изрубишь, готов поспорить с тобой на десять рублей, - завелся Шурка.
- Кто еще готов поспорить, - Колька пальцем проверил острие своего топора, - как бритва, - сказал он, -  ну что больше никто?
- Не спорьте, пацаны, проиграете, - сказал Вовка - я брата своего лучше вас знаю, - если Колька сказал, нарубит, умрет, а слово сдержит.
- Я не отступлюсь,  вот посмотрите, червонец  выиграю, начинай Колька,  - Шурка хмыкнул, - я  даже  тебе свой обед пожертвую.
Колька рубил и рубил, как заведенная машина, только на пятнадцать минут оторвался на обед, в это время Вовка подточил ему лезвие топора.
Солнце зашло, темнеть стало, а Колька все рубил, Шурка сходил, поужинал, взял свою трехрядку и пришел торжествовать свою победу.
Он играл на гармошке,  а Колька все рубил.
- Сдавайся, Колька, - все равно не нарубишь, - Шурка уже устал играть и хотел спать, а Колька все рубил.
В час ночи Колька уложил последнюю поленницу и подозвал Шурку, - меряй.
- А чо мерить, я итак вижу, здесь даже больше, чем пять кубометров, - вяло проговорил Шурка, -  спать хочу, - добавил он.
                *********
А ну сними пионерский галстук, молокосос,  или я тебе твое мурло попишу! - Жиган, вытащил опасную бритву.
- Не тобой повязан мне красный галстук, - Вовка вытащил из кармана солдатских галифе большой разводной ключ,  - ни тебе и снимать! Сунешься, башку проломлю.
Колька! – крикнул он брата, - тут на меня Жиган наехал со своими шестерками.
Колька появился с Линем(кличка) и с заточкой, сделанной из  паровозной тормозной закладки сорока сантиметров длиной. Он вытянул руку с заточкой в сторону Жигана и встал в позу мушкетера.
- Жиган,  в левом кармане у меня наган, но лучше я тебя заточкой пощекочу,  не двигайся - тихо сказал Колька, и вдруг взорвался, словно, вулкан:
«Стоять на месте бандитское отродье, слушай меня  внимательно отморозок!  Если я увижу тебя еще хоть раз у нашей школы, шашлык из тебя сделаю, будешь на моей заточке куском сырого мяса, как червяк на крючке».
Жигана как будто подменили, он вдруг стал похож на, сморщенный, полусгнивший, мухомор,  - Пошел вон отсюда, уголовная мразь, считаю до трех. Ррраз, два, три! – рявкнул Колька, и уголовник ретировался, как побитая собака.
- Вот и отец наш на войне в рукопашной был такой же! – тихо сказал Линю Вовка.
***********
Лоскуток из произведения, "Щучинский послевоенный базар - оскал дьявола" http://proza.ru/2011/03/22/19
 — Стой, Колька, смотри, опять эта компания карманников промышляет, вот гады. Видишь, норовят у женщины сумку срезать.
  — Держи сумку, срежут, — заорал Вовка, что есть мочи. Женщина встрепенулась, карманники отпрянули от нее и повернулись.
  — Это мусатовский выродок орет,— прошипел один из них.
  — Порежем падлы!
  — Попробуй!
  Вовка приладил на ладонь свинчатку и позвал рыжего Саньку, Колька вытащил свой знаменитый кнут, и щелкнул им, как заправский пастух.
  — Санька, свистни Вита с Линем, вот моя пятерка и будет в сборе. Тогда посмотрим кто кого.
  — Ладно, суки, в следующий раз посчитаемся.
  — Таких мы говорков сшибали хреном с бугорков, — Колька лихо щелкнул кнутом по пустому прилавку, раздался резкий с хрустом щелчок, на доске прилавка остался след от завитой в конец кнута медной проволоки. Для большей острастки он пнул лежащий рядом обломок кирпича.
  — Видел! Врежу по копчику, месяц в лазарете валяться будешь!
  — Пошли, У него на ботинках железные подковы с загибом, сломает гад ногу, если по ноге попадет. Пошли, говорю, не знаешь что ли этих придурков, у них пахан, и тот с молотком не расстается, с ворами все воюет.
                ****
Вовка и Колька стали мастерами ССССР по борьбе САМБО, чемпионами многочисленных соревнований, тренерами по самбо и Дэюдо. Более того, Вовка ежедневно отрабатывал приемы боевого Самбо, каратэ, скурпулезно изучал таинства восточных единоборств, Колька постоянно молотил боксерскую грушу и отрабатывал тяжелые удары на мешке с песком.
                Встреча с бандитами.
Специально падая на спину, Вовка успел врезать вожаку по рылу ногой, одновременно правой нанес удар по, державшему пистолет, запястью. Упав на землю,  врезал ногой по колену второму бандиту, мгновенно захватив стопу третьего. Мастерски зажав  ногу своими бедрами поверх колена, выполнил болевой прием на колено до полного треска разрывающихся связок.
Несчастный заорал благим матом, и, откинувшись резко назад, ударился головой о бордюр.
Моментально вскочив, Вовка отбросил, лежавший на земле пистолет, ногой далеко в сторону, в это время послышался жесткий щелчок - Колькин удар послал  вожака в глубокий нокаут.
*********
 О, Радиола…1948 -1950 г.

 С друзьями в радости  из школы 
 Спешим, ведь дома радиола,
 Отец  для всех  ее купил
 С друзьями слушать разрешил
 Включаем, слушаем Москву
 Париж и Лондон – заграницу,
 Только во сне могло присниться.
  И это все после войны,
 С умма... сходили пацаны!
 Ооо... Радиола……….
*********
 Молодежь СССР - комсомольцы:
           Целинники, строители - добровольцы
                Готовы были хоть к черту в пекло,
                Лишь бы страна восстала из пепла.
      *******
 Смотри, друг, в оба! - в стране агенты
               Расшатать наш корабль стараются.
                Тошно мне слушать их аргументы,-
                Хаос в Россси посеять пытаются.

      ********
 Россия - яхта в белоснежном прикиде,
                Люблю ее вьюги, метели, снег.
                Россию  не остановят шахиды
                Она уверенно ускоряет свой бег.
P.S.