Жить, отвечая за всё...

Владимир Мигалев
"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить,
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают,
Но только с их молчаливого согласия существуют на земле
Предательства и убийства."

                Бруно Ясенский

Давным-давно, когда-то, когда "морячил" немного я в период службы срочной, когда смотрел однажды в жизни своей, на экваторе на созвездие, что зовётся "Южный крест", зародилась у меня мечта... Написать о годах моих юношеских и о поколении том, которое мечтало о жизни о такой... совсем о другой, в которой родился я когда-то и подрастал в мечтаниях своих читая произведения Великих и в том числе, "Как закалялась сталь" и про "Тимура и его команду"...

С тех времён времени прошло немало, почти полустолетия истории страны нашей необъятной, но мечты той, что родилась однажды, я не забыл...

Однажды, примерно в конце сентября, когда учился я в девятом классе, классный руководитель мне сказала, что к завучу по воспитательной работе вызывают меня. Зачем - не пояснила. Пока шёл на эшафот тот, размышлял про себя, типа, зачем теперь-то, вроде бы и не было ничего, потому-что накануне не шалил я, ни с кем не дрался, двоек много не получал... Так что, по разумению моему, меня и вызывать-то было не из-за чего... А то, что случалось ранее, давно разобрались мы.

Чудно, но, времена были тогда такие, когда, коли в кабинет тот приглашали в школе нашей, то... Тем более меня, потому, как, привычно было уже это. Если приглашают, значит кто-либо нажаловался или...

В кабинет захожу и как обычно, словно бронтозавр, но, там, на удивление моё, паренёк сидит рядом с завучем... Года на два иль три старше меня... Зашёл я в кабинет, тот паренёк предложил присесть рядом с ним, представился Анатолием, сказал, что является представителем РК ВЛКСМ, района, в котором я проживал, и предложил посетить, в смысле, встретиться в  обстановке другой... я не отказался, тем более, адрес, который он назвал... оказался в доме, в котором проживали родители мои и я, соответственно. 

После встречи в кабинете завуча, и дождавшись окончания последнего урока, как обычно, пошёл побродить по улицам окрестным и, опять-же, чтобы переосмыслить предложение странное такое... На учёте в милиции я не состоял, хотя, возможно, поводы были, но, как-то не попадался... Возможно потому, что с самого класса первого спортом занимался. Сначала легкой атлетикой/говорили, что мол были перспективы/, но... Тренер - по семейным обстоятельствам уехала в район Урала для дальнейшего проживания... Потом с друзьями по двору и школе подался в вольную борьбу... там не был среди лидеров, но и среди последних не был никогда, даже на соревнования отправляли меня иногда... Чудно, однако, однажды почему-то все мы дворовые решили рвануть в баскетбол. В ДЮСШ. Там более года занимался, затем бросить решил. Почему - сам не пойму. Возможно надоело сидеть на скамейке среди запасных, хотя, те, что были в основе, были старше меня, а я, вроде на подходе, в перспективе... А хотелось ведь всё и сразу. Впрочем, как и всем, кто был в той команде...

Затем... А что затем, в школе учился, участие принимал в составе сборной школы по различным видам спорта и в том числе, что удивительное самое, даже по шахматам и шашкам, по настольному теннису, по футболу, волейболу, баскетболу... Жил, в принципе, не тужил, Физрук обещал рекомендацию на спорт факультет в пед., воен рук, соответственно - в любое училище военное, по выбору моему... а тут вдруг такое предложение...

Шёл конец сентября 1970 года. До окончания школы оставалось ещё два года. Тогда было мне задумываться над чем, потому, как педагогом стать никогда я не мечтал и тем более военным... В то время была у меня уже мечта, но... такая недоступная для меня - стать юристом...

На двери, куда приглашён был я на ознакомительную беседу вывеска появилась новая... РК ВЛКСМ Ленинского района. Отряд " Дзержинец". Удивился я, так как мимо ходил ежедневно, на двери замок висел... Возможно, подумал я, недавно установили.

Ранее, ещё с конца годов шестидесятых в помещении этом подвальном был детский клуб для местных ребятишек.  В стране нашей огромной ещё никто не знал о том, что лет через десять - пятнадцать начнётся застой великий и вскоре страна с названием СССР прекратит своё существование... Ещё работали все предприятия, план выполняли очередной пятилетки. Все трудились и никто не ведал, что  через каких-то лет двадцать всё рухнет!

А сколько тогда было общественных организаций: добровольные народные дружины/ДНД/, которые помогали участковым инспекторам выявлять и предотвращать возможные правонарушения; комсомольские оперативные отряды/КОО/, созданные при РК ВЛКСМ, помогали розыску уголовному раскрывать преступления и разыскивать преступников, шефство брали над трудными подростками и так далее и тому подобное; народный контроль помогал выявлять правонарушения в сфере расхищения социалистической собственности и другие хозяйственные преступления и в целом народ помогал милиции и милиция служила добросовестно своему народу... Возможно кто-то намекнёт, что, мол, и тогда уроды были в милиции... Да, отвечу я, возможно были, но не в таком количестве!

Опять-же, очевидно, народная пословица верна, в которой говорилось, о том, что в семье не без урода... Примерно тоже самое сказать можно было бы и о педагогах и врачах, например, и в других профессиях и родах деятельности человека... Люди-то, в основном, все жили мирно, дружно, друг другу помогали и гадости не творили, как в нынешние времена, тем более, в таком количестве! Такие были времена, однако...

И вот тогда, в 1970 году было принято решение ГК ВЛКСМ Красноярска о создании в каждом районе отрядов "Дзержинец". Членами отрядов этих могли стать при прохождении кандидатского стажа члены ВЛКСМ из числа старшеклассников. Главной целью создания тех отрядов было оказание помощи инспекторам инспекций по линии несовершеннолетних в их работе...

Итак, пора открыть ту дверь заветную в подвальное помещение, в годы юности моей... Зайдя во внутрь, не обнаружил я больших изменений по сравнению с тем, что было ранее, но, похоже, собирались делать ремонт. Посреди зала, там же, как ранее, стоял стол для тенниса. Как обычно ранее, занят был. Шла игра, некоторые незнакомые для меня мои ровесники наблюдали. Ко мне подошёл примерно моего возраста паренёк с повязкой на руке и предложил следовать за ним. Он в штаб меня привёл, где меня уже ждали. Ведь я пришёл в назначенное время.

В штабе находились двое, один, что в школу приходил, Анатолий и другой, похоже, его ровесник. От входа я внимание обратил на портрет Ф.Э.Дзержинского, что висел на стене напротив входа и на крупные слова, что были справа от портрета:"ЖИТЬ, ОТВЕЧАЯ ЗА ВСЁ...". Видимо заметив это, мне пояснили сразу, что это девиз отряда. Затем, в процессе собеседования стали расспрашивать меня о семье моей и моих увлечениях. Проговорили мы минут пятнадцать-двадцать. Пояснили они, что в отряде полувоенная дисциплина, за нарушение которой, наряды дают, как в армии почти и необходимо их отрабатывать... Потом мне было предложено подумать, взвесить всё, осмотреться, познакомиться с ребятами и принять решение о том, буду я вступать в отряд или...

Когда из штаба вышел, заметил, что ещё два новичка сидели, ждали, когда их пригласят. В зал вышел я, ко мне подошли двое ровесников моих, мы познакомились и пошёл разговор обычный среди одногодков или почти. Рассказали мне они, что отряд был образован годом ранее на базе поста №-1, где учащиеся школ Красноярска вахту несли у вечного огня всем погибшим нашим землякам  за то, чтобы потомки их жили в мире... Незаметно очередь моя подошла игры в теннис. Обыграл я одного, другого, третьего... Примерно так и был принят я в тот коллектив кандидатом в отряд "Дзержинец"...

За пару месяцев собралось нас со школ разных нашего района человек под тридцать. Хотя приходило гораздо более, но некоторым, возможно, не понравилась полувоенная дисциплина, другим что-то ещё или поняли они, что это не для них. Были и такие, которых запугали местные пацаны.

В отряде было три отдела:оперативный, политотдел и общий. В политотделе занимались подготовкой  и выпуском стенгазет, политинформаций, в общем - готовили различные мероприятия, дежурства, выступления агитбригады в ДК района на мероприятиях различных,
опять-же подбирали материал для агитбригады, с концертами потом по школам выступали члены отряда. В оперативном, где был и я, занимались мы дежурством в инспекции по делам несовершеннолетних, готовили рейды по подвалам, чердакам и местам сбора подростков, склонных к бродяжничеству и совершению правонарушений различных.

Начальниками отделов были те, что пришли вместе с командиром из городского, того единственного, первого, которые уже школу закончили и поступили в институт или ждали призыва в вооружённые силы страны. Был и комиссар у нас - преподаватель одной из школ правобережья, которая всю жизнь свою почти посвятила этому движению и душу вкладывала почти в каждого из нас.

Почти с первых дней над нами шефство взяли более старшие друзья, представители комсомольского оперативного отряда, между прочим, одного из лучших в нашем городе - завода "Красмаш", которые уже отслужили в ВС и работали на заводе и студенты ВТУЗа, по нынешним временам - Космической Академии. Примерно раз в неделю мы ходили в их спортзал, где нас обучали урокам самообороны. Как уходить от ударов различных и пинков в том числе, как производить блокировки и выбивать различное холодное оружие/у них были муляжи резиновые/. Приобретённые в те времена навыки мне лично не однажды пригодились в моей дальнейшей жизни. Эти-же наши старшие товарищи стали брать нас с собой в походы по окрестностям Красноярска, причём с ночёвками. Избы были у них в местах различных. Ведь была тогда зима, когда образовывался наш отряд. В походах тех коллектив отряда сдружился. Друг другу помогали в покорении скал да и в ситуациях различных, так скажем, житейских...

В отряде том всех нас приучили к пунктуальности. За опоздания или неявки без причин неуважительных давали ведь наряды. В том числе и за то, что не предупредил кто-либо заранее о неожиданных препятствиях на жизненном пути. Предупредить обязательно было необходимо через кого-либо из тех, кто в школе одной учился или жил недалеко, или через телефон, которых в те времена мало было у кого. Разве что через телефон - автомат уличный... Иногда доходило до случаев почти анекдотичных. К исходу времени назначенному у входа в помещение собиралось до десяти человек и ждали последних. Когда кто-то появлялся запыхавшийся от бега, вслух счёт шёл обратный и, если тот опаздывал вдруг, хором весело объявляли ему наряд за опоздание и, стало быть, приходилось опоздавшему пыльцу погонять или помыть полы в помещении нашем. Но никто никогда не обижался на это. И я пару раз "пролетал", пока не усвоил, что опаздывать нельзя!
Забавно вспоминать об этом...

Ещё мне понравилось с первых дней пребывания в отряде том то, что каждый мог сказать любому - что думает о нём, подсказать, помощь оказать, но никто за глаза, как говорится, не "сплетничал", особенно практиковались высказывания такие на собраниях общих или заседаниях отделов. Никто не "сачковал" и не пытался жить за счёт других и "шушукания" пресекались сразу. На первых порах мне перепадало иногда. Пришёл туда ведь "букой" я. Нигде лидером не был. Разве что в период спортивных игр или соревнований... Особенно старались всегда помогать новичкам, вновь прибывшим и незаметно как-то тот в коллектив вливался...

Отряд :"Дзержинец" функционировал в Красноярске до окончания восьмидесятых годов прошлого столетия. То есть, около двадцати лет. Иногда, в годы различные в городе нашем одновременно было три, четыре отряда в районах различных, но друг с другом контактировали и был общий штаб городской, благодаря которому проводили совместные мероприятия. Рейды, например, по подвалам и по местам сбора подростков, состоящих на учёте в милиции или в походы различные...

Осваивали окрестности родного Красноярска. Побывали в пещерах Торгашинских и скалы "покоряли" в заповеднике "Столбы" в любое время года. Однажды, даже, в ночь предновогоднюю забрались на верхотуру. Было нас человек хоть и немного, но, какое наслаждение испытал лично я, когда глянул на окрестности, на небо звёздное... А спускаться, оказалось не легче, чем подниматься. Морозец стоял градусов под двадцать. Потом, по снежку хрустящему пришли к избушке, где чайку попили, попели под гитару у печки и спать на нары завалились. Народу много было, так что пришлось остаток ночи проводить в тесноте, но не в обиде, однако...

По речке Мане сплавлялись летом, а деньги, между прочим, на тот поход сами зарабатывали в десантах трудовых. Какие были времена, о которых и вспоминать приятно, честно говоря...

Ежегодно состав обновлялся, так как одни приходили, что были по моложе, другие уходили на службу срочную в вооружённых силах страны нашей или поступали на учёбу в институты или в училища военные. Иногда на смену брату приходил брат младший или сестрёнка. Помню случай, когда из одной семьи в отряд пришло четверо/два брата и сестры две/, которые на смену друг другу приходили... Отец их, уже позже, стихи написал про наш отряд:

 Городской отряд "Дзержинец" есть
 И в районах тоже.
 Здесь служить имеют честь
 Те, кто помоложе.

 В турпоходы выезжали
 И по Мане сплавлялись.
 В деревнях концерт давали
 И в округе славились.

 Порядок в городе держали,
 Копьё поднимая...
 Их за это уважали.
 Жить, отвечая за всё...
 Девиз их был в течении жизни...

 В период воспоминаний своих пытался прикинуть я, сколько же побыло человек в отрядах тех. Статистики нет у меня, а жаль, хотя по моим предположениям не одна сотня, однако, а может быть, вполне, и тысяча не одна.  И что удивительно, очень многие потом поступили в институты и  училища военные и их закончили. А сколько нашли свою судьбу, имею я ввиду, вторую свою половинку на всю последующую жизнь...

Многим тем за пятьдесят или около того и предполагаю, что не только я, вспоминая о том отряде, судьбу свою благодарят, за то, что она предоставила возможность всем нам там побывать  однажды, в отряде том, что назывался "Дзержинец"!