Ч. 24 Назначение с перспективой

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/04/18/1923


Григорий Иванович перешёл служить на берег. Его назначили исполняющим должность «начальника рейдового отдела оборонительных линий северных укреплений Севастополя». Название должности звучала длинно и пышно, но, какие у него конкретные обязанности, Бутаков так уяснить и не успел.

После перехода войск на Северную сторону стали разбираться с наличием людей. Выявилось множество случаев побегов и неявки в экипажи. Многие пропали без вести.

Конечно, первым делом Бутаков стал наводить справки о своих братьях, отправленных в госпитали. Как выяснилось, один из них, Дмитрий, умер от ран в Симферополе, другой, Владимир, остался жив с обожжённым лицом и получив две контузии головы.

 Пока Григорий Иванович разбирался с людьми и своими новыми обязанностями, в штаб Севастопольского гарнизона фельдъегерь привёз указание из Петербурга: Бутакову немедленно отправиться в Николаев, где заняться усилением его обороны. Закончилась севастопольская эпопея, и начинался новый этап его службы и жизни.

Сам Григорий Иванович скромно оценивал свой вклад в оборону города, не без основания считая, что воевать на бастионах было и опаснее, и труднее. Когда он первый раз пришёл с рапортом, в котором просил разрешить ему перейти воевать на сушу, Нахимов ответил категорическим отказом.

Историки обычно приводят якобы произнесённую тогда адмиралом фразу: «Вас нужно сохранить для будущего флота». При всём уважении к личности Григория Ивановича возникает вопрос: выходит, что сражаться и умирать на бастионах должны были те, кого сохранять для флота не требовалось?

Григорий Иванович Бутаков закончил войну просто осыпанный царскими милостями и наградами:  орден святой Анны 2-й степени с императорской короной и мечами, золотая сабля с надписью «За храбрость», орден святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, серебряная медаль за оборону Севастополя, звание флигель-адъютанта.

 Его младшие братья, бившиеся на бастионах, имели более скромные награды, но они и не были постоянно на виду у начальства. После Севастопольского ада Николаев казался тихим и спокойным, хотя город наполняли многочисленные войска и раненые. Дома родные испытали и горе, и радость.

Они уже знали о смерти Дмитрия, им сообщили из госпиталя, стало известно и о новом назначении Григория. Отец и мать с нетерпением ждали приезда Григория, который должен был привезти известия о находившемся на излечении Владимире. Тот оставался в Севастополе.

Григория Ивановича в Николаеве встретили как героя. Меншиков к тому времени уволили с должности начальника главного морского штаба. Корнилов, Истомин, Нахимов погибли. На должность заведующего морской частью в Николаеве и военным губернатором города назначили Николая Фёдоровича Метлина, присвоив ему звание вице-адмирала.

 После смерти Корнилова он стал начальником штаба Черноморского флота, оставаясь всю войну в Николаеве. Метлину также подчинили Дунайскую флотилию и интендантскую часть на правах главного командира Черноморского флота.

Григория Ивановича назначили к нему заместителем, начальником штаба. Конечно, получив замом севастопольца, награждённого золотым оружием, орденами Св. Анны с мечами, Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Георгия 4-й степени, пожалованного царём во флигель-адъютанты, Метлин почувствовал себя неуютно.

Понимал, что рано или поздно, Бутаков его сменит, а потому вёл себя с ним крайне осторожно. Но почему прислали именно Бутакова? Разве мало было не менее способных и опытных офицеров и адмиралов, прославившихся в Крымскую войну?

На мой взгляд, ответ простой. После прихода на престол Александра II, руководство флотом перешло к его брату генерал-адмиралу Константину, которому в ту пору было двадцать восемь лет.

Великий князь был полон честолюбивых планов по преобразованию флота и собирался опираться на тех людей, каких знал лично, и, прежде всего, молодых. Генерал-адмирал вспомнил молчаливого сдержанного офицера, с которым он проходил практику вахтенного начальника во время плавания на Чёрном море. Возможно, и раньше держал его в поле зрения.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/18/1279